Скачать 100.58 Kb.
|
Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» (базовое образование – среднее и основное общее) 2012 Пояснительная записка Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов на базе основной общей, средней (полной) общей школы составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: 1 .Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. (Приказ № 1089 от 5 марта 2004 года Министерства Образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). 2. Федеральным базисным учебным планом. 3.Постановлением Правительства Свердловской области от 12 декабря 2005 года № 1107-ПП « О региональном (национально- региональном ) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования Свердловской области».- Екатеринбург, 2006.
Вступительные испытания проводятся по программам, соответствующим образовательным программам общего образования и среднего (полного) общего образования в форме письменного экзамена по русскому языку: * тестирование, включающее, написание сочинения - рецензии для абитуриентов, поступающих на базе среднего (полного) общего образования. * тестирование, для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования. КИМ по русскому языку обеспечивают разностороннюю проверку знаний и умений выпускников школы и их дифференцировку по уровню и качеству подготовки. ^ Раздел «Орфоэпия» должен уметь: - правильно ставить ударения в слове; -соблюдать акцентологические нормы литературного языка; - различать равноправные и стилистически неравноправные акцентологические варианты; - отличать нормы литературного языка от акцентологических вариантов диалектов, просторечия, профессиональных и социальных жаргонов; должен знать: - основные понятия акцентологии: разноместность ударения, подвижность ударения, смыслоразличительная роль ударения. ^ должен уметь: - определять лексическое значение слова; - связывать лексическое значение слова с контекстом; - распознавать в тексте принадлежность слова к разным стилям; - отличать слова с прямым и переносным значением; - различать значения паронимов; - определять сферу использования лексики; - отличать средства художественной выразительности, подбирать синонимы, антонимы; - отличать фразеологические единицы (фразеологизмы), определять их лексическое значение; - использовать в речи лексически сочетаемые единицы языка. должен знать: - основные понятия лексикологии и фразеологии; однозначные и многозначные слова; омонимы, синонимы, антонимы; архаизмы, историзмы, неологизмы; диалектные слова, просторечия, книжная лексика; прямое и переносное значение слова; тропы, фразеологизмы; - способы установления лексического значения слова. ^ должен уметь: - опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных; - объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова; - проводить морфемный и словообразовательный разбор слова; - определять способы образования слов; должен знать: - основные понятия морфемики и словообразования; морфема, основа, производная основа, производящая основа; - систему словообразующих и формообразующих морфем; - способы образования слов. ^ должен уметь: - определять частеречную принадлежность слов в тексте; - определять и распознавать в тексте формы изменяемых частей речи; - использовать морфологические синтаксические признаки слов для определения частей речи; - выделять в тексте определённые разряды частей речи; - учитывать контекст для определения частеречной принадлежности слов; - определять в тексте случаи перехода слов из одной части речи в другую; - соблюдать морфологические нормы русского языка. должен знать: - систему частей речи в русском языке; - общее грамматическое значение самостоятельных частей речи; - морфологические признаки самостоятельных частей речи; - синтаксические признаки самостоятельных частей речи; - функцию служебных частей речи; - особенности междометий. ^ «Словосочетание» должен уметь: - отличать словосочетания от грамматической основы, сочетаний слов; - выделять словосочетания из предложения, опираясь на смысловые и грамматические связи слов; - определять вид связи в словосочетании; - проводить синтаксический анализ словосочетания. должен знать: - синтаксис кА раздел науки о языке; - словосочетание и предложение как единицы синтаксиса; - строение и значение словосочетаний; - способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. «Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения» должен уметь: - выделять грамматическую основу предложения; - отличать подлежащее и сказуемое от словосочетаний и сочетания слов; - отличать подлежащее и сказуемое от второстепенных членов предложения; - проводить синтаксический анализ предложения. должен знать: - предложение как единица языка и речи; - подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; - способы выражения подлежащего и сказуемого; - главные и второстепенные члены предложения. «Двусоставные и односоставные предложения» должен уметь: - выделять подлежащее и сказуемое; - отличать предложения, разные по строению и значению; - проводить синтаксический анализ предложения. должен знать: - двусоставные и односоставные предложения; - особенности строения грамматической основы двусоставных и односоставных предложений; - типы односоставных предложений; - способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. «Простое осложнённое предложение» должен уметь: - выделять грамматическую основу предложения и определять второстепенные члены предложения по их функциональной роли в предложении; - видеть условия обособления; - проводить синтаксический анализ предложения. должен знать: - синтаксические единицы, которыми может осложняться простое предложение; - обособленные и необособленные члены предложения. «Сложное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения» должен уметь: - выделять грамматическую основу предложения; - различать простое и сложное предложения по строению и значению; - устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения; - проводить синтаксический анализ сложного предложения. должен знать: - простое предложение; - сложное предложение; - особенности строения и значения сложных союзных и бессоюзных прдложений. «Синтаксические нормы» должен уметь - оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка. должен знать: - основные нормы построения словосочетаний и предложений в русском литературном языке: согласования, управления, построения предложений с деепричастием, построение предложения с однородными членами, построение сложных предложений, способы передачи чужой речи. ^ должен уметь: - определять морфему, в которой находится орфограмма; - определять лексическое значение морфемы; - различать омонимичные морфемы; - определять часть речи; - определять способ образования слова; - определять условия выбора орфограммы; - определять синтаксическую роль слова в предложении; - определять спряжение глаголов. должен знать: - основные понятия: орфограмма, морфема, склонение, часть речи, способ образования слова, омонимичные морфемы, спряжение; - орфографические правила: - безударные гласные в корне ( проверяемая, непроверякмая, чередующаяся); - правописание приставок; - правописание И-Ы после приставок на согласную; - разделительный Ъ и Ь; - правописание окончаний разных частей речи; - правописание суффиксов разных частей речи; - написание Н- НН в словах разных частей речи; - слитное и раздельное написание НЕ и НИ в словах разных частей речи; - слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи. ^ должен уметь; - видеть грамматические основы предложения; - различать вид сказуемого в простом предложении; - различать простое и сложное предложение; - определять границы простых предложений в составе сложного; - видеть функцию союза И в предложении; - различать простое предложение с однородными членами и сложносочинённое; - находить в предложении однородные члены; - определять союзы, связывающие однородные члены предложения; - находить обобщающее слово при однородных членах; - находить обособленные определения, приложения, обстоятельства; - видеть, какое слово в предложении поясняется обособленным членом; - определять границы обособленных членов предложения; - определять синтаксическую роль всех слов в предложении; - определять смысловые связи между словами в предложении; - определять значение слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения; - определять границы главного и придаточного предложений; - находить средства связи между предложениями; - находить определяемое слово в главном предложении и ставить от него вопрос; - находить союзное слово, которое присоединяет придаточное определительное; - определять сложные предложения с разными видами связи; - находить общий второстепенный член или общее придаточное предложение; - определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. должен знать: - основные понятия синтаксиса и пунктуации: словосочетание, предложение, грамматическая основа, виды сказуемых, определение, приложение, дополнение, обстоятельство, однородные члены предложения, союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения, вводные и вставные конструкции, обособленные члены предложения, сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения, бессоюзные сложные предложение, сложное предложение с разными видами связи, сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова; - способы определения синтаксической роли слова в предложении, способы определения структуры предложения. ^ должен уметь: - понимать связную речь; - создавать собственное высказывание в соответствии с его темой; - выделять текст среди нетекстовых образований; - определять основную мысль текста; - определять особенности композиции текста; - находить связь между частями текста; - определять тему произведения; - определять и формулировать проблему, поставленную в произведении; - определять и формулировать авторскую мысль ( позицию автора) в произведении; - формулировать собственное суждение; - подбирать аргументы, подтверждающие правоту суждения; - определять разные стили и типы речи. должен знать: - определение понятия «текст»; - признаки текста: законченность, завершённость, цельность структуры, связность частей текста, целеноправленность, информативность; - основные понятия текстологии и речеведения: абзац, повествование, описание, рассуждение, стили речи, жанры, характерные для разных стилей речи. ^ - что текст имеет автора, который в тексте реализует цели высказывания, выстраивает текст в соответствии с собственным замыслом; - что отличает текст от нетекстового образованмя; - как связаны между собой части текста; - как возникает целостность текста; - как основная мысль текста проявляется в его частях; - как различаются понятия « тема произведения ( текста), « проблема, поставленная в произведении (тексте)», « авторская позиция»; - как выстроить собственное высказывание, сформулировать собственную позицию и аргументировать её; - какое суждение является аргументом, подтверждающим правоту высказывания. ^ тест содержит З части: 1часть состоит из 30 заданий (А1-А30) К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых 1 правильный. 2 часть включает 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям абитуриент составляет самостоятельно. З часть (С-1) представляет собой небольшую письменную работу - сочинение - рецензию по предложенному тексту. Объём сочинения не менее 150 слов. Для абитуриентов, поступающих на базе 9 классов тест содержит З части: 1 часть - написание сжатого изложения на основе прослушанного текста; 2часть - выполнение задания Al - A7; В1- В14 на основе текста. 3 часть - на основе текста 2-ой части выполняется только одно из заданий: С2.1 или С2.2 |
![]() | Минобразования России №1069 от 05. 03. 2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ мо РФ №1312 от 09. 03. 04) | ![]() | Программа по математике состоит из двух разделов. Первый из них представляет собой перечень основных математических понятий и фактов,... |
![]() | Цель дисциплины: подготовка слушателей к успешному прохождению вступительных испытаний (егэ) по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные... | ![]() | Минобразования и науки РФ от 22. 09. 2009 г. №357), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (история),... |
![]() | Русский язык – язык русского народа. Он служит средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений... | ![]() | Русский язык – язык русского народа. Он служит средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений... |
![]() | «Б» кл. – Балдузов Исмаил (физика); 8 «А» кл. – Ашрафов Нияз(история), Мамедов Абубекир(литература), Юсупов Равид; 8 «Б» кл. – Боллуев... | ![]() | «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие,... |
![]() | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» | ![]() | Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, русский язык как иностранный, иностранный язык) |