Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа




Скачать 254.47 Kb.
НазваниеВсероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа
страница1/3
Дата публикации28.05.2013
Размер254.47 Kb.
ТипКонкурс
vbibl.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3
Администрация городского округа Самара

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 129

городского округа Самара

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма»
Научно-исследовательская работа

Номинация «Вектор»

Направление гуманитарное

Секция Лингвистика
Тема «Убедительность русской речи»


Автор: Яковлева Анастасия, 13 лет,

ученица 7в класса,

МБОУ СОШ №129

Куйбышевского района

г.о. Самара

Руководитель работы:

Лобачёва Любовь Николаевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ №129

Куйбышевского района

г.о. Самара

Самара, 2013

Содержание

1.Введение........................................................................................................3

2. Обоснование выбора темы и актуальности проблемы………….....…..5

3. Современное состояние решаемой проблемы…………..........................6

4. Основные коммуникативные качества речи ………………………..…..8

5. Неязыковые (несловесные или невербальные) средства…………........10

6. Интерактивная сторона общения..............................................................11

7. Вербальные средства общения. Элокуция убедительности речи..........13 8.Заключение………….…… …………………………………..…….……..18

9. Список литературы…………….…………………………………......…..19

10. Приложение……….……..…………………………………..…….….....20

1.Введение

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель.
Общение - это особый мир. В нем происходят сложные и, порой, таинственные изменения, не все из которых можно объяснить.

Выступая на конференциях, я заметила, что иногда работы, заслуживающие, с моей точки зрения, особого внимания, бывают не достаточно высоко оценены. Это, как мне кажется, связано не с содержанием представленного исследования, а с тем, как подаётся материал.

Среди языков общения важное место занимает речь. Кажется, что речевой способ общения самый обычный. Но это только на первый взгляд. У него немало сложностей, которые нам нужно учитывать. Кроме "текста" (т.е. того, что можно записать), в речи всегда присутствует контекст (т.е. в каких условиях говорится), подтекст (что выражается на самом деле под видом слов), интонация (эмоциональное выражение текста) - целый поток информации.

Эту информацию надо учесть, понять, переработать максимально точно для успешного общения. К тому же, у каждого человека своё понимание значения общественных слов. Оно складывается из опыта каждого партнера по общению. Не так уж редко нам кажется, что мы понимаем друг друга, хотя подлинного понимания не происходит.

Мы пытаемся донести до слушателя то, как важны наши мысли, идеи, и ... очень часто не находим понимания. Нашу точку зрения на тот или иной вопрос не всегда разделяют.

Что же с этим делать?

Как убедить слушателя?

Как научиться понимать других людей и сделать так, чтобы они поняли нас?

Какую речь можно считать убедительной?

Обратимся к Толковому Словарю русского языка1:

Убедить - 1) заставить поверить чему-н.;

2) уговаривая, склонить к чему-н.

Убедительный - заставляющий убедиться в чем-н., доказательный, настойчивый.

Итак, убеждать— это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.

Нам захотелось выяснить, благодаря чему наша речь становится убедительной. Итак, мы выдвигаем гипотезу:  

– существуют такие средства языка, употребление которых позволяет считать речь убедительной.

В таком случае цель нашей работы

- исследование фраз, речевых оборотов, способствующих успешному проведению беседы или тормозящих её ход;

- исследование фраз, речевых оборотов, благодаря которым, речь можно считать убедительной.

В связи с этим нам предстоит решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

2.Исследовать структуру таких речевых оборотов, которые делают нашу речь убедительной.

3.Выявить доступные практические приемы успешного общения.

4. Повысить интерес к развитию личностных качеств.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме;

- исследование фраз, речевых оборотов, придающих речи убедительность;

- анкетирование;

- интервью;

- анализ проделанной работы.

^ 2. Обоснование выбора темы и актуальность проблемы

"Чем определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, умением найти общий язык, многим другим.... Всё это правильно. Вместе с тем всего этого недостаточно. Нужно помнить: главный инструмент в общении - это сам человек".

^ С. Петрушин

Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы, типичные для общества и конкретной социальной среды. Именно здесь формируются и их поведенческие навыки.

Мы считаем, что поиск решения проблемы " убедительности речи " - это ещё одна попытка понять, в чём заключены "секреты" ораторского искусства, "секреты" качественной речи.

Решение поставленной задачи, как нам представляется, позволит, овладеть такими методами коммуникации, которые будут способствовать повышению речевой культуры, прибавят уверенности в своих силах, а это, в свою очередь, поможет развить интерес к учению, рост учебных достижений.

В этом и заключается практическая направленность нашей работы. Собранные материалы, мы надеемся, будут полезны и ученикам, и учителям. Они предназначены для творческого использования: учитель или ученик всегда сможет использовать предложенную модель фразы для придания убедительности высказывания при ответе или выступлении.

Ведь каждому из нас хотелось бы спокойно, уверенно и убедительно говорить перед классом, отвечать у доски, излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений, увлечь одноклассников своим ответом.

Нам показалось интересным такие фразы не только собрать, проанализировать, но и выяснить, в чём заключается «универсальность» такой модели, которую можно успешно и эффективно использовать на любом уроке, при любом высказывании.

^ 3. Современное состояние решаемой проблемы

Исследование проблемы человеческого общения - тема не новая. Исследуются речь, формы и качества словесного выражения, средства художественной выразительности, возможности языковых средств...

Но, исследуя вопросы, связанные с проблемой "убедительности речи" с точки зрения лингвистики, мы неожиданно столкнулись с такой проблемой, как отсутствие определения "убедительность речи".

Проведённое анкетирование среди учителей МБОУ СОШ №129 (18 человек) и учащихся 7а, 7б и 7в классов (68человек) показало, что участникам общения - коммуникантам - трудно дать определение такому качеству, как "убедительность" (см. Приложение 1).

Для кого-то "убедительной" является громкая, командирская речь (Н., 15 лет). По словам И., 17 лет, "убедительная речь - это речь интерактивная".

Были даны и развёрнутые ответы. " Мне надо выслушать человека до конца (очень важно, каким тоном это говорится, уверенность, грамотность, эмоциональность, жестикуляция). Содержание должно соответствовать моим представлениям, интересам, взглядам на жизнь". (Ю.А.,36 лет)

В книге Горшкова А.И." Русская словесность. От слова к словесности" мы находим главу "Формы и качества словесного выражения" : "Употребление языка состоит в выборе нужных нам языковых единиц и их соответствующей организации в целях общения. Выбирая и соединяя, организуя языковые единицы, мы их произносим или записываем в определённом порядке - это и есть словесное выражение наших мыслей и чувств. На протяжении веков сложились некоторые способы, формы словесного выражения. Нам не надо каждый раз изобретать их заново..." [7]

Среди качеств словесного выражения выделяются :

- правильность,

- чистота,

- точность,

- уместность,

- последовательность,

- выразительность,

- богатство.
^

Такие же качества выделяют и другие исследователи [1,4,5,7 ]


Вывод.

Чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность. Как можно заметить, такое понятие, как "убедительность речи" отсутствует среди выделяемых качеств.

^ 4. Основные коммуникативные качества речи

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно!

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".

^ Д.С. Лихачёв.

Публичное высказывание предназначено для аудитории, которая стремится правильно понять выступающего и ожидает от него точной и ясной формулировки мыслей. Если ритор ограничивается задачей быть правильно понятым аудиторией, ему достаточно соблюсти общепринятые нормы речи. Но если тема требует от аудитории значительных усилий, то элементарной культуры речи недостаточно, ведь стремление выступающего заключается не только в том, чтобы быть просто понятым - ему важно убедить слушателя. Содержание публичного выступления предполагает ответы на такие вопросы:

Что сообщается?

С какой целью?

Кем сообщается?

Кому сообщается?

С каким эффектом?

Предмет нашего исследования связан с последним вопросом. Нам важно выяснить, в чем заключается "эффект убедительности речи".

Первые четыре качества речи из перечисленных выше (правильность, чистота, точность, уместность) отражают всего лишь речевую культуру говорящего и предполагают лишенную индивидуальности правильную последовательность речи, которая обеспечивает коммуникацию. Такая речь представляет собой последовательное соединение слов и словосочетаний в соответствии с правилами языка.

Высказывание принадлежит к определенному виду словесности, нормы которого определяют характер содержания и речевые средства. Если автор не соблюдает эти нормы, произведение утрачивает необходимые качества, на основе которых получатель использует текст определенным, соответствующим замыслу образом. Если, например, построение и язык документа не соответствуют нормам деловой речи, то документ теряет юридическую силу.

Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида. Речь - это способ реализации коммуникативной функции языка. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности. Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека или аудитории. Следовательно, она всегда конкретна и неповторима, потому что, даже если она воспроизводится с помощью тех или иных записей, меняются обстоятельства и получается то же самое, про что обычно говорят: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Речь развертывается линейно, т.е. мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности.

Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п. Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека – говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт

Речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие.

Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность. Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.

Среди различных подходов к оценке эффективности речи рассматривается подход с позиции соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам участников общения.

Коммуникативная ситуация связана с коммуникативными качествами речи. Проявление этих качеств зависит и от жанра, и стиля высказывания, и от индивидуальных особенностей участников общения.
^ 5. Неязыковые (несловесные или невербальные) средства

Если с точки зрения лингвистики проблема "убедительности речи" изучена, на наш взгляд, не достаточно, то с точки зрения психологии, теме эффективности речи посвящено довольно много исследований [3,8,13]

Исследования психологов говорят о важной роли взгляда, позы, мимики, построения фраз, интонации - всё это может быть как располагающим, так и отталкивающим во время беседы. (Приложение 2)

Голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.- это важные факторы успешной речи, но они относятся к несловесным или невербальным средствам и становятся предметом исследования психологов, а не лингвистов. И здесь уже уместно говорить не столько о языковых способностях участников общения, сколько об их свойствах личности. (Приложение 3)

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь, всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые, напротив, создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации).

Вывод.

В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно. Психологи признают, что одной из важных черт убедительной речи является употребление таких фраз, которые имеют особое строение.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconКонкурс научных работ студентов Института управленческих кадров....
Международная научно-практическая конференция «Государственное управление экономики и повышение эффективности деятельности субъектов...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа >10 Научно исследовательск
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconИсследовательская работа Верещагиной Марии на конкурс исследовательских...
Верещагиной Марии на конкурс исследовательских работ о почетных гражданах, знаменитых земляках, наставниках и лучших представителях...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconПоложение всероссийского конкурса юных фотолюбителей
Всероссийский конкурс юных фотолюбителей «Мир глазами юных. Наследники Великой Победы» (далее – Конкурс) проводится в целях совершенствования...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа студентов и пути её совершенствования  
“Организация непрерывной нирс по теме “Модели человека в экономической теории”

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconКонкурс «Галерея Славы Юга России» Исследовательская работа «Генералы нашего села»
Сформулировать цель исследования, которая состоит в изучении чего-то определенного

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconПо 2 студента на одну тему. В названии пишете обзорная или исследовательская...
Уважаемые студенты 4 курса: Вот предлагаемые темы работ, Но поощряется Ваша частная инициатива в выбору тем. Можете написать по другой,...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа icon1. Научно-исследовательская работа либо эссе по избранной теме (объем 5-10 стр.)
Центр социально-политических исследований "Высшей школы управления" и молодежное демократическое движение "Наши" совместно с Российской...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа icon1. Научно-исследовательская работа либо эссе по избранной теме (объем 5-10 стр.)
Рагс) и кафедрой государственной политики отделения политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (мгу)...

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Призма» Научно-исследовательская работа iconТема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница