Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а




Скачать 170.65 Kb.
НазваниеАктуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а
страница1/2
Дата публикации18.03.2013
Размер170.65 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Введение

Введение
Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а новая ещё не построена; старые идеалы низвергнуты, а какими будут новые не известно. Эта ситуация вызвала стремление вначале общественных сил, а затем и государства, к разработке новых систем и программ сохранения и обновления национальных традиций, возрождения национальной культуры. Если культуру вообще рассматривать как транслятор мировоззрения народа, то национальная культура в этом контексте становится одним из элементов передачи духовных ценностей и стереотипов поведения от одного поколения к другому. Национальная культура не может существовать без знания духовного богатства своего этноса, поэтому освоение народной культуры прошлого и настоящего протекает в русле познания межнациональных связей, что, в свою очередь, плодотворно влияет на формирование национального самосознания человека вне зависимости от его территориального проживания. Речь идёт не только о национальном (этническом) сознании в целом, но и о его компонентах: религиозном, культурно-этическом и д.р. Их взаимодействие, характерное для всей русской истории, принимало ярко выраженную конкретную форму в условиях той или иной эпохи нестабильности (войны, социальные конфликты, межэтнические противостояния).
Идея возрождения национального самосознания позволяет социуму осознать и сохранить свой суверенитет, а также повлиять на установление взаимовыгодных отношений с другими народами.
Национальное самосознание неразрывно связано с народной культурой, а значит с духовными ценностями, нормами поведения, традициями и обычаями, которые играют стабилизирующую роль в жизни народа. Обычаи способствуют сохранению преемственности в национальном

развитии, придавая культуре и образу жизни своеобразный национальный колорит. Обряд, где первоосновой является детальная регламентация поведения, позволяет человеку ощутить себя в единстве с семьей, обществом, природой, космосом, мирозданием. Из всех обрядов жизненного цикла такое наиболее полное духовное единение передает земледельческий свадебный обряд. С одной стороны, это важнейшее событие, меняющее отношение человека к жизни в социуме, с другой — формирование норм поведения и обязательств человека перед сообществом как полноправного его члена.
Свадебная обрядность русского этноса, общности очень крупной и сложной в структурном отношении, вырабатывает и широко использует символический язык — набор стереотипных формул, словесных, поведенческих и предметных метафор, который призван доказать действенность образного языка, специфического для данного сообщества. Тем самым, свадьба является одной из существенных частей культурно-бытового комплекса обрядовой жизни народа. Свадебная обрядность прямо или косвенно затрагивает многие стороны жизни народа, тесно связана с условием его быта, особенностями социальной и экономической структуры общества, территориальным проживанием, национальностью. В связи с этим постепенно были обретены локальные различия в культурно-бытовой сфере, что, в свою очередь, отразилось на обрядовой жизни русского народа, в том числе на свадебном обряде.
Степень разработанности проблемы. Изучением русской земледельческой свадьбы, как важнейшего элемента народной культуры России, занимались многие учёные — фольклористы. В XVIII - XIX в.в. это -Афанасьев А.Н., Сумцов Н.Ф., Майков Л. и др. Их заслуга состоит в том, что они самым тщательным образом собрали и описали свадебные обряды и обычаи, бытовавшие на территории российских губерний и отдельных местностей. В их задачу ещё не входила систематизация полученных данных.
В XX в. учёные-фольклористы Балашов Д.М., Зеленин К.Д., Зырянов И.В., Костомаров Н.И., Морозов П.О., Озаровская О.Э., Путилов В.П., Руднев В.А., Рыбаков Б.А., Славянина О.А., Шуклин В.В. и др. - стали подробно исследовать структуру обряда, его символическую основу, что позволило придти к общему для всех исследователей выводу: классической структуры земледельческой свадьбы не существует. Это связано с тем, что в каждой губернии, волости были свои особенные составляющие структуры обряда. Во многом это зависело от удалённости населённого пункта от центра, от климата, от условий и особенностей труда. Изучением художественно-выразительных средств свадебной поэзии, жанрового состава, её тематикой занимались Круглов Ю.Г., Путилов В.П., Шейн П.В., Потанкина Р.В. и д.р. Существующий огромный фольклорный материал по описанию и предназначению элементов материальной культуры, используемых в свадебно-обрядовом цикле, достаточно подробно описан в работах Белова И., Лебедева А.А., Липинской В.А., Миненко Н.А. Потанина Г.Н. и многих других. Подвергнув изучению вышивку (на свадебной одежде, полотенцах, рушниках), отдельные элементы одежды (пояс, кокошник, убрус и т.д.), украшения свадебного поезда, обереги, учёные пришли к выводу, что элементы материальной культуры тесно связаны с символической основой обрядовой деятельности человека. Рыбаков Б.А. исследует и даёт подробное объяснение таким символическим знакам от глубоких корней язычества до истоков славянской мифологии.
Иное дело обстоит с изучением городской свадебной обрядности, которая, безусловно, берёт своё начало в земледельческой традиции и до сих пор с ней тесно связана.
Работ, по проблеме трансформации земледельческой свадьбы в условиях города, практически нет. Поэтому возникает необходимость исследования не только городской свадебной традиции как части народной культуры, но и более подробного этнографического изучения
жизнедеятельности городского населения. В целом, по России, этой проблемой подробно занимались Анохина Л. А., Жирнова Г.В., Некрылова А.Ф., Рабинович М.Г., Шмелев М. Н. и др.
Огромное влияние на формирование городской культуры России оказало сибирское купечество. Следует заметить, что обобщающих по этому вопросу исследований нет, но все же отдельные аспекты его многогранной жизни рассматривали Александров В.А., Бойко В.П., Гончаров Ю.Н., Колесников А.Д., Миненко Н.А., Резун В.П., Разгон В.Н., Скубневский В.А. и др.
До сих пор не выявлены отличительные компоненты сибирской купеческой свадьбы, её исторические корни, а также ряд других аспектов.
Настоящая работа - попытка рассмотреть один из них -трансформацию русской свадебной традиции в условиях городской купеческой среды (середина XVIII- конец XIX вв.).
Проблема исследования заключается в противоречии между формировавшейся в XVIII- XIX вв. новой городской субкультурой и попыткой навязать ей под предлогом сохранения традиции исконную земледельческую обрядность, которая не отражала настоящих потребностей горожанина, что затрудняло не только процесс национальной самоиндификации личности, но и развитие национального самосознания в целом.
Объектом исследования выступает городская субкультура середины XVIII-концаXIXвв.
Предметом исследования - механизм трансформации
земледельческой свадебной традиции в условиях городской купеческой среды.
Цель исследования - историко-культурологический анализ изменения свадебной традиции в условиях сибирской купеческой городской субкультуры середины XVIII- конца XIX вв.
Реализация данной цели, потребовала решения комплекса следующих задач исследования:
1. Определить семантику понятия «культура» и место национального самосознания в системе ценностей культуры.
2. Выявить роль земледельческого свадебного обряда и определить его место в обрядово-праздничной традиции русского крестьянства (культурологический аспект).
3. Выявить генезис сибирского купечества и его роль в общественной,
культурной и семейно-бытовой деятельности города (региональный аспект).
4. Проанализировать структурно-символическую основу земледельческого и городского купеческого свадебных циклов.
5. Выявить и проследить особенности механизма трансформации земледельческой свадебной традиции в условиях городской купеческой среды.
6. Проанализировать изменения функциональной направленности купеческой свадьбы, вообще, и обрядовых ролей отдельных её фигурантов, в частности.
7. Реконструировать городской свадебно-обрядовый комплекс русского
сибирского купечества.
Теоретико-методологические основы исследования. Изучение различных аспектов свадебного цикла в условиях городской среды определило необходимость использования в теоретической и
методологической основе диссертации трудов следующих отечественных учёных в области культурологии, социологии, истории, педагогики, психологии, фольклора и этнологии - Афанасьева А.А., Байбурина А.К., Белкина А.А., Блинова Г.П., Брызгаловой Н.С., Буганова А.В., Громыко М.Н., Дридзе Т., Кабаковой Г.И., Круглова Ю.Г., Куприянова А.И., Лобачёвой Н.П., Михайловой Л.И., Олеха Л.Г., Орловой А.П., Пропп В.Я.,
Резун Д.Я., Сорокина М.Е., Тихомирова М.Н., Тульцевой Л.А., Угриновича Д.М., Филиппова В.Р. и др. В работе также использовались элементы системного, структурного, функционального подходов, что позволило конкретизировать и углубить культурологическое видение изучаемой проблемы. Использовались процедуры типологии, анализа, а также метод моделирования.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Введен в научный оборот эмпирический, в том числе архивный, материал о сибирском купечестве, позволяющий утверждать, что купеческое сословие существенно отличалось направлением хозяйственной деятельности, менталитетом, образом жизни от иных социальных слоев общества. Основными отличительными чертами были предприимчивость, особая смекалка, решительность, стиль, дух и идеология освоения новых земель. Кроме того, гильдейское купечество участвовало в формировании культурной среды города, проявляя себя как сословие в наиболее яркой форме — благотворительности.
2. Определены особенности образа жизни сибирского городского купечества, так как оно к концу XIX - началу XX в., с одной стороны, ещё не утратило своих основных связей с земледельческой обрядностью (купец продолжает "жить на земле"), а с другой - принимает самое непосредственное участие в формировании культурной среды города. Многолюдные гуляния и праздники сталкивали друг с другом огромное число людей, представителей разных сословий, многих местностей и национальностей, они стали открытой системой общения и соединили в себе формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
3. Рассмотрены семантические особенности земледельческой свадебной обрядности и особенности её адаптации в условиях формирования городской субкультуры, в ходе которого нарушилась строгая регламентация, перестала ощущаться магическая сила слов и действий,
ушли из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность празднества.
4. Реконструирована культурно-обрядовая сторона городской купеческой свадьбы и определены функциональные особенности фигурантов обрядового действия в связи с изменением их задач в процессе потери репродуктивно-сакрального смысла городской купеческой свадьбы. Вследствие чего в купеческом свадебном обряде наиболее значимой оказалась демонстративная сторона жизни человека: достаток, наследство, объединение капитала и т.п., что закономерно привело к смене главного героя внутри обрядового действия.
5. Выявлена структурно-символическая основа сибирской городской купеческой свадьбы; её влияние на менталитет сословия, обрядовое мышление, а в конечном итоге, на формирование национального самосознания последующих поколений через сохранение традиции: когда структура свадебно-обрядового комплекса остается неизменной, а внутриструктурные единицы генетически видоизменяются из-за смены жизнедеятельности членов сообщества. Положения, выносимые на защиту.
1. Русская городская купеческая свадьба берёт своё начало в русской земледельческой свадебной традиции и генетически видоизменяется, где городская купеческая свадьба, сохранив основные структурные компоненты земледельческого свадебного обряда, в тоже время постепенно теряет своё сакрально-ритуальное наполнение (репродуцирующую функцию, магическую нагрузку), вследствие чего меняет семантическую основу свадебного обряда, как такового.
2. Городская купеческая свадебная традиция оказывала непосредственное влияние на формирование национального самосознания русского купечества, как сословия в культурной среде города, через сохранение
10
структуры традиционного русского земледельческого свадебно-обрядового комплекса.
3. Функциональные особенности фигурантов обрядового действия модифицировались в связи с изменением их задач в процессе потери репродуктивно-сакрального смысла городской купеческой свадьбы (сваты - сваха, знахарь - «свадебный генерал»).
4. Анализ городской купеческой свадьбы, наряду с культурно-обрядовым значением, позволил выявить её семантическую структуру, в основу которой, в отличие от земледельческой свадебной традиции, где первое и главное условие брака заключалось в способности воспроизводства, лег имущественный ценз и крепкая профессиональная преемственность, а забота о воспроизводстве свелась лишь к рождению наследника.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение данного диссертационного исследования состоит в том, что оно углубляет представление о специфических особенностях городских субкультур. Это позволяет расширить представление о традиционных культурах, и тем самым расширяет проблемное поле культурологии. В этом плане становится очевидным, что для отображения в научном сознании особенностей субкультур необходимо привлечение истории и этнографии. Данная работа акцентирует внимание именно на этом междисциплинарном аспекте культурологии как науке. Следовательно, возникает необходимость в расширении понятийного аппарата культурологии за счёт привлечения понятий, отражающих этот междисциплинарный аспект в культурологии, а также в формировании методов синтезирующих знание культурологии, истории и этнографии.
Практическое значение исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при разработке курсов по исторической культурологии, истории Сибири, краеведению, истории и теории праздничной культуры.
11
На основе полученных результатов, автором разработан и читается спецкурс «История светской культуры России» для студентов специальности «Народное художественное творчество» в КемГАКИ, а также в Кемеровском государственном институте повышения квалификации работников образования.
Выводы диссертационного исследования используются в практике преподавания курсов по режиссуре, сценарному мастерству, фольклору и этнографии в Кемеровской государственной академии культуры и искусств, в центрах профессиональной переподготовки кадров в области культуры и искусства в г. г. Кемерово, Красноярске, Томске.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на следующих научных конференциях: международной конференции молодых учёных «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 1999); межрегиональной научно-практической конференции «Традиционная художественная культура в условиях обновления российского общества» (Кемерово, 2001); межрегиональной научно-практической конференции «Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: регионально-национальные аспекты» (Улан-Удэ, 1999); региональной научно-теоретической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (Нальчик, 2001); межвузовской научно-практической конференции «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2002); первой научной конференции аспирантов и соискателей (Кемерово, 2002). Диссертация обсуждалась на методологическом семинаре аспирантов и соискателей КемГАКИ, основные положения докладывались на кафедре истории, музееведения и краеведения.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
12
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность исследования. За последние годы Россия пережила ряд...
Власть и общество существуют независимо друг от друга, что ведет к дестабилизации общественных отношений. Отсутствие современных...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России...
В этих условиях потребовался поиск новых средств поддержания стабильной бюджетной системы и устойчивости межбюджетных отношений....

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. Сегодня тендерная парадигма является...
В связи с этим современные исследования тендера очень политизировано, так как роль науки здесь сводится к продвижению принципа равноправия...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность исследования. Биогеографические исследования в последнее...
Равкин, Лукьянова, 1976; Второв, Дроздов, 2001; Воронов и др., 2003; Абдурахманов и др., 2004

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconРоссийская экономика находится на сложном этапе формирования рыночной...
Это свидетельствует о том, что основные задачи первого этапа переходного процесса выполнены: разрушена старая административная система,...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России...
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России обусловливает необходимость эффективного функционирования рынка...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. Решение современных экологических...
Земли и сохранением среды обитания человека. Индустриальный путь развития цивилизации стал источником экологических рисков и угроз...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность исследования. Социально-политические и культурные процессы,...
С этих позиций актуальным направлением исследований культуры XX века становится выявление и анализ мифологизированных понятий, бытующих...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. Современная музыка настоящий конгломерат...
В мифологических образах находит выход не только жажда духовности, но и импульсы коллективного бессознательного. Научная мысль XX...

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века Россия пережила настоящий духовный кризис: старая система общественных отношений была разрушена, а iconАктуальность темы исследования. В связи с усилением воздействия человека...
Целью исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по обоснованию организационно-экономических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница