Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55




Скачать 177.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55
страница1/3
Дата публикации07.06.2013
Размер177.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

Усть-Илимское муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»


Интеграция предметного содержания образования

в подростковой школе на основе ТРИЗ

Пособие для учителей.

Часть 1.


Усть-Илимск

2009

Подготовлено к изданию в соответствии с Федеральной программой развития образования по направлению «Авторская экспериментальная школа»

Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ. Пособие для учителей. Часть 1.

В брошюре представлен материал по применению Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для разработки и выполнения творческих (проблемных, изобретательских) заданий по ряду предметов подростковой школы (5-9 класс), дано краткое изложение ТРИЗ и программа курса «ТРИЗ для учителей». Выполнение творческих заданий предоставляет и детям и учителям широкие возможности для межпредметной интеграции, для применения школьных знаний при решении реальных жизненных проблем. Применение богатого инструментария ТРИЗ развивает творческие способности, способствует системному мышлению.

Брошюра предназначена для учителей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей. Задания сборника успешно применялись и в классах развивающего обучения и в общеобразовательных и в коррекционных классах

Авторы: Бояркина В.И.

Комарова С.В.

Лисянская Т.

Черкасов А.

Адушева С.А.

Новикова Г.А

Зубарева Н.А.

Демчук Е.Ю.


Содержание



От автора 4

Бояркина В.И. Краткое изложение основ Теории решения изобретательских задач 6

Бояркина В.И. Программа курса «ТРИЗ для учителей» . 23

Список литературы 27

^ Творческие задания с методическими рекомендациями

по их выполнению с помощью элементов ТРИЗ.
А. Литература и русский язык.
Бояркина В.И. Литература. 5 класс. Сборник творческих заданий. 28

Комарова С. В.; Бояркина В.И. Литература. 5 класс. Творческая работа с текстом:

В.В.Набоков «Аня в стране чудес». 40

Бут И.Б.; Бояркина В.И. Литературе. 6 класс. Сборник творческих заданий. 44

Денисюк Л. С. Русский язык. 5 класс. (Фрагмент сборника) 53

Бояркина В.И. Философские сказки. 54

Методические рекомендации по сочинению.
^ Б. История
Бояркина В.И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55

Бояркина В.И. Изобретательские задачи в библейских сказаниях 62

и мифах Древней Греции.

^ Работы учащихся:

Лисянская Т. Открытие Гипербореи и ТРИЗ. 64

Черкасов А. Выявление возможных реальных причин 67

возникновения мифологических сюжетов.

Демчук Е.Ю. Новикова Г.А.

Интегрированный урок: история и экология. 7 класс

^ В. Предметы естественно –научного цикла.
Бояркина В.И. Естествознание, 5 класс. Сборник творческих заданий. 69

Бояркина В.И. Вулканы. Репортаж с открытого урока по природоведению 72

в 5е ТРИЗ-классе.

Бояркина В.И. Физика. Химия. 5-6 класс. Сборник творческих заданий. 75

Адушева С.А. Бояркина В.И. Методическая разработка урока по химии 79

с элементами ТРИЗ. Тема: «Строение веществ». 8 класс.

Новикова Г.А. Зубарева Н.А., Интегрированный урок: биология и география

в 7 классе. Тема: «Роль организмов в образовании полезных ископаемых».

Зубарева Н.А. Интегрированный урок: географии и ТРИЗ. 7 класс.

Тема урока: Климат Антарктиды.

Макарова Л.М. Интегрированный урок

Обслуживающий труд образовательной области «Технология» и ТРИЗ
Зубарева Н.А.

Интегрированный урок: биология и география в 7 классе.

Тема: «Роль организмов в образовании полезных ископаемых».
Цель: Обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, мхов, папоротников и одноклеточных животных.

Показать значение организмов в образовании осадочных органических полезных ископаемых материка Южная Америка (торфа, каменного угля, нефти, известняка).

Продолжить формировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы.

Закреплять умение объяснять географические закономерности (полезные ископаемые и места их залегания).

Воспитывать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: географическая карта «Южная Америка», коллекции полезных ископаемых, гербарии, таблицы «Мхи», «Папоротники».

Ход урока.

^ Организационный момент.

1. Ситуация успеха.

Учитель биологии:

- Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Для достижения лучшего результата мы решили объединить знания двух предметов. На протяжении урока, решая данную задачу, вы должны найти точки соприкосновения двух предметов (географии и биологии) и ответить на вопрос: «Можно ли провести резкую границу между живой и неживой природой?»

Слово берёт учитель географии.

Учитель: - Ребята, мы продолжаем изучать Южную Америку. Обратите внимание на профиль рельефа этого материка. Его вы вычерчивали на прошлом уроке. Подумайте и скажите, какая зависимость существует между строением материка и рельефом?

Марианна: - На этом материке столкнулись две литосферные плиты: Тихоокеанская и Южно-Американская, в результате образовалась складчатая область. Сейчас это горы Анды.

Антон: - В центре эти плиты движений не испытывали, там образовались платформы. Сейчас это Амазонская низменность, Гвианское и Бразильское плоскогорья.

Учитель: – Отразите эту связь на профиле, т.е. подпишите на профиле формы рельефа и соответствующие им тектонические структуры.

^ 2. Ситуация разрыва.

Учитель: - Обратите внимание, последняя строка в таблице свободна. Подумайте, какую зависимость здесь можно проследить? С чем ещё связано строение земной коры? Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с тектонической картой атласа.

Надя: - История формирования земной коры связана с наличием полезных ископаемых.

Учитель: - Пользуясь тектонической картой, проследите, какие полезные ископаемые встречаются по линии профиля. Выпишите их в таблицу в соответствии с их залеганием. Сделайте выводы о размещении полезных ископаемых.

Вика: – Мы обнаружили, что на платформе находятся уголь, нефть, а в складчатых областях - разные руды.

Саша: – Нефть, уголь - это же осадочные породы. И получается, что осадочные породы залегают на платформах.

Антон: – А рудные - это магматические породы и залегают они в складчатых областях.

Учитель: – С этим заданием вы справились хорошо. Но у нас получилось, что полезные ископаемые делятся на группы. Вы сказали «магматические» и «осадочные». Что положено в основу этого деления? Существуют ли какие другие группы? Подумайте. Мы предлагаем вам поработать в группах.

Задание: Ребята, у вас на столах имеются коллекции полезных ископаемых. Подумайте, по какому признаку можно разделить имеющиеся у вас полезные ископаемые и на сколько групп? Разложите эти полезные ископаемые в соответствии с вашим делением.

Ответы: 1 группа. Мы считаем, что полезные ископаемые образовались по-разному. Например, уголь из растительных остатков. Известняк из ракушек. Гранит, когда застывала магма. Каменная соль, когда высыхали моря. Т.е. везде мы говорим об их происхождении.

2 группа. Мы тоже считаем, что полезные ископаемые можно разделить на группы в зависимости от их происхождения.

3 группа. Учитывая происхождение, мы все полезные ископаемые поделили на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.

4. группа. У нас тоже получились три группы. Магматические образовались при застывании магмы. Осадочные - из различных остатков. Метаморфические - при превращении одних горных пород в другие.

Учитель: – А теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили горные породы.

Учащиеся называют породы по группам.

Учитель: – Ребята, уберите в сторону магматические и метаморфические горные породы. Перед вами осадочные горные породы. И теперь мы будем говорить только о них.

^ 3. Постановка учебной задачи.

Учитель: – Как вы думаете, чтобы дать характеристику осадочным породам, что вы должны знать?

Надя: – Как они образовались?

Антон: – Какие породы к ним относятся?

Маша: – Можно ли их ещё как-то разделить?

Саша: – Если их можно разделить, то выяснить причину.

Учитель: – Итак, мы должны классифицировать полезные ископаемые на основе их происхождения.

^ 4. Решение учебной задачи.

Учитель: – Ребята, давайте спланируем свою деятельность. На какие вопросы надо ответить в первую очередь?

Марианна: – Я думаю, что сначала надо рассмотреть, как они образовались.

Алёша: – Правильно, а потом - можно ли их разделить на группы.

Учитель: – Работу продолжаем в группах. Каждая группа должна рассказать о происхождении одной горной породы.

1 группа. Каменная соль образовалась в результате химических реакций в воде. Вода испарилась, а соль выпала в осадок.

2 группа. Песчаник образовался в результате разрушения горных пород.

3 группа. Из растительных остатков образовались уголь, торф, нефть.

4 группа. Известняк и мел образовались из отмерших ракушек.

Учитель: – У нас получилось, что все предложенные породы имеют различное происхождение. В какие группы мы можем их определить?

Наташа: – Соль – это осадочная химическая горная порода.

Лена: – Песчаник – осадочная обломочная горная порода.

Ксюша: – Уголь, торф, известняк, нефть – осадочная органическая горная порода.

Учитель: – Подведите итог сказанному.

Надя: – Осадочные полезные ископаемые в зависимости от происхождения делятся на три группы: обломочные, органические, химические.

Учитель биологии: - Ребята, давайте более подробно изучим органические полезные ископаемые. Работаем в группах. Перед вами лежат гербарии. Объедините попарно органические полезные ископаемые и организмы, которые дали начало этим полезным ископаемым.

После выполнения этого задания для каждой группы предлагается задание:

1группа - общая характеристика мхов и образование торфа.

2группа - общая характеристика водорослей и образование нефти.

3группа - общая характеристика папоротников и образование каменного угля.

4группа - общая характеристика простейших и образование известняка.

После выступления групп вопросы для уточнения:

-Почему мхи не вырастают высокими?

Саша: - У мхов развиты не все виды тканей, у них нет механической ткани, поэтому они не растут, иначе они бы сломались.

-Какие папоротники превратились в каменный уголь?

Антон: - Древние древовидные папоротники.

-Почему у древних папоротников не было защитных приспособлений от прямых солнечных лучей?

Надя: - Климат был очень влажный, теплый, постоянно был туман, в котором рассеивались солнечные лучи.

-Почему у древних папоротников не было годичных колец?

Марианна: - В то время не было резкой смены времён года, всегда было тепло и клетки камбия делились и были одинаковы.

-От чего зависит жизнь организмов?

Алина: - На жизнь организмов влияет неживая природа (температура, свет, влажность).

-Как вы думаете, образование каких полезных ископаемых продолжается в настоящее время?

Наташа: - Торф, известняк, ракушечник.

Вопросы для подведения итога урока.

- Итак, какие точки соприкосновения между географией и биологией вы увидели? И где?

Алина: - Оказывается, есть полезные ископаемые, которые без организмов не образуются.

Лена: - На жизнь организмов влияют факторы неживой природы.

Оля: - Залегание горных пород зависит от формирования рельефа и местообитания растений и животных.

- Можно ли провести резкую границу между живой и неживой природой?

Юля: - Нет, так как есть единая природа, в ней всё взаимосвязано.

5. Рефлексия.

Как вам помогла такая форма урока для усвоения данной темы?

Что понравилось на уроке?

Где встретились трудности?

Для того, чтобы снять напряжение, мы предлагаем вам разгадать кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, у вас получится ключевое слово урока.


Приложение




Кайнозойская складчатость
^

Древняя Южно-Американская платформа







  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconМетодические рекомендации Нижний Новгород 2006 Печатается по решению...
История философии: Методические рекомендации. 2-е изд. Н. Новгород: нгпу. 2003. 34 с

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 icon«Человек в истории. Россия XX век» родословие. История семьи ларисы трухан
История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает...

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconПрограмма составлена для преподавания предмета «История Древнего мира»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconПлан-конспект урока «Первые земледельцы и скотоводы»
Базовый учебник: «История Древнего мира», А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая- 15-еиздание- м.: Просвещение, 2008

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconИстория 5 класс
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов. История нового времени. Рабочая тетрадь в 2-х частях

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 icon7 класс всеобщая история история Нового времени зачёт №1

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconРабочая программа учебного предмета «История»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Брандт М. Ю. История России. XX век. 9 класс. М.: Просвещение

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconЮдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800....

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconРабочая программа учебного предмета «История»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение

Методические рекомендации по сочинению. Б. История Бояркина В. И. История Древнего мира. 5 класс. Исторический театр. 55 iconПлан изучения нового материала
История Древнего мира: учеб. Пособие для 5 кл общеобразоват учреждений с рус яз обучения: в 2 ч./под ред. В. С. Кошелева. Минск:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница