Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология»




Скачать 387.41 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология»
страница1/3
Дата публикации29.05.2013
Размер387.41 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: 

История русского языка: проблемы и методы изучения
для направления подготовки магистров «Филология»

МП «Русский язык и культура в современном мире»
1. Цели освоения дисциплины:

Изучить историю развития русского литературного языка, специфику его функционирования и характер его лингвистической нормы в условиях изменения культурно-языковой ситуации Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов современного русского языка.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»:

Вариативная часть специализации «Русский язык и культура в современном мире»

«История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения» является историко-лингвистической дисциплиной, которая дает целостную систему знаний по истории языка русского народа. Данная дисциплина предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для изучения иностранными учащимися теоретико-практического курса современного русского языка. С курсом «История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения» связаны лингвистические, литературоведческие, исторические и культурологические дисциплины: «Актуальные проблемы современного русского языка», «Актуальные проблемы филологии», «История русской литературы» («Древнерусская литература», «История русской литературы XVIII в.»), «История русской культуры» и др. Для изучения дисциплины необходимы: владение русским языком не ниже уровня В-1 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR; знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Русской язык и культура в современном мире»).

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общенаучные: ^ М-ОНК-3;

    б) инструментальные: М-ИК-2, 3;

    в) системные: М-СК-3.

    Профессиональные

    Общепрофессиональные: М-ПК-1, 2, 5, 6, 7, 11;

    Специализированные М-СПК: свободное владение русским языком в его литературной форме; знание родственных связей русского языка и его типологических соотношений с другими языками, теорий его происхождения, истории, современного состояния и тенденций развития; знание этапов диахронического развития русского языка, его взаимосвязей со старославянским и церковнославянским языками, его региональных вариантов и диалектов; владение базовой терминологией и понимание основной проблематики русской и славянской филологии (частично).


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • о различных тенденциях в понимании предмета и проблематики курса;

  • основные теоретические концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития;

  • специфику языковой и культурной ситуации в Древней Руси и России в разные исторические периоды;

  • характер нормы (орфоэпической, орфографической, лексической морфологической, синтаксической) книжно-литературного языка в разные исторические периоды;

  • основные закономерности развития системы литературного языка.



    Уметь:

  • интерпретировать на основе полученных теоретических знаний письменные источники;

  • локализовать рукописи и тексты, в них содержащиеся;

  • реконструировать языковую норму текстов и нормативные представления книжников;

  • использовать знания по истории русского литературного языка при изучении современного русского языка и при анализе и интерпретации его языковых явлений и активных процессов;

  • использовать знания по истории русского литературного языка при чтении и анализе текстов русской литературы.



    Владеть:

  • методами комплексного многоаспектного анализа письменных источников;

  • методами реконструкции нормативных представлений книжников.


^ 4. Структура и содержание дисциплины «История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения»

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет ^ 4 зачетные единицы 172 часа.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары/ практич. занятия

с.р.с.




1

Вводная лекция. Предмет истории русского литературного языка.

1

1

2

2







-

2

Типология языковых ситуаций. Система и норма

1

2

2

2










3

Старославянский  / церковнославянский как средневековый книжный язык славян.

1

3

2

2







-

4

Редакции церковнославянского языка, механизмы их формирования.

1

4

2

2







тест

5

Становление древнерусской книжно-языковой традиции после принятия христианства

1

5

2

2










6

Орфоэпическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

6

7

4

4







контрольная работа

7

Орфографическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

8

9

4

4







контрольная работа

8

Морфологическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

10

11

12

6

6







тест

контрольная работа

9

Синтаксическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

13

14

4

4







тест

10

    Механизм формирования смешанного (гибридного) церковнославянского языка, характер и дистрибуция признаков книжности в смешанных (гибридных) текстах.

1

15

2

2










11

    Понятие «стандартного» древнерусского языка. Язык деловой письменности. Характер нормы юридических текстов.

1

16

2

2










12

Второе южнославянское влияние.

1

17

18

4

4







тест

13




1

18

2

2







зачет

14

Культурно-языковая ситуация в Московской Руси ХV–XVI вв.

2

1

2

4

4










15

Культурно-языковая ситуация в Юго-Западной Руси ХIV–XVII вв.

2

3

4

4

4










16

Культурно-языковая ситуация в Московской Руси ХVII в. Книжная справа.

2

5

6

4

4







контрольная работа

17

Общие предпосылки возникновения русского литературного языка нового типа. Языковая политика Петра I .

2

7

8

4

4







тест

18

Языковые программы и языковая практика в XVIII в.

2

9

10

4

4










19

Русский язык в конце XVIII – начале XIX вв. Полемика о «старом» и «новом» слоге Н.М.Карамзина и А.С.Шишкова.

2

11

12

4

4










20

Пушкинская концепция литературного языка. Язык литературы XIX в. и его значение в становлении современного русского литературного языка.

2

13

2

2










21

Нормализация литературного языка в орфографических, грамматических и лексикографических трудах XIX в. – нач. XX в.

2

14

2

2







тест

22

Начало филологического изучения и описания древнерусского и церковнославянского языка. Формирование истории языка как отдельной филологической науки.

2

15

2

2










23

Развитие современного русского литературного языка.

2

16

2

2







тест

24













36







экзамен




Итого:







68

104











  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Познакомить учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры, традиционным национальным бытом,...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
С другой стороны, формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, сопоставлять принципы и методы выражения...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины Русская орфография и пунктуация: история, теория...
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с р с.) и трудоемкость (в часах)

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» icon20 октября Секция “Проблемы преподавания русского языка в Армении ”
Проблемы преподавания русского языка в гуманитар­ном вузе в период реформы системы высшего образо­ва­ния ра

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма методического семинара для преподавателей русского языка Болгарии
В. А. Степаненко. Современное состояние русского языка в аспекте преподавания русского языка как иностранного

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою російська мова
Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология»

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Развитие грамматических категорий в русском языке»»...
Формируемые компетенции: м-онк-2,3; м-ик-2; м-ск-1, 2, 3, 5; м-пк- 1, 2, 3, 5, 6,7, 8, 9, 12, 13, 14, 15,16, 17

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры:  История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины для магистратуры кафедры русского языка по направлению
Опд «Современный русский язык». Продолжает, закрепляет и развивает компетенции студентов, полученные в результате изучения общего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница