Название
раздела,
темы
| Знание содержания языковых понятий, терминов, языковых явлений и закономерностей
| ^
|
Фонетика.
Графика
| Фонетика как раздел языковедческой науки о звуковом составе языка. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки письма. Алфавит. Слог. Основные правила переноса. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме.
| Различать в словах гласные и согласные; безударные и ударные гласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; делить слова на слоги и выделять ударный слог; определять звуковое значение букв в слове;
располагать слова в алфавитном порядке; ставить ударение в соответствии с нормами русского литературного языка; находить и исправлять орфоэпические ошибки и ошибки, связанные с нарушением норм ударения
|
Лексика.
Фразеология
| Слово и его роль в языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы.
Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова; диалектные слова; профессиональные слова и термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы). Фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидности фразеологизмов.
| Определять значение слова, давать толкование (в несложных случаях) известным словам; пользоваться разноаспектными словарями (толковыми,переводными и др.); использовать в речи слова в соответствии с их значением, в т. ч. слова с переносным значением, подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их для предупреждения неоправданного повторения слов, а также для связи предложений в тексте.
|
^
Слово-
образование
| Корень, суффикс, префикс и окончание – значимые части слова (морфемы). Основа слова. Однокоренные слова.
Изменение и образование слов.
Способы словообразования.
Сложные и сложносокращённые слова.
| Отделять окончание слова от основы, членить основу на значимые части (морфемы); пользоваться словарём строения слов и школьным словообразовательным словарем; подбирать однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; определять способ образования известных слов; правильно понимать и использовать в речи слова с учётом лексического и грамматического значения их составных частей.
|
Морфология.
Орфография
Имя существительное
| Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имён существительных. Типы склонения имён существительных.
| Распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи имена существительные (в т. ч. и те, род которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные общего рода, существительные, имеющие форму одного числа, падежные формы имён существительных, формы разносклоняемых и несклоняемых имён существительных; использовать существительные-синонимы.
|
^
| Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Полные и краткие качественные прилагательные, их роль в предложении. Способы образования имён прилагательных.
| Распознавать имена прилагательные, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи имена прилагательные (в т. ч. формы сравнительной и превосходной степени, краткие имена прилагательные), прилагательные-синонимы.
|
Имя
числительное
| Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Числительные количественные (обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение числительных.
| Распознавать имена числительные, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи словосочетания существительных с количественными (в т. ч. дробными и собирательными) и порядковыми числительными;
|
Местоимение
| Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
| Распознавать местоимения, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи местоимения (в т. ч. для связи предложений в тексте); уместно использовать местоимения сам, свой, их для обозначения принадлежности, местоимения Вы, Вам как форму вежливости.
|
Глагол
| Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма (инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное). Время глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. І и ІІ спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
| Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные глаголы, безличные глаголы, глагольные словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках), личные формы разноспрягаемых глаголов, формы повелительного наклонения от глаголов положить, класть, вынуть, не портить, лечь и др.; уместно использовать формы настоящего и будущего времени вместо прошедшего, одни формы наклонений в значении других, глаголы-синонимы.
|
Причастие
| Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия, их образование. Краткие страдательные причастия, их роль в предложении. Причастный оборот.
| Распознавать причастия, определять их грамматические признаки; правильно использовать в речи действительные и страдательные причастия, причастные обороты; производить синонимическую замену сложных предложений и простых предложений с причастным оборотом; соблюдать нормы употребления кратких причастий; употреблять причастия и причастные обороты для описания предметов в художественном и научном стилях, а также в деловых бумагах (расписка, доверенность).
|
Деепричастие
| Деепричастие как особая форма глагола: общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот.
| Распознавать деепричастия, определять их грамматические признаки; правильно употреблять в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, в т. ч. и деепричастия с суффиксом -ся (-сь), деепричастный оборот; использовать деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте.
|
Наречие
| Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Способы образования наречий.
Ударение в наречиях. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения изобразительности речи и выражения оценки.
| Распознавать наречия, определять их грамматические признаки; правильно и уместно употреблять наречия (в т. ч. в форме сравнительной и превосходной степени) в речи; использовать наречия как средство связи предложений в тексте, а также как способ выражения оценки и повышения изобразительности речи.
|
Предлог
| Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским). Употребление предлогов в, на, с, из. Употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Использование в речи предлогов-синонимов.
| Распознавать предлоги; правильно и уместно употреблять предлоги в речи, в т. ч. и те, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках, а также предлоги в, на, с, из; правильно употреблять имена существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использовать в речи предлоги-синонимы.
|
Союз
| Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
| Распознавать союзы; правильно использовать союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте; употреблять в речи союзы-синонимы.
|
Частица
| Частица как служебная часть речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы.
| Распознавать частицы; правильно использовать частицы в речи, в том числе как средство повышения выразительности речи.
|
Междометие
| Междометие как часть речи, его назначение.
Междометие как средство повышения выразительности речи.
| Распознавать междометия; уместно использовать междометия в речи, в т. ч. для повышения выразительности речи.
|
Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение
| Словосочетание, его назначение в языке. Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова. Словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках). Использование в речи синонимичных словосочетаний.
Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения.
Порядок слов в предложении.
Логическое ударение.
| Различать словосочетание и предложение, главное и зависимое слово в словосочетании, типы словосочетаний по способу выражения главного слова; различать предложения разных видов (по цели высказывания, по наличию или отсутствию эмоциональной окраски, по характеру грамматической основы, по количеству грамматических основ).
Правильно строить, распространять и использовать в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках; употреблять синонимичные словосочетания.
Правильно строить и употреблять в речи предложения изученных видов с учётом сферы их использования; использовать логическое ударение и порядок слов для повышения точности и выразительности речи; употреблять риторический вопрос и вопросно-ответную форму изложения как средство выразительности речи.
|
^
Главные
и второстепенные члены предложения
| Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное).
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения (ознакомление). Виды обстоятельств (по значению). Сравнительный оборот.
| Определять структуру простого двусоставного предложения (находить его главные и второстепенные члены);
правильно строить и использовать в речи предложения с разными видами главных и второстепенных членов;
|
^
| Односоставные простые предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащего (назывные), их роль в языке.
Различие в употреблении безличных предложений в русском и украинском языках. Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.
| Определять виды односоставных предложений (в том числе в составе сложного);
правильно и уместно использовать односоставные предложения в речи: назывные предложения в описаниях для обозначения времени и места, предложения двусоставные и односоставные разных видов как синтаксические синонимы.
|
^
| Неполные предложения, их роль в языке.
Употребление неполных предложений в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений.
| Находить неполные предложения; правильно и уместно использовать неполные предложения в речи, в том числе в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений.
|
Предложения
с однородными членами
| Однородные члены (с союзной, бессоюзной и смешанной связью), их роль в предложении.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Предложения с союзами не только…, но и…; как…, так и…; не столько, сколько… Синонимия рядов однородных членов с разными видами связи между ними.
| Находить однородные члены предложения (распространённые и нераспространённые), разные ряды однородных членов в одном предложении, обобщающие слова при однородных членах; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с однородными членами (в т. ч. с союзами не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько…).
|
Предложения
с обращениями, вводными словами, (словосочетаниями, предложениями)
| Обращение, его назначение в языке. Нераспространённое и распространённое обращение.
Вводные слова (словосочетания, предложения), их роль в языке.
Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Употребление вводных слов для выражения отношения к сообщаемому, для связи предложений в тексте. Синонимия вводных слов.
| Находить обращения, вводные слова (словосочетания, предложения);
правильно и уместно использовать в речи обращения и вводные слова (словосочетания, предложения), в том числе для передачи отношения к адресату речи; использовать синонимию вводных слов как средства связи предложений в тексте.
|
Предложения
с обособленными членами
| Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены (в т. ч. уточняющие), их роль в предложении.
Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте.
| Находить обособленные и уточняющие члены предложения; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с обособленными и уточняющими членами предложения (в т. ч. с причастными и деепричастными оборотами); употреблять деепричастный оборот как средство связи предложений в тексте.
|
^
и косвенная речь
| Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной.
Цитата как способ передачи чужой речи.
Диалог.
Синонимия различных способов передачи чужой речи.
| Находить слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; заменять прямую речь косвенной; правильно использовать в речи прямую речь и цитаты; производить синонимическую замену различных способов передачи чужой речи; строить диалог по предложенной речевой ситуации, включать в диалог формулы и выражения речевого этикета.
|
^
Сложносочинённое предложение
| Сложное предложение и его признаки. Роль сложного предложения в языке. Сложное предложение без союзов и с союзами, с сочинительной и подчинительной связью.
Сложносочинённое предложение; его строение и средства связи в нём. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Синонимия сложносочинённых предложений с различными союзами, а также сложносочинённого предложения и ряда простых.
| Различать сложные предложения разных видов, определять их структуру и средства связи между частями; находить сложносочинённые предложения в тексте; правильно и уместно использовать в речи сложносочинённые предложения; употреблять как синтаксические синонимы сложносочинённые предложения с различными союзами, а также сложносочинённое предложение и ряд простых.
|
^
подчинённое предложение
| Сложноподчинённое предложение, его строение и средства связи. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели, условия, уступки).
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
Синонимия союзных сложных предложений, сложноподчинённых и простых с обособленными членами.
| Распознавать сложноподчинённые предложения в тексте; правильно и уместно использовать в речи сложноподчинённые предложения (в т. ч. и с несколькими придаточными); употреблять союзные сложные предложения, сложноподчинённые и простые с обособленными членами как синтаксические синонимы.
|
^
| Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между его частями.
Синонимия сложных предложений с союзами, без союзов и простых предложений.
| Находить сложные бессоюзные предложения и определять в них смысловые отношения между частями; правильно и уместно использовать бессоюзные предложения в речи; употреблять сложные предложения с союзами, без союзов и простые предложения как синтаксические синонимы.
|
^
с разными видами
связи
| Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, знаки препинания в нём.
| распознавать сложные предложения с разными видами связи; уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в речи, правильно интонировать их.
|
Стилистика
| Стили речи (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический); их основные признаки, функции.
| Распознавать стили речи, определять особенности каждого из них; уметь пользоваться разнообразными выразительными средствами и языковыми средствами в процессе общения для оптимального достижения коммуникативных задач.
|
Орфоэпия
| Отображение произношения гласных (ударных и безударных) и согласных с помощью фонетической транскрипции.
| Определять особенности произношения гласных и согласных звуков, обозначать ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.
|
Орфография
| Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. Гласные и согласные в приставках. Гласные после шипящих и ц. Гласные и, ы после ц. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных. Гласные е, и в окончаниях слов. Одна и две буквы н в суффиксах. Буквы ъ и ь. Употребление больших букв. Различение на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях и частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. Непроверяемые орфограммы в словах. Перенос слов. Соединительные гласные в сложных словах.
| Распознавать изученные орфограммы и объяснять их с помощью правил; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
|
ПУНКТУАЦИЯ
| Знаки препинания в простых предложениях (в конце простого предложения; тире между подлежащим и сказуемым; написание одиночных предложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками; выделение запятыми сравнительного оборота; тире в неполных предложениях; запятая между однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами; знаки препинания при обращении; знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях); знаки препинания при обособленных членах предложения).
Знаки препинания в сложных предложениях (между частями сложносочиненного предложения; между главной и придаточной частью сложноподчиненного предложения; в бессоюзных предложениях; в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи).
Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах.
| Распознавать изученные пунктограммы и объясняет их с помощью правил; правильно ставить знаки препинания на изученные правила; находить и исправлять пунктационные ошибки.
|
Связная
речь
| Понятие об общении и речи, об адресате речи. Виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Диалогическая и монологическая речь; устная и письменная речь. Основные правила общения, речевой этикет. Тема и основная мысль высказывания. Свойства хорошей речи (правильность, логичность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность).
Текст, его основные признаки; деление текста на абзацы. Средства связи предложений в тексте (повтор, использование синонимов, однокоренных слов, местоимений, союзов).
Стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Сфера использования каждого из них.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
| Внимательно читать, осознавать и запоминать содержание прочитанного, дифференцируя в нем главное и второстепенное; критически оценивать прочитанное.
Составлять письменное высказывание, логически излагая содержание, подчиняя его теме и основной мысли, замыслу, избранному стилю и типу речи, достигать определенную коммуникативную цель, опираясь на усвоенные знания; находить и исправлять ошибки в содержании, построении и языковом оформлении собственных высказываний, опираясь на усвоенные знания.
|