Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое




Скачать 58.43 Kb.
НазваниеУрок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое
Дата публикации10.05.2013
Размер58.43 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Литература > Урок
Г.В. Шелгунова, учитель русского языка и литературы
Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: «Что такое русский ум?» Создание лингвокультурологического этюда.
I этап - создание творческой мотивации
Слово учителя: Мы уже не раз создавали портреты «своих» и «других» на уроках речевого развития. Сегодня нам предстоит дополнить портрет русских с точки зрения такой категории, как «ум». Эпиграфом к уроку взяты слова М.Пришвина: «Жизнь происходит от слова», и в этом нам предстоит сегодня ещё раз убедиться.

У современного писателя В.Пьецуха есть такое определение: «Русский – это не национальность, а настроение». А профессор В.В. Колесов дает следующие научные характеристики менталитета:
Менталитет – это национальный способ видеть мир и действовать в определённых обстоятельствах.

^ Национальное самосознание = национальному менталитету.

Русское сознание (менталитет) есть отражение реальных отношений человека к человеку, к миру, к Богу.
Давайте теперь попробуем ответить на три вопроса:

  • Что составляет основу менталитета народа? (Базовые ценности).

  • В чём отражается национальный менталитет? (В слове как орудии мысли и чувства, как исторической памяти народа).

  • Как вы понимаете смысл формулы М.М. Пришвина (см. эпиграф к уроку)? (Национальный менталитет отражается в слове, его внутренней форме, как «зародыше смысла»).


^ II этап – решение лингвокультурологических задач (языковых и речевых)
Слово учителя: для каждой культуры характерен некий стереотип поведения, который является разновидностью стереотипов сознания. Эти этнические стереотипы часто эксплуатируют расхожие представления о личностных свойствах людей разных национальностей.
ЛКЗ № 1. Составьте словосочетания, включив в них указания на определяющий стереотип поведения людей разных национальностей.

(Американская) деловитость; точен, как (немец); добиваться своего с упорством (китайца); уйти (по-английски) не прощаясь; (французская) галантность; говорит быстро, как все (итальянцы); с (немецкой) дотошностью; (английская) чопорность; с лёгкостью, как это делают (французы); холоден, как (англичанин).
ЛКЗ № 2. Прочитайте два публицистических текста В.В.Набокова и Н.А.Бердяева и дополните «пейзаж русской души», выписывая из текстов сочетания слов – средства выразительности (фразеологизмы, сравнения, эпитеты, метафоры), а также выпишите сочетания слов, дополняющие «портреты других» (французов и англичан):
Между ними (англичанами) и нами (русскими) – некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твёрдый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас, Бог знает, в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облако на плечо, море по колено, - гуляй, душа… Ничто не заставит их, не похожих на русских, оголить грудь, хлопнуть шапку оземь…(В.В.Набоков. Кембридж.)
Совершенно другие свойства я вижу у французов... У них затруднено общение в русском смысле слова. Соприкосновение душ почти невозможно. Всегда остаётся дистанция. В общении есть большая условность, условная вежливость и любезность. Французы любят говорить комплименты, и очень трудно различить их настоящие чувства. Преобладают интеллектуальность и чувственность, слабы сердечность и душевность. Но есть и качества, отсутствующие у русских. Есть уважение к личности другого, нежелание вторгаться в её внутреннюю жизнь и быть неделикатными… Есть уважение к мысли; от анализа вашей мысли не переходят к анализу вашей личности, как часто у русских. Французы скромнее, менее самоуверенны, чем русские. Русские всегда считают себя призванными быть нравственными судьями над ближними. (Н.А.Бердяев. Самопознание.)
^ Слово учителя: выписанные языковые средства определяют мироощущение русского человека, скорее, русской души, и на первый взгляд у русских эмоциональное преобладает над рациональным. Но интеллектуальный потенциал русской нации также заслуживает уважения.
ЛКЗ № 3. Подберите синонимы к словосочетаниям «душевный человек» и «духовный человек». Ответьте на проблемный вопрос урока: к категории душевной или духовной жизни относится понятие «ума»? Приведите в качестве примера сравнение двух семей из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (семья Болконских и семья Ростовых).
ЛКЗ № 4. Теперь обратимся к фольклору: прочитайте пословицы и поговорки, найдите среди них английскую (№ 1) и французскую (№ 3), объясните свой выбор. Выпишите только русские пословицы (№ 2, 4, 5).
1. Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт. 2. (?) человек задним умом крепок.

3. В начале всякого дела обдумай прежде, чем оно закончится.

4. Всё в мире творится не нашим умом, а божьим судом.

5. Сила есть, ума не надо.
Вопросы:

  • Как вы понимаете вторую поговорку?

  • Почему во многих русских пословицах и поговорках человек выглядит не умным?

  • Что такое, по вашему мнению, «русский ум»?

  • Считаете ли вы, что ум – залог счастья (вспомните комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»)?

  • Чем отличаются от ума разум и мудрость?


ЛКЗ № 5. Прочитайте известные строчки классиков. Что важно для поэтов: понимание России или вера в неё, и что важнее для вас лично? (Вариант ответа: вера символизирует духовную жизнь человека, значит, для русского важнее всего духовные ценности, нравственное начало).
Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев)
Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу… (А.С.Пушкин)
Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой… (М.Ю.Лермонтов)
ЛКЗ № 6. Проанализируйте стихотворение Вяч. Иванова «Русский ум»:
Своеначальный, жадный ум, -

Как пламень, русский ум опасен:

Так он неудержим, так ясен,

Так весел он – и так угрюм.
Подобно стрелке неуклонной,

Он видит полюс в зыбь и муть;

Он в жизнь от грёзы отвлечённой

Пугливой воле кажет путь.
Как чрез туманы взор орлиный

Обслеживает прах долины,

Он здраво мыслит о земле,

В мистической купаясь мгле.
Вопросы:

  • Какое метафорическое сравнение использует автор (назовите текстовые сигналы, подсказывающие ответ)?

  • Подберите синонимы к эпитету своеначальный.

  • Какова роль антитезы весел - угрюм?

  • Какие качества русского ума особенно ценит поэт?

  • Что питает русский ум с точки зрения автора?


ЛКЗ № 7. Перед вами разные характеристики «ума» из «Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло. Подумайте, какие из эпитетов, с вашей точки зрения, содержат наиболее точные и справедливые оценки русского ума? Выпишите их.
Ум сметливый и здравый, коварный и надменный, неподвижный и ленивый, весёлый и насмешливый, жадный и восприимчивый, природный, стихийный, ловкий и цепкий, творческий и пытливый, холодный и бесстрастный, ясный, практический.
^ III этап – создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество)
Вспомните замечательный фильм «Тот самый Мюнхаузен» по сценарию Г. Горина, режиссёра М.Захарова, где главный герой в роли О.Янковского говорит: «Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Напишите дома лингвокультурологический этюд на одну из тем:

  • Что такое русский ум?

  • Почему ум может стать причиной несчастья?

  • Всякий ли умный человек обладает мудростью?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconУрок Введение. Значение слова «слово»
...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconКонституционный долг как мышеловка
Автор … сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли,...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconОМ! Что такое связанность (бандха)?
Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы),...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconКак такое возможно?
Нужно уважать чужое мнение отвечает тебе тусовка. И, конечно, моргает. Она не понимает, кто находится по ту сторону стола. И даже...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconЗачем «памперсы» контрабандисту?
«Час» озаботился ситуацией на восточной границе нашей страны. Что же там такое творится? Нет лучшего способа, чем поехать и проверить!...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconМун. Кишинэу 22 мая
Научная конференция «Русское слово в социокультурном полиэтническом пространстве»

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconПлан I Вступительное слово II современный комплексный подход к преодолению...
В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки,...

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconЧто такое ммм?
Есть ли какие нибудь правила, по которым работает система? Что такое рекомендации и как они работают? Могут ли они измениться?

Урок речевого развития (1 час.) Русское слово как воплощение мысли: Что такое iconЛитература. 8 класс Азизян В. А
Рада всех приветствовать на уроке литературы! Урок принято начинать с объявления темы, и мне поможет это сделать пятиклассница, которая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница