Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык»




Скачать 100.58 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по предмету «Русский язык»
Дата публикации22.08.2013
Размер100.58 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Литература > Программа
Программа

вступительных испытаний

по предмету «Русский язык»

(базовое образование – среднее и основное общее)


2012

Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов на базе основной общей, средней (полной) общей школы составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:

1 .Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. (Приказ № 1089 от 5 марта 2004 года Министерства Образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

2. Федеральным базисным учебным планом.

3.Постановлением Правительства Свердловской области от 12 декабря 2005 года № 1107-ПП « О региональном (национально- региональном ) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования Свердловской области».- Екатеринбург, 2006.

  1. Приказом Минобрнауки РФ № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Вступительные испытания проводятся по программам, соответствующим образовательным программам общего образования и среднего (полного) общего образования в форме письменного экзамена по русскому языку:

* тестирование, включающее, написание сочинения - рецензии для абитуриентов,
поступающих на базе среднего (полного) общего образования.

* тестирование, для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования.

КИМ по русскому языку обеспечивают разностороннюю проверку знаний и умений выпускников школы и их дифференцировку по уровню и качеству подготовки.
^ Требования к подготовке абитуриентов по предмету
Раздел «Орфоэпия»

должен уметь:

- правильно ставить ударения в слове;

-соблюдать акцентологические нормы литературного языка;

- различать равноправные и стилистически неравноправные акцентологические варианты;

- отличать нормы литературного языка от акцентологических вариантов диалектов, просторечия, профессиональных и социальных жаргонов;
должен знать:

- основные понятия акцентологии: разноместность ударения, подвижность ударения, смыслоразличительная роль ударения.

^ Раздел «Лексика и фразеология»

должен уметь:

- определять лексическое значение слова;

- связывать лексическое значение слова с контекстом;

- распознавать в тексте принадлежность слова к разным стилям;

- отличать слова с прямым и переносным значением;

- различать значения паронимов;

- определять сферу использования лексики;

- отличать средства художественной выразительности, подбирать синонимы, антонимы;

- отличать фразеологические единицы (фразеологизмы), определять их лексическое значение;

- использовать в речи лексически сочетаемые единицы языка.
должен знать:

- основные понятия лексикологии и фразеологии; однозначные и многозначные слова; омонимы, синонимы, антонимы; архаизмы, историзмы, неологизмы; диалектные слова, просторечия, книжная лексика; прямое и переносное значение слова; тропы, фразеологизмы;

- способы установления лексического значения слова.
^ Раздел «Морфемика и словообразование

должен уметь:

- опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;

- объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;

- проводить морфемный и словообразовательный разбор слова;

- определять способы образования слов;
должен знать:

- основные понятия морфемики и словообразования; морфема, основа, производная основа, производящая основа;

- систему словообразующих и формообразующих морфем;

- способы образования слов.
^ Раздел «Морфология

должен уметь:

- определять частеречную принадлежность слов в тексте;

- определять и распознавать в тексте формы изменяемых частей речи;

- использовать морфологические синтаксические признаки слов для определения частей речи;

- выделять в тексте определённые разряды частей речи;

- учитывать контекст для определения частеречной принадлежности слов;

- определять в тексте случаи перехода слов из одной части речи в другую;

- соблюдать морфологические нормы русского языка.
должен знать:

- систему частей речи в русском языке;

- общее грамматическое значение самостоятельных частей речи;

- морфологические признаки самостоятельных частей речи;

- синтаксические признаки самостоятельных частей речи;

- функцию служебных частей речи;

- особенности междометий.

^ Раздел «Синтаксис»
«Словосочетание»

должен уметь:

- отличать словосочетания от грамматической основы, сочетаний слов;

- выделять словосочетания из предложения, опираясь на смысловые и грамматические связи слов;

- определять вид связи в словосочетании;

- проводить синтаксический анализ словосочетания.
должен знать:

- синтаксис кА раздел науки о языке;

- словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

- строение и значение словосочетаний;

- способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
«Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»

должен уметь:

- выделять грамматическую основу предложения;

- отличать подлежащее и сказуемое от словосочетаний и сочетания слов;

- отличать подлежащее и сказуемое от второстепенных членов предложения;

- проводить синтаксический анализ предложения.
должен знать:

- предложение как единица языка и речи;

- подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;

- способы выражения подлежащего и сказуемого;

- главные и второстепенные члены предложения.
«Двусоставные и односоставные предложения»

должен уметь:

- выделять подлежащее и сказуемое;

- отличать предложения, разные по строению и значению;

- проводить синтаксический анализ предложения.
должен знать:

- двусоставные и односоставные предложения;

- особенности строения грамматической основы двусоставных и односоставных предложений;

- типы односоставных предложений;

- способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.
«Простое осложнённое предложение»

должен уметь:

- выделять грамматическую основу предложения и определять второстепенные члены предложения по их функциональной роли в предложении;

- видеть условия обособления;

- проводить синтаксический анализ предложения.
должен знать:

- синтаксические единицы, которыми может осложняться простое предложение;

- обособленные и необособленные члены предложения.
«Сложное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения»

должен уметь:

- выделять грамматическую основу предложения;

- различать простое и сложное предложения по строению и значению;

- устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения;

- проводить синтаксический анализ сложного предложения.
должен знать:

- простое предложение;

- сложное предложение;

- особенности строения и значения сложных союзных и бессоюзных прдложений.
«Синтаксические нормы»

должен уметь

- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
должен знать:

- основные нормы построения словосочетаний и предложений в русском литературном языке: согласования, управления, построения предложений с деепричастием, построение предложения с однородными членами, построение сложных предложений, способы передачи чужой речи.
^ Раздел «Орфография»

должен уметь:

- определять морфему, в которой находится орфограмма;

- определять лексическое значение морфемы;

- различать омонимичные морфемы;

- определять часть речи;

- определять способ образования слова;

- определять условия выбора орфограммы;

- определять синтаксическую роль слова в предложении;

- определять спряжение глаголов.
должен знать:

- основные понятия: орфограмма, морфема, склонение, часть речи, способ образования слова, омонимичные морфемы, спряжение;

- орфографические правила:

- безударные гласные в корне ( проверяемая, непроверякмая, чередующаяся);

- правописание приставок;

- правописание И-Ы после приставок на согласную;

- разделительный Ъ и Ь;

- правописание окончаний разных частей речи;

- правописание суффиксов разных частей речи;

- написание Н- НН в словах разных частей речи;

- слитное и раздельное написание НЕ и НИ в словах разных частей речи;

- слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи.

^ Раздел « Пунктуация»

должен уметь;

- видеть грамматические основы предложения;

- различать вид сказуемого в простом предложении;

- различать простое и сложное предложение;

- определять границы простых предложений в составе сложного;

- видеть функцию союза И в предложении;

- различать простое предложение с однородными членами и сложносочинённое;

- находить в предложении однородные члены;

- определять союзы, связывающие однородные члены предложения;

- находить обобщающее слово при однородных членах;

- находить обособленные определения, приложения, обстоятельства;

- видеть, какое слово в предложении поясняется обособленным членом;

- определять границы обособленных членов предложения;

- определять синтаксическую роль всех слов в предложении;

- определять смысловые связи между словами в предложении;

- определять значение слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения;

- определять границы главного и придаточного предложений;

- находить средства связи между предложениями;

- находить определяемое слово в главном предложении и ставить от него вопрос;

- находить союзное слово, которое присоединяет придаточное определительное;

- определять сложные предложения с разными видами связи;

- находить общий второстепенный член или общее придаточное предложение;

- определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.
должен знать:

- основные понятия синтаксиса и пунктуации: словосочетание, предложение, грамматическая основа, виды сказуемых, определение, приложение, дополнение, обстоятельство, однородные члены предложения, союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения, вводные и вставные конструкции, обособленные члены предложения, сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения, бессоюзные сложные предложение, сложное предложение с разными видами связи, сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова;

- способы определения синтаксической роли слова в предложении, способы определения структуры предложения.
^ Раздел « Речеведение»

должен уметь:

- понимать связную речь;

- создавать собственное высказывание в соответствии с его темой;

- выделять текст среди нетекстовых образований;

- определять основную мысль текста;

- определять особенности композиции текста;

- находить связь между частями текста;

- определять тему произведения;

- определять и формулировать проблему, поставленную в произведении;

- определять и формулировать авторскую мысль ( позицию автора) в произведении;

- формулировать собственное суждение;

- подбирать аргументы, подтверждающие правоту суждения;

- определять разные стили и типы речи.
должен знать:

- определение понятия «текст»;

- признаки текста: законченность, завершённость, цельность структуры, связность частей текста, целеноправленность, информативность;

- основные понятия текстологии и речеведения: абзац, повествование, описание, рассуждение, стили речи, жанры, характерные для разных стилей речи.
^ Для выполнения заданий надо понимать:

- что текст имеет автора, который в тексте реализует цели высказывания, выстраивает текст в соответствии с собственным замыслом;

- что отличает текст от нетекстового образованмя;

- как связаны между собой части текста;

- как возникает целостность текста;

- как основная мысль текста проявляется в его частях;

- как различаются понятия « тема произведения ( текста), « проблема, поставленная в произведении (тексте)», « авторская позиция»;

- как выстроить собственное высказывание, сформулировать собственную позицию и аргументировать её;

- какое суждение является аргументом, подтверждающим правоту высказывания.
^ Для абитуриентов, поступающих на базе 11 классов тест содержит З части:

1часть состоит из 30 заданий (А1-А30) К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых 1 правильный.

2 часть включает 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям абитуриент составляет самостоятельно.

З часть (С-1) представляет собой небольшую письменную работу - сочинение - рецензию по предложенному тексту. Объём сочинения не менее 150 слов.

Для абитуриентов, поступающих на базе 9 классов тест содержит З части:

1 часть - написание сжатого изложения на основе прослушанного текста;

2часть - выполнение задания Al - A7; В1- В14 на основе текста.

3 часть - на основе текста 2-ой части выполняется только одно из заданий: С2.1 или С2.2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по предмету «Биология»
Минобразования России №1069 от 05. 03. 2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ мо РФ №1312 от 09. 03. 04)

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограммы вступительных испытаний для поступающих в гоу впо «дгту»...
Программа по математике состоит из двух разделов. Первый из них представляет собой перечень основных математических понятий и фактов,...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconИнформатика (егэ) дополнительная образовательная программа подготовки...
Цель дисциплины: подготовка слушателей к успешному прохождению вступительных испытаний (егэ) по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по предмету «История России»
Минобразования и науки РФ от 22. 09. 2009 г. №357), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (история),...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограмма дисциплины «Русский язык» для подготовительных курсов на...
Русский язык – язык русского народа. Он служит средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограмма дисциплины «Русский язык» для подготовительных курсов на...
Русский язык – язык русского народа. Он служит средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Б» кл. – Балдузов Исмаил (физика); 8 «А» кл. – Ашрафов Нияз(история), Мамедов Абубекир(литература), Юсупов Равид; 8 «Б» кл. – Боллуев...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconМониторинг освоения программы «Русский язык» обучающимися первых...
«Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие,...

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование»

Программа вступительных испытаний по предмету «Русский язык» iconШифр Специальность аспирантуры
Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, русский язык как иностранный, иностранный язык)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница