Литература своеобразная область общей литературы. Понятия "детская литература"




НазваниеЛитература своеобразная область общей литературы. Понятия "детская литература"
страница1/3
Дата публикации29.04.2013
Размер0.69 Mb.
ТипЛитература
vbibl.ru > Литература > Литература
  1   2   3

1.Детская литература — своеобразная область общей литературы. Понятия "детская литература" и "круг
детского чтения". Предмет, специфика, основные задачи детской литературы.


Детская литература — это часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом
ориентирована на интересы детей-читателей, и поэтому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской
психологии.

Писарев отрицал специфику детской литературы. Критерии выделения ДЛ из общей до сих пор однозначно не
установлены.1.Читатель-ребенок; 2.Языкдетских книг; З.Системажанров (эпич., лирич.,драматич.). Дети предпочитают
сказки и стихи. 4.Особенная композиция: занимательный, динамичный сюжет, юмор, нет длинных описаний, счастливая
развязка.

Объективным критерием вычленения детской литературы является категория читателя-ребенка. Детская
литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры.

Современное понятие о детской литературе имеет 2 уровня значений. 1 — обиходно-бытовое, когда детской
литературой называют все произведения, которые читают дети. Но его называют «детским чтением». Различают 3 вида
произведений: 1)произведения, прямо адресованные детям (Сказки Чуковского); 2)произведения, созданные для взрослых
читателей, но нашедшие отклик у детей (сказки Пушкина, Ершова); 3)произведения, сочиненные самими детьми.

Произведения для детей можно делить на УНТ и письменно-книжную литературу (детский фольклор, школьные
сочинения, письма). Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам.
Жанровая классификация ДЛ обусловлена не только замыслами писателей, но и вкусами юных читателей.

Виды ДЛ: а)Научно-познавательная литература (школьные учебники, пособия, словари, справочники,
энциклопедии); б)Этическая литература (повести, рассказы, стихотворения, поэмы); в)Сказочно-фантастическая;
г)Приключенческая; д)Художественно-историческая; е)Публицистическая; ж)Развлекательная.

Если круг детского чтения определяется субъективно (повесть Толстого «Детство» - детская или
взрослая?), то литература для детей имеет более строгий статус.

Специфика ДЛ обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в
произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку.
Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Особенное
мышление ребенка требует сопровождать литературный текст рисунками художника.


2.Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения. Общее понятие
о детском фольклоре. Его классификация. Принципы отбора и обработки произведений народного творчества для
детей. Опыты А.НАфанасьева, К,И. Ушинского, А.Н. Толстого, О.ИКапицы и др.


Понятие детского фольклора относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Сюда входят
произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. Структура
детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы.

Классификация детского фольклора:

1.Колыбельные; 2.Пестушки, потешки, прибаутки; З.Небылицы-перевертыши, нелепицы; 4.Считалки; 5.Скороговорки;

6.Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички; 7.Русские народные песни; 8.Былины; 9.Сказки,

Идеи Ушинского распространяются на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в
общей системе воспитания подрастающего поколения. Наибольшую известность получили статьи и книги Афанасьева-
выдающегося исследователя и систематизатора фольклора. В 1870 г. вышли собранные им «Русские детские сказки»-
книга, ставшая на долгие годы хрестоматией народной педагогики. После публикации этих работ фольклористика стала
уже серьезной наукой. Капице принадлежит множество исследований и сборников фольклорных текстов, например
«Детский быт и фольклор», «Живая вода». Собранные данные и многочисленные наблюдения привели Капицу к выводам о
возможностям использования фольклора в воспитании ребенка. Эти выводы легли в основу созданной ею методики
обработки фольклорного материала для приспособления его к детскому мировосприятию

3.Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора. Их тематическое
богатство, жанровые особенности, воспитательное значение. Привести примеры.


Пестушки (от слова «пестовать>>- воспитывать» связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать
распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая: Потягушки-потягунушки,

Поперек — толстунушки,

А в ножки — ходунушки,

А в ручки — хватунушки,

А в ротик — говорок,

А в голову — разумом.

Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Пестушки лаконичны. Не всегда есть
рифма, а если есть, то чаще всего парная.

Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него
веселое настроение («Сорока-белобока»). Потешки развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще
всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей., основу образной
системы составляет движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка — на кошке — туды ж по
дорожке>>. В потешках, как и в пестушках, присутствует метонимия — художественный прием, помогающий через часть
познавать целое. Прибаутка побужадет ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у

ребенка сильное желание домыслить, пофантазировать, т.е. пробуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в
форме вопросов и ответов — в виде диалога.

Небылицы-перевертыши, нелепицы — разновидность прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей
развивается чувство комического именно как эстетической категории. «Перевертыш» в игровой форме помогает ребенку
утвердиться в уже приобретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в
смешной неразберихе.

Среди моря овин горит.

По чистому полю кораблю бежит.

Мужики на улице заколы бьют,

Они заколы бьют — рыбу ловят.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает!

Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смешным изображением жизненных несообразностей.

Считалки — веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.
Игры развивают ловкость и сообразительность, приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра
происходит по заранее оговоренным условиям. «Эники, беники, ели вареники...»

Скороговорки — словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак перевыколпаковал?

Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички — служат развитию речи, сообразительности, внимания.
Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.

Скажи 200. 200. голова в тесте! (Поддёвка)

Мишка-кубышка, около уха — шишка. (Дразнилка)

Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками.


4.Сказки — ведущий жанр устного народного творчества. Тематические группы сказок. Занимательность
сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок: простота композиции, традиционные
приемы построения народной сказки: присказки, повторы, концовки.


В сказке непременно торжествуют истина и добро. Воображаемый, фантастический мир в основе своей
оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и
возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это
необходимо для развивающегося мышления. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его
активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и победу.

По тематике и стилистике сказки можно разделить на 3 большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и
бытовые (сатирические).

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя троекратные повторы. Иногда повтор
осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаются в ее героев. Часто сказка
включает песенки, прибаутки, и дети запоминают их. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный,
ритмичный.

Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый. Справедливый,
красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всякие препятствия не только с помощью чудесных
помощников, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности,
смекалке.


9.Возникновение детского чтения в Древней Руси (15-1 7 вв) Первые грамматические статьи. Азбука И.

Федорова.

ДЛ возникла около 2 половины 15 в. В это время русский народ вел борьбу с татаро-монгольским игом. Для
обучения людей грамоте начинают издаваться грамматические статьи. Самая известная «О осьми частях слова» была
поделена на отдельные фрагменты, которые сопровождались вопросами. Подобную статью в конце 10 в. написал дьяк Ф.
Курицын «написание языком словенским о грамоте и ее строении». В 16 в. появилось книгопечатание. Грамматические
статьи для детей подготовили почву для написания 1 детской книги. Д.Герасимов написал книгу «Донатус» (1491) для
детей (учебник латинского языка). Он стал первым русским детским писателем. Далее появляются новые типы книг (16 в.):
азбуки, азбуковники, потешные листы.

Азбука (1564) — учебник И.Федорова: 1ч.-Азбука; 2 ч.- Грамматика; 3 ч.- материалы для чтения. Жива традиция
писания особых стихов: каждая их строчка начинается с очередной буквы алфавита, а все вместе буквы составляют
алфавит.


6.Сказки о животных. Особенности этого типа сказок: воплощение в образах зверей типичных человеческих

В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, действуют, говорят. Обычно нет отчетливого
разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо чертой, присущей емй
особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Главная черта лисицы — хитрость, волк — жаден и глуп, во
взаимоотношениях с лисой он попадает впросак. Медведь бывает злым, а бывает и добрым. Животные в сказке соблюдают
принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Есть среди сказок о животных и
довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу.


13.Просветительная деятельность Н.ИНовикова. Журнал "Детское чтение для сердца и разума" 11785-
1789). Идейно-тематическое и жанровое разнообразие его содержания. Значение журнала для формирования
детского
чтения в России.


В 1779 г. сроком на 10 лет он арендует типографию МГУ. Издал около 1000 книг, и 60 книг для детей. Новиков в
1785 г. основал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Он объясняет необходимость
издания детского журнала отсутствием понятной, написанной легким языком литературы для детей, которая бы знакомила
их с «историей, натуральной историей» и другими предметами. Журнал выходил в виде еженедельного бесплатного
приложения к «Московским Ведомостям». Основное внимание журнал уделял интересной подаче научно-популярного
материала. Первые части журнала проще, доступнее детям; последние включают большое количество философских
рассуждений, переводы писателей.

В детском журнале Новиков поднимает те же вопросы, что и в журнале для взрослых: он высмеивает невежество
дворян, указывает на то, что помещики обогащаются за свет труда крепостных, что к крестьянам нужно относиться как к
равным. Всего вышло 20 частей журнала (по 4 части в год, в каждой части по 13 номеров).


10Детское чтение первой половины 17 в.: азбуки, азбуковники, потешные листы. Азбука В.Ф.Бурцева.

Букварь К Истомина. Их содержание и структура.

Букварь вышел в Москве (1634), автор — Бурцев. Назывался «Начальное обучение человека, желающего разуметь
божественное писание>>. Во 2 переиздании было написано стихотворение в гравюре «Училище» справщиком Савватием.
До нас дошло 10 стихов Савватия и около 20 азбук.

Азбуковники — анонимные рукописные сборники типа справочника. Дошло около 200 книг.

Потешные книги — оттиски из меди или эстампы с гравюр сначала иностранного, затем русского происхождения.

К.Истомин издал 3 детские книги: по-царски роскошный «Лицевой букварь»(1694), «Букварь языка словенска»
(1696) и «Служба и житие Иоанна Воина» (1695). Добавившиеся к ним рукописные «Грамматика малая» и пособие по
истории составили первый на Руси комплект учебных книг. Правила поведения для детей изложынф в трактате
«Домострой». «Лицевой букварь» издан в 1694 г., было всего 106 экз. Похож на справочник. «Лицевой», т.е. фигурный, с
помощью фигуры человека изображал буквы. 1 ч.- буквы славянского, латинского, польского, греческого алфавитов; 2 ч.-
рисунки; 3 ч.- стихи, в которых рассказывалось о предметах, обозначенных на рисунках. Букварь предназначался для
детей обоих полов.

Литература 15-17 вв.- это «азбучный» период литературы для детей, т.к. в качестве книг использовались буквари,
азбуки. Первые книги слабо учитывали детскую психологию, были «сухими», абстрактными.


5.Поэтические особенности волшебных сказок. Конфликт, идеи, образы данной группы сказок. Подробный
анализ любой волшебной сказки.


Все происходящее в волшебных сказках фантастично: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию,
спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной,
страшной потому, что главные противники его — не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей
Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и
получает полное право на счастье.

В сюжете главный герой — это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом
пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются: ковер-
самолет, чудесный клубочек. Зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк.


7.Бытовые сказки. Их основные темы, сатирическая направленность, отличие от сказок волшебных и о
животных. Анализ одной из сказок этой группы.


Постоянными героями сатирических сказок выступают простые бедные люди. Однако они одерживают победу над
богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным
обстоятельствам. В бытовых сказках появляются и персонажи-животные и абстрактно действующие лица как Правда и
Кривда, Горе-Злосчастье. Порой в сказку вводится такой специфический элемент как «перевертыши».


1 Деятельность В.А.Жуковского по созданию литературы для детей. Фольклорные традиции в стихах и
сказках поэта. Анализ стихов ("Птичка", "Жаворонок') и сказок ("Кот в сапогах", "Спящая царевна", "Мальчик-с
пальчик") поэта.


Особенно известны в детском чтении баллады, восходящие к поэзии немецкого романтизма: «Людмила»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconСтатистика публикаций переводов эстонской литературы на языки народов СССР в 1972 г
Эр – «Ээсти раамат», сп – «Советский писатель», хл – «Художественная литература», мг – «Молодая гвардия», дл – «Детская литература»,...

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconProqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Три основных направления русской литературы. Своеобразие...

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconТематическое планирование занятий по литературе в 8 классе
Введение. Литература как искусство слова. Образность как отличительный признак художественной литературы. Отличие литературы от других...

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconТематическое планирование занятий по литературе в 8 классе
Введение. Литература как искусство слова. Образность как отличительный признак художественной литературы. Отличие литературы от других...

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconИздательство «детская литература» москва 1971 Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconКандидат фил наук давтян соня суреновна
Детская литература воспитывает у студентов на самых ранних этапах обучения понимание сложности и важности профессии филолога

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века»
«Silentium!» «Наш век» «Цицерон» «День и ночь» «Певучесть есть в морских волнах» «Я встретил вас» «О, как убийственно мы любим» и...

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" icon2007 szeptember-november gou №30
СПбГУ, филологический факультет, венгерский язык и литература, русский язык и литература

Литература своеобразная область общей литературы. Понятия \"детская литература\" iconЛитература: Основная литература
Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие /М. А. Гончаров. М.: Кнорус, 2010. – 480 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница