Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе




Скачать 225.9 Kb.
НазваниеЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер225.9 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Литература > Документы
  1   2   3




Задания

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

(2008/2009 учебный год)
В олимпиаде участвуют учащиеся 8-11 классов всех типов общеобразовательных учреждений республики.

Основными целями и задачами олимпиады являются пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных обществ учащихся, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.

Олимпиада также ставит своими целями выявить широту литературного кругозора наиболее одаренных учащихся и глубину их литературоведческих знаний, навыки филологического анализа и индивидуальной интерпретации художественного текста, творческие способности старшеклассников.

Время выполнения заданий – 4 часа.

Краткие ответы и критерии оценки прилагаются к заданиям каждого класса.
Оргкомитет.

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

(2008 /2009 учебный год)
8 класс

I. Кто и в каком произведении это говорит?

1. Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему

2. Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать –

А душу можно ль рассказать?

3. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах.

2. Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов

1.Подруга дней моих суровых, 1.С.А. Есенин

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

2.Белеет парус одинокий 2.А.С. Пушкин

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

3.Нивы сжаты, рощи голы, 3.А.С. Пушкин

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

4.Ветер по морю гуляет 4. М.Ю. Лермонтов

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

3. Пушкинские герои своей охотой или невольно иногда меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:

1) крестьянкой,

2) цыганом,

3) разбойником,

4)царем.

4.Всем известны портреты А.С. Пушкина кисти двух великих русских художников: О.А. Кипренского (1782-1836) и В.А. Тропинина (1776-1857). В знак большой благодарности поэт написал стихотворение

…Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

^ Какому художнику посвящены эти строки?

5.Какое произведение Н.В. Гоголя напоминает вам картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

6. Интерпретация лирического произведения.

В чем заключается интонационно-синтаксическая выразительность стихотворения

^ М.Ю. Лермонтов

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

7. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Лирический герой»

8. Напишите небольшую творческую работу на одну из предложенных тем:

1. «Путешествие в родные места писателя»;

2. «В преддверии олимпиады» (Страницы из дневника);

3. «Край родной, навек любимый»;

4. «Святые места России»;

5. «Какой я читатель?».

9. Как вы понимаете стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»?

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку…. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя в карманах…. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка…. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

- Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

-Что же, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

^ Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

(2008 /2009 учебный год)
9 класс

I. Кто и в каком произведении это говорит?

  • Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему

  • Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать –

А душу можно ль рассказать?

  • Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

^ 2. Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов

1.Роняет лес багряный свой убор, 1.С.А. Есенин

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

2.Белеет парус одинокий 2.В.А.Жуковский

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

3.Задремали звезды золотые, 3.А.С. Пушкин

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

4.Раз в крещенский вечерок 4.М.Ю.Лермонтов

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали

^ 3. Пушкинские герои своей охотой или невольно иногда меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:

1) крестьянкой,

2) цыганом,

3) разбойником,

4)царем.

4. 19 августа 1812 года в мундире офицера народного ополчения, в составе 1-го пехотного полка, двинулся он к Можайску, навстречу неприятелю. В Бородинском сражении ядра и пули пощадили его. Позднее, под Тарутином, будучи уже при штабе Кутузова, написал он своего знаменитого «Певца во стане русских воинов», и это была служба поэта, его вклад в победу над Наполеоном. Кто этот известный русский поэт?

^ 5. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова о полку Игореве» вы можете назвать?

6. Интерпретация лирического произведения.

В чем заключается интонационно-синтаксическая выразительность стихотворения

^ М.Ю. Лермонтов

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

^ 7. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Лирический герой»

8. Напишите небольшую творческую работу на одну из предложенных тем:

1. «Путешествие в родные места писателя»;

2. «В преддверии олимпиады» (Страницы из дневника);

3. «Край родной, навек любимый»;

4. «Святые места России»

5 «Какой я читатель?».

9. Как вы понимаете стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий»?

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку…. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя в карманах…. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка…. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку

- Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

-Что же, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

(2008 /2009 учебный год)
10 класс

^ I. О ком и в каком произведении это говорится?

  • Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.

  • Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…

  • Это был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка.

^ 2. Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов

1.На холмах Грузии лежит ночная мгла; 1.А.К.Толстой

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою….

2.Я встретил вас – и все былое 2.А.А. Фет

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

3.Средь шумного бала, случайно, 3.Ф.И.Тютчев

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

4.Я тебе ничего не скажу, 4.А.С. Пушкин

И тебя не встревожу ничуть

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

^ 3. Кого и в каких стихах А.С. Пушкин называл так:

1) «Гений чистой красоты»?

2) «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

3) «Голубка дряхлая моя»?

4) «Чистейшей прелести чистейший образец»?

4. «_________» дошло до нас в единственном списке 16 века. Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в 1185 году, оказался одним из самых больших и радостных побед русского слова. Красотой «_________» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь….

Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет читателей «_________». Вот почему его значение так безмерно возросло в наше время. Назовите это произведение.

^ 5.Известно, что в молодости Н.В. Гоголь увлекался сценой, даже пытался поступить в Петербургский императорский театр, но получил отказ.

Кого хотел сыграть сам Гоголь, неудовлетворенный игрой актеров в «Ревизоре», на любительской сцене?

^ 6. Интерпретация лирического произведения.

В чем заключается интонационно-синтаксическая выразительность стихотворения
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconМетодические рекомендации по содержательному и организационно-методическому...
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим методическим...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПриказ 11. 2012 г. №281 Р. п. Шатки Об организации и проведении муниципального...
Нижегородской области от 23. 10. 2012 года №316-01-52-3452/12 «Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconЗадания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Этикет – это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconМуниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 8 11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012...
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПриказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении...
Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады...

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русской литературе iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница