Пояснительная записка




НазваниеПояснительная записка
Дата публикации12.05.2013
Размер48.2 Kb.
ТипПояснительная записка
vbibl.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание спецкурса «История зарубежной литературы» учащимся гуманитарного отделения призвано познакомить их с наиболее значительными произведениями мировой литературы, обогатить их читательский опыт, расширить кругозор лицеистов, научить их устанавливать межкультурные и межтекстовые связи при изучении произведений как русской, так и национальных литератур зарубежья.

Программа спецкурса выстроена с учётом того, что обучение в лицее осуществляется с 8 по 11 классы, а курсы русской и зарубежной литературы преподаются на гуманитарном отделении раздельно. Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения, подобраны с учётом двух факторов: значимости того или иного произведения в истории мировой литературы и доступности его для читательского восприятия лицеистов.

В восьмом классе учащиеся знакомятся с понятием «мировой литературный процесс», с основными периодами развития европейской литературы и более подробно изучают историю литературы от античного периода до эпохи Возрождения. Таким образом, устанавливается связь между изучением славянской мифологии в курсе истории русской литературы и античной мифологии в курсе истории зарубежной литературы, произведений национального героического эпоса средневековья и произведений древнерусской литературы, закрепляются теоретико-литературные понятия (такие, как роды и виды литературы, композиция, сюжет, литературное направление, тема и идея произведения) на примере не только русских, но и зарубежных произведений.

Произведения, рекомендованные программой, дают возможность впервые познакомить ( в доступном восьмикласснику объеме) с историей зарубежных литератур как единым процессом: от античной литературы и литературы эпохи Средневековья до литературы эпохи Возрождения ( творчество Петрарки, Боккаччо, Шекспира и др.)

В процессе преподавания данного курса, рассчитанного на 34 часа, реализуются межпредметные связи с такими дисциплинами, как история, обществознание, русский язык и рядом искусствоведческих дисциплин.

В качестве базовых учебных пособий используются учебники «История зарубежной литературы» (Средние века и Возрождение) М., 1987 г., «Зарубежная литература» ( пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов) под редакцией Тураева. М., Просвещение, 1984 г., «Хрестоматия по зарубежной литературе» М., 1960 г., «Зарубежная литература. Эпоха Возрождения» (хрестоматия). М., Просвещение, 1976 г.


8 класс


Дата

Тематика занятий

К-во

часов

Форма проведения занятия

Используемые

источники

Примечание






ВВЕДЕНИЕ

Понятие о мировом литературном процессе. Периодизация европейской литературы. Взаимосвязь русской и европейской литератур.
Античная литература
Античная литература как литература Древней Греции и Древнего Рима. Зарождение письменной литературы в Греции в 9 – 8 веках до нашей эры. Периодизация и особенности древнегреческой литературы.
Мифология как основа античной литературы и как способ познания мира. Космогоническая и теогоническая мифология. Этапы развития мифологии: доолимпийский, олимпийский, поздний героизм.
Древнегреческий эпос. Героический эпос: виды, жанры. Понятие о героической поэме. Личность ^ Гомера. «Гомеровский вопрос».
Историко-мифологичес- кая основа поэм «Илиада» и «Одиссея». Боги и герои на страницах гомеровских поэм. Сюжетно-композиционные особенности поэмы.
Литературная игра
Античная лирика. Пробуждение интереса к духовному миру человека. Хоровая и монодическая (сольная) разновидности греческой «мелики». Жанры греческой лирики и их связь с языческими обрядами. Алкей и Сапфо как родоначальники европейской любовной поэзии. Анакреонтические оды.
Античная драматургия. Зарождение трагедии в дионисийских обрядах. Классики античной трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид. Катарсис как эстетическая цель трагедии.
Тема судьбы в трагедии ^ Софокла «Царь Эдип». Связь трагедии с произведениями русской литературы.
Античная комедия. Обзор комедий Аристофана. Антивоенная направленность комедии «Лисистрата».
^ Тематический зачет
Европейская литература эпохи Средневековья

Общая характеристика европейской культуры средневековья. Переход от античности к средним векам. Периодизация средневековой литературы. От архаического эпоса – к христианским ценностям. Христианство как основа средневековой культуры.
^ Национальный героический эпос. «Песнь о Роланде» как французская героическая поэма. «Песнь о моем Сиде» - легендарное предание об освободительной войне Испании. «Песнь о Нибелунгах» – немецкая «Илиада», соединившая народные легенды с германо-скандинавской мифологией.
^ Рыцарская куртуазная культура. Возникновение светской литературы в Провансе. Лирика трубадуров, труверов и миннезингеров.
Лирика вагантов. Франсуа Вийон как представитель низовой пародийной культуры средневековья.
Тематический зачет
Европейская литература эпохи Возрождения
Гуманизм эпохи Ренессанса. Единство материи и духа в человеке как эстетическая цель искусства Возрождения. Эстетическая взаимосвязь искусств античности и Возрождения.
^ Данте Алигьери как поэт переходного периода. Сюжет и композиция «Божественной комедии» («Ад»). Иерархия грехов и добродетелей в произведении Данте. Значение образа Беатриче в творчестве Алигьери.
Лирика ^ Франческо Петрарка. «Книга песен». Образ «мадонны Лауры». Особенности жанра сонета.
Творчество Джованни Боккаччо. Структура книги «Декамерон».
Творчество Уильяма Шекспира: театральная биография на фоне эпохи. Шекспировский вопрос. Сонеты, их тематика. Шекспир в русских переводах.
«Зло есть добро, добро есть зло…» Проблема выбора в трагедии «Гамлет». Гамлетовский вопрос о смысле бытия.
«Какой для ненавистников урок, что небо убивает вас любовью!». Конфликт истинной любви и предрассудков в трагедии «Ромео и Джульетта»
Итоговый зачёт


















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка iconАвтоматизированная система генерирования линейных кроссвордов Пояснительная...
Пояснительная записка: 55 с., 6 рис., 6 схем программ и алгоритмов, 6 библиограф источников

Пояснительная записка iconПояснительная записка планируемые результаты освоения учащимися основной...
Формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные результаты)

Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Пояснительная записка стр. 3-10

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Интеллектуальные подсистемы сапр»
Пояснительная записка к курсовой работе 10 страниц, 2 рисунка, 1 таблица, 3 источника

Пояснительная записка iconПояснительная записка ОАО «123 арз»
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «123 авиационный ремонтный завод»...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры...
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО «Авто-Стандарт»
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Авто-Стандарт» за 2011 год, подготовленной...

Пояснительная записка icon«Тракторная компания «ВгТЗ» пояснительная записка к бухгалтерской отчетности
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ» (оао «тк...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница