Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения




Скачать 155.14 Kb.
НазваниеУзбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения
страница1/2
Дата публикации23.06.2013
Размер155.14 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Литература > Документы
  1   2

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения


Бахтияр Шахназаров (Измир)

Поводом для начала национально-освободительного движения в Туркестане стал принудительный набор дешевой рабочей силы из числа туркестанцев для привлечения их а работы за линией фронта в 1916 году. Согласно указу русского царя, в европейскую часть Российской империи требовалось перебросить почти полмиллиона человек. В знак протеста в Туркестане началось народное движение, которое продолжалось до 1935 года. С легкой руки русских военачальников участников национально-освободительного движения назвали «басмачи», что означает «грабители, банда разбойников», тогда как сами участники движения называли своих лидеров «курбаши». Слово «курбаши» (на самом деле – «корбаши») состоит из двух слов – «кор» («горящие угли», «жар») и «баши» («начальник») и означает «главарь группы». Этот термин присутствует и в книге «Диван-ул Лугат-ат Турк» известного тюрколога Махмуда Кашгари (1029-1101).

В начале двадцатых годов прошлого столетия в России шла гражданская война. Везде были разруха и голод, люди в массовом порядке покидали насиженные места в надежде сберечь себя и членов семьи. Миграционные процессы были настолько велики, что для того, чтобы данные о количестве переселенцев не отразились в статистике, советская власть запретила демографию, назвав ее наукой буржуазной и чуждой принципам коммунизма. Поэтому точных данных о тех, кто вынужденно покинул территорию Туркестана в период с 1920 по середину 1930-х годов, в открытом доступе нет, а те, что есть - крайне скупы.

С 1927 по 1938-й годы в СССР проводилась массовая коллективизация сельского хозяйства. Наибольший отток населения Туркестана приходится на данный период, точнее – на конец 1920-х и начало 1930-х годов. У богатых отбирали принадлежавшие им земли и имущество, их самих объявляли кулаками и отправляли в ссылку в Сибирь, на Украину и юг нынешнего Таджикистана. Свекровь дочери моей тети рассказывала, что в тридцатых годах их семью выслали на Украину, где ей пришлось пожить несколько лет.

Ссыльным приказали выращивать хлопок. Услышав это, я очень удивился: «Разве на Украине растет хлопок?» Женщина ответила, что растет, но кустарники были не очень высокими, так как им не хватало солнечного тепла. Тем не менее, урожай хлопка был собран. Однако затем власти отказались от идеи выращивания хлопка на Украине, настолько это было изнурительно.

Основная масса покидавших родину туркестанцев переезжала на север Афганистана, благо, большинство жителей многих населенных пунктов данного региона составляли, в основном, узбеки, а также другие тюркоязычные народы - туркмены и уйгуры. Афганцы, проживающие в центральных и южных частях страны, жителей севера называли «туркестанцами».

Часть переселенцев, в основном из Ферганской долины, направлялась через горы Тянь-шаня в Восточный Туркестан, город Кашгар. Некоторые уходили в Азербайджан и Иран, но таких было мало. Ведь, чтобы попасть в Азербайджан, надо было через пустыню добраться до восточных берегов Каспийского моря, а дальше плыть на корабле в Баку. А уйти в Иран мешали религиозные различия: иранцы являются мусульманами шиитского толка, тогда как узбеки – сунниты.

Согласно переписи населения, в результате миграции население восточной части Бухарского эмирата, куда входили южные районы современного Таджикистана, сократилось с 1.374.685 человек в 1917 году до 831.180 человек в 1926-м. Только из Сурхандарьинской области Узбекистана через реку Амударья в афганский Туркестан перебрались 44 тысячи семей или около 206 тысяч человек, в основном, узбекской национальности.


Лидеры националь-освободительного движения (справа налево): Нурматбек, Молла Хатем, Шерматбек и Назир Кабави. Фото из книги Ахада Андижана «Борьба за освобождение Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости»

^ Живая история национально-освободительного движения

В турецком городе Адана живет Абдухамид Кочар, уроженец кишлака Бустон, что находится близ города Маргилан Ферганской области. Богатая семья его отца имела обширные земли, сады и имущество как в Бустоне, так и кишлаке Моянда, ставшем частью нынешнего города Кувасай.

В середине марта Абдухамиду Кочару исполнилось сто лет! Юбилей отметили в здании Общества туркестанцев Аданы, гостей угощали узбекским пловом. В настоящее время дочери Кочара живут в Саудовской Аравии, Анкаре, Бурсе, Самсуне и Мерсине, один сын живет в Стамбуле, другой – Чагатай Кочар – в Адане (С 1975 по 1995 годы Чагатай Кочар работал в Мюнхене (ФРГ) в узбекской службе радио «Свобода»).

У Абдухамида Кочара - тридцать три внука. «К сожалению, племянники, которые живут в Саудовской Аравии, ассимилировались и не владеют узбекским языком, - с горечью говорит дядя Абдухамид. – Их уже не переделаешь. Не только новое поколение, но и люди среднего возраста уже разговаривают только по-арабски. Но те, кто побывал в Узбекистане, все же стараются говорить по-узбекски и не забывать родной язык».

Восемьдесят лет своей жизни из полных ста Абдухамид Кочар прожил на чужбине – в Афганистане, Индии, Саудовской Аравии и Турции. Он до сих пор помнит некоторые слова на русском языке, например – «берданка», «Красная Армия», «буханка», «налог», «комсомол», «книжка», «охранник», «мандат» и другие, и иногда уместно использовал их во время нашей беседы. Но мама не разрешала ему произносить дома русские слова, а когда Абдухамид все-таки пытался, она одергивала его окриком «А ну-ка, быстро вымой рот!» Поэтому он так и не выучил русский язык.


Абдухамид Кочар

Дедудшке Абдухамиду не отказать в хорошей памяти. «Моего отца звали Мирзамахмудкори, маму – Халимахан, прадеда – Таджибай Мутавали, прапрадедушку – Маткабил Аълам, прапрапрадедов – Мумин Кочар и Алимкул», - уверенно рассказывает он о своей родословной.

Когда в середине двадцатых годов в Туркестане были закрыты медресе (религиозные школы), родители Абдухамида не отпустили его в новую школу, однако это не помешало ему стать… комсомольцем. Во время коллективизации власти отобрали у зажиточных семей их имущество и земли. Затем повсеместно воцарился голод, хлеб начали выдавать по карточкам. Солдаты вторгались в дома и забирали все съестное. Семья Абдухамида закопала мешки с пшеницей в землю, и поэтому ей удалось выжить. В те времена из-за страшного голода некоторые семьи бросали своих детей. Одного такого брошенного младенца – девочку - семья Чокар нашла рядом с мечетью и забрала к себе домой. Через несколько лет объявились родители найденыша, они поблагодарили позаботившихся о ней людей и забрали уже повзрослевшую дочку.

Новоиспеченных колхозников заставляли выращивать только хлопок.

- Даже песня такая была «Пахта, пахта, пахтадан бошка нарсани мактама» («Не хвали ничего, кроме хлопка»), - вспоминает дядя Абдухамид. - Во время уборочной страды все школы закрывались, на сбор хлопка выгоняли даже горожан. Когда хлопка на полях совсем не оставалось, то под снегом собирали курак (полураскрывшиеся или не распустившиеся коробочки хлопка. - Прим. ред.). За работу давали по полкило сахара, 250 граммов хлопкового масла и буханке хлеба. Борьба с богатыми шла повсеместно. Тех, кто имел какое-то имущество или скот, государство облагало непомерными налогами. Разорившиеся люди бросали все и бежали в Кашгар (город в Восточном Туркестане, расположен на территории современного Китая. - Прим. авт.).

Записавшись в техникум растениеводства, Абдухамид отправился в селение Зангиата, что недалеко от Ташкента. Через сорок дней работавший в техникуме родственник сообщил Абдухамиду, что он должен срочно поехать домой. По дороге в Маргилан, на железнодорожных станциях Абдухамид увидел составы, заполненные людьми, которых отправляли в ссылку в Сибирь. По прибытию домой он узнал, что среди ссыльных оказались брат его отца и семья племянника. Мама со слезами на глазах сообщила, что государство забрало их дом, а им велено проситься жить к родственникам.

Вскоре Абдухамид решил перебраться в Кашгар. Приехав в Андижан, с огромным трудом добился приема в китайское консульство. Но там ему сообщили, что для того, чтобы официально выехать в Кашгар, ему понадобится приглашение от живущих в этом городе родственников, а таковых у Абдухамида не было. Тогда он решил ехать без документов, и через город Узген и горные тропы добрался почти до Эргаштама (переводится как «крыша Эргаша», нынешнее название «Иркештам» - неверное. Эргаштам находится на границе Кыргызстана и Китая. – Прим. авт.).

Однако затем Абдухамид возвращается в Маргилан, чтобы с матерью, сестрой и ее дочкой отправиться в Сурхандарью, и далее через Амударью перебраться в Афганистан.

- Удалось ли Вам перебраться в Афганистан, не имея документов?

- Нет, в те времена, чтобы поехать в другой город, надо было иметь мандат, а у нас его не было. Поэтому, когда на каракалпакском корабле мы добрались до селения Сарай-Камар, через государственную границу нас не пропустили. Пришлось поселиться в местечке Каратаг, где проживало очень много выходцев из Ферганской долины. Там я из досок соорудил себе маленький магазинчик и начал продавать выращенные земляками арбузы и дыни, а также расшитое узорами различное тряпье. Все это время размышлял о том, как перебраться в Афганистан. В Каратаге встретил земляка Джалала, который был богатым мясником и всегда имел в своем хозяйстве по пятьдесят-шестьдесят голов крупнорогатого скота. Потерявший все имущество и объявленный советской властью «кулаком», Джалал переселился в Каратаг. Однажды он спросил меня, хочу ли перебраться в Афганистан, на что я ответил «Конечно!». Он сказал, что договорился с проводником Хасаном, который за десять червонцев с человека переправит нас за реку. Я обрадовался и отдал за свою семью тридцать червонцев.

- И сразу же отправились в путь?

- Нет, сначала я продал свой магазин и домашнюю утварь. В те дни в Каратаг прибыл Арифходжа - сын моего дяди, работавший в Маргилане самоварщиком, он был очень измотанный и голодный. Мы привезли его домой, накормили, напоили. Мама сказала, что мы должны забрать его с собой. Я сказал об этом Джалалу и попросил, чтобы для Арифходжи сделали скидку. Джалал отнесся с пониманием и за двоюродного брата я заплатил всего пять червонцев. Наш проводник Хасан сотрудничал как с русскими пограничниками, так и с ненавидевшими советскую власть мстителями, делясь с ними полученными от переселенцев деньгами.

В один морозный день мы вышли в путь. Было очень холодно, идти пришлось через камыши и лес, отдыхали на камышах, разложенных прямо на снегу. Когда издали видели пограничников, прятались в специально подготовленных ямах. Два дня провели на чердаке лесного дома Хасана, лежа на соломах.

Наконец, мы прибыли к реке и приступили к сооружению плота из коровьих шкур. Стали надувать двенадцать шкур со связанными ножками. На это ушли целые сутки. Когда плот был готов, посадили на него женщин и вещи, привязали лошадь за хвост, а сами вошли в воду, зацепились за края плота с трех сторон и поплыли. Минут через десять-пятнадцать вышли на противоположный берег. Всех трясло от холода и страха: мы очень боялись, что нас убьют пограничники. Мой знакомый доктор Абдусамад, который живет в Саудовской Аравии, рассказывал мне, что когда они собирались сесть на плот, пограничники их заметили и открыли стрельбу. Женщин и детей быстро посадили на плот, а мать Абдусамада не успела дойти до него – ее настигла пуля, выпущенная из винтовки пограничника. Бедные люди даже не смогли забрать труп женщины, он остался на берегу.

- Как вас встретила земля Афганистана?

- В камышах нас поймали афганские пограничники и привезли в импровизированный участок, сооруженный из того же камыша. Увидев, что от холода мои ноги начали синеть, они наполнили бурдюк со снегом и сказали, чтобы я сунул ноги вовнутрь. Так я просидел целый час и спас ноги от обморожения. Через восемь дней нас привезли в местечко Имамхатиб, где мы поселились в постоялом дворе нашего земляка Шадманходжи. Затем построили себе дом из самана (соломы). Никаких документов афганские власти нам не выдали, нас просто называли «мухаджирами» - эмигрантами. Мэр города старался не выпускать переселенцев из города и использовать их опыт ведения хозяйства для развития городка. Сбежав из Имамхатиба, я прибыл в Ханабад, получил там вид на жительство и привез туда всю семью.

- Встречали ли в Ханабаде своих знакомых?

- В Ханабаде жили такие уважаемые люди, как Якубджан-пулемет, Исмаилджан-курбаши и Эгамберди – все они были джигитами Шерматбека (один из лидеров национально-освободительного движения в Туркестане. - Прим. авт.). Там я купил чайхану и стал компаньоном пекарни. Затем в Тархане произошла вспышка малярии, от которой скончались моя мама и сестра. Перед смертью сестра завещала мне свою дочку, попросив, чтобы она не попала к афганцам.

Потеряв родных, я решил вернуться на родину и обратился с заявлением в министерство иностранных дел Афганистана. Узнав об этом, один земляк предупредил, что по возвращении в Туркестан меня убьют, как предателя родины, и уговорил остаться. Я вспомнил о своем дяде и знакомом Акмале Умарове, которые много лет назад уехали в Турцию, и решил последовать за ними. Начертив маршрут в Турцию через Иран и посадив на коня мою четырехлетнюю племянницу, я поехал в Мазари-Шариф. Здесь девочку удочерила семья нашего земляка хаджи Халила, а я открыл парикмахерскую и начал работать.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconУзбеки Турции (часть II). «Свое имя я увидел на памятнике»
После Второй мировой войны в Турции нашли приют многие узбеки, оказавшиеся в немецком плену. Многие из них служили в созданном в...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconУзбеки в Турции (часть I). Текке обители дервишей
Средней Азией и Османской империей нельзя было назвать безоблачными. Причиной тому была не географическая удаленность друг от друга,...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconУзбеки Турции (часть V). Человек, ставший государственным министром
Узбекистана, руководил Обществом туркестанцев Стамбула, дважды встречался с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Первая из...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconПамятка для туриста по турции общая информация о стране
Арменией, на востоке с Ираном, на юго-востоке с Ираком и Сирией, на северо-западе с Болгарией и Грецией. Омывается водами Черного...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconСеверная война Главная причина Северной войны
Условия перемирия России и Турции: возращение Турции крепости Азов; непрепятствование со стороны России возращению Карла XII в Швецию;...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconУчастники на III этап Всероссийской и республиканской

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconОбластной закон
«О долгосрочной областной целевой программе «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы» (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации...

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconТурции Тайны Ближнего Востока… Тур с отдыхом на морском побережье Турции Март
Львов-Тернополь-Черновцы-Бакау-Брашов-Бран-Синая-Бухарест-Эджеабат-Чанаккале-Кушадасы-Далян-Пирена-Милет-Дидым

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconПонятие национально культурного уровня языка
Роль национально-культурного уровня в процессе коммуникации

Узбеки Турции (часть III). «Басмачи» или участники национально-освободительного движения iconЧасть Империум 2 Глава Часть Имперская педагогика 3 Глава Часть Общая...
Руси? Или все же попытаемся вернуть им изначальный священный смысл, возвысимся до понимания своего служения, своего долга — не только...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница