Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет




НазваниеСуществительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет
Дата публикации21.03.2013
Размер51.8 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Литература > Документы
Русская словесность. Урок 2. Как возникло слово

Предмет: обществознание.

Класс: 5.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Сообщение темы и цели урока.
Цель: рассмотреть основные способы образования существительных; познакомиться с этимологией как специальной языковедческой наукой.
II. Повторение изученного материала.


  1. Назовите предмет изучения следующих разделов: фонетика, морфемика, лексика, фразеология, грамматика (морфология, синтаксис), этимология.

  2. Каким проблемам и вопросам уделяется внимание в ходе изучения курса «Русская словесность»?

  3. Каково значение понятия «слово» как единицы языка? Приведите примеры его употребления в речи.


^ III. Изложение (с элементами беседы) программного материала.
Как же человек придумывает слова? Почему один предмет связывается с таким сочетанием звуков, а другой – с другим?

В истории русского языка сложилось много способов создания слов. Возьмём для примера существительные.

Иногда человек выбирает какой-то признак предмета и по нему называет предмет. Например, бык громко ревёт. И древний славянин назвал это животное словом бык, потому что по-древнерусски реветь – бучити. А петух умеет петь, потому он и назван так.

В другом случае слово сообщает нам, для чего существует предмет. Покрывало – это, что покрывает. Училище – это место, где учат.

В третьем случае слово может показать, как делается предмет. Что такое сливки? То, что сливают с молока. Что такое мороженое? То, что заморозили.

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет.

А от этих основных слов с помощью приставок, суффиксов, сложения основ образуются новые слова: бык – бычок, бычий, овцебык; сливки – сливочки, сливочный и т. д.
Упражнение 1. Проанализируйте, как образованы названия предметов, и слова станут для вас не просто сочетанием звуков, они наполнятся смыслом!

Печь – печёный – печенье; жарить – жаркое; сметать – сметана; солить – солонина; шить – шило; жалить – жало; рыть – рыло; мести – метла; одевать – одеяло, одежда; ступать – ступня; гнать – гонец; крыть – крыша; под окном – подоконник.
В целом ряде случаев мы понимаем, как образованы слова. Но очень многие слова возникли в глубокой древности и потом менялись в соответствии с законами развития русского языка, а другие слова пришли к нам из чужих языков. Поэтому мы не всегда можем понять, как возникло слово. Этим занимается специальная языковедческая наука – этимология (от греч. etymon истина, истинное значение + logos – слово). Вдумываться в смысл привычных слов, выяснять, как они возникли, - увлекательное занятие, требующее глубоких знаний. Но в некоторых случаях можно довольно просто объяснить, почему тот или иной предмет так назван. Давайте попробуем это сделать.
Упражнение 2. Постарайтесь объяснить происхождение помещённых ниже слов.

Одуванчик, подосиновик, земляника, черника, вешалка, пирожное, часовой, ручка, портной, завтрак, спутник, событие.

Гостеприимный, громкий, засушливый, известный, любопытный, постоянный, прошлое, равнодушный, разнообразный.
Упражнение 3. Когда дети учатся говорить, они владеют и способами создания новых слов. Их слова часто очень выразительны. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводятся такие высказывания.

Девочка вертится у зеркала:

- Я, мамочка, красавлюсь!

Двухлетняя девочка подходит к костру:

- Это всехный огонь?

Трёхлетняя Таня увидела морщинки на лбу отца и сказала:

- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

Ещё детские слова:

- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

- Спой мне, мама, баюльную песню!

- Бабушка, ты будешь наша пищеварительница.

Трёхлетняя Наташа увидела червяка:

- Мама, мама, какой ползук!

У ребёнка почтальон – почтаник, солонка – сольница, вазелин – мазелин, компресс – мокресс, молоток – колоток, вентилятор – вертилятор, пружинка – кружинка, милиционер – улиционер.

^ Объясните, как и почему образованы эти «детские» слова.
Существуют специальные этимологические словари, в которых объясняется происхождение слов. Есть два этимологических словаря для школьников: Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов; Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. Если вы почитаете такой словарь, то узнаете, что есть слова исконно русские, известные от самой глубокой древности, а есть слова, которые мы считаем вполне нашими, а они пришли из чужого языка. Вы удивитесь, что совсем разные слова окажутся родственниками.
Упражнение 4. Прочитайте две словарные статьи из этимологического словарика для школьников «Почему не иначе?», составленного писателем и лингвистом Л. В. Успенским. Перескажите эти статьи.

КАНИКУЛЫ. Если само слово вызывает довольную улыбку на лице каждого школьника, то его этимология должна доставить ещё больше удовольствия: в буквальном переводе оно значит «собачонки» (по-латыни «канис» - собака). Недаром немцы называют каникулы «хундстаге», англичане – «догдэйз» - «собачьи дни».

Как это получилось? История довольно сложная.

«Каникула» - «собачонка» - именовали римляне звезду Сириус, считая её охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда «Каникула» - Сириус – впервые появлялась над горизонтом, в Риме начинались самые жарки дни лета и объявлялся перерыв во всяких занятиях. Естественно, что он и получил название «каникулы».

ЗДАНИЕ. Наивный человек скажет: проще простого – от «со-здать», как и «со-здание». Но откуда само слово «со-зда-вать»?

В старославянском был глагол «зьдати», связанный с «зьдъ» - «глина»; он значил «лепить», «строить из глины». Когда в Библии говорится, что «Бог съзьда Адама», это и значит «вылепил из глины», «слепил». Отсюда возникло целое гнездо слов: «зодчий», «созидать», «создавать».
Уточним!

Старославянский язык – письменный язык, распространённый в древности на территории, где жили славяне. В этом языке буква ъ означала звук, похожий на [о] и [ы], нечто среднее между ними, а буква ь – звук, похожий на [и] и [е]. Потом, с развитием языка, они или исчезли, или стали обозначать современные звуки.
Иногда писатели обращают особое внимание на происхождение слов и благодаря этому помогают нам понять то или иное явление. Приведём размышление К. Г. Паустовского о значении слова дремучий.

Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слёзы. В народе их звали «дрёмой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слёз сонно висели, согнувшись до самой земли.

Не правда ли, вдумавшись в значение слова дремучий, мы более ярко начинаем представлять картину природы?

В художественном произведении внимание к происхождению слова позволяет более ярко изобразить явление, обозначаемое этим словом.
III. Вопросы и задания для самоконтроля.


  1. Каковы основные способы образования существительных русского языка?

  2. Что изучает этимология?

  3. Какие полезные сведения можно получить из этимологического словаря?


VIII. Заключительная часть.


  1. Оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание: выписать из этимологического словаря для школьников три словарные статьи (по выбору обучающегося), пересказать эти статьи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconТема 1  Предмет демографии, ее научное объяснение
Свой собственный взгляд  на население у социологов на население, свой предмет исследования:  поведение человека в различных сферах...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconИстория Экономических Учений Вопросы:     Предмет истории эк учений
Предмет науки – это эк мысль людей. Для того чтобы понять правильно ли они думали надо представлять какие процессы происходили. Важнейшая...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconПредмет исторы. Первобытное общество
Предмет, изучающий последовательность событий, которые перенесли народы и страны

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconПредмет и методология коммерческой деятельности
Предмет – коммерческие операции, совершаемые на различных этапах процесса товародвижения

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconГиа по обществознанию 2013 гиа по обществознанию
Многие ученики осознано выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconК. Г. Юнг нло как предмет слухов
Карл густав юнг. Нло как предмет слухов (Фрагмент) (Из книги "Современный миф о "небесных знамениях")

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет icon1 Предмет и метод статистики
Свой предмет статистика изучает методом обобщающих показателей. Она анализирует также природные ресурсы и природные условия, поскольку...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconНикто не станет спорить с тем, что жизнь современного человека строго...
Этим людям важны не сами часы как предмет или аксессуар, а время. Они определяют его с помощью часов, расположенных на стенах зданий,...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconКак приготовить серебрянную воду в домашних условиях
К пластинке со знаком (+) плюс присоединить любой предмет из чистого серебра высокой пробы. К другой пластинке со знаком (-) минус...

Существительное может быть образовано от слова, обозначающего, что делает предмет, сообщать о том, для чего существует предмет, как делается предмет iconЛекция Предмет и структура философского знания
Проблема генезиса философии распадается на семь вопросов: Что такое философия? Из чего она возникла? Как она возникла? Когда? Где?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница