Энциклопедия глубинной психологии




НазваниеЭнциклопедия глубинной психологии
страница1/63
Дата публикации23.06.2013
Размер9.35 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63






ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

TIEFEN­PSYCHOLOGIE

BAND DREI
III

Die Nachfolger Freuds

Kindler Verlag

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТОМ ТРЕТИЙ
III

Последователи Фрейда

Cogito MGM Москва 2002

ББК 88 Э68


Перевод и научная редакция A. М. Боковиков
Э 68 Энциклопедия глубинной психологии.

Т. III. Последователи Фрейда / Пер. с нем. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2002.— 410 с.

УДК 159.964 ББК 88

Настоящее издание является составной частью 15-томной энциклопедии «Психология в 20-м столетии», выпущенной в 1976—1982 гг. издательством Kindler.

Третий том уникального научного издания «Энциклопедия глубинной пси­хологии» освещает научный вклад и творческую деятельность последователей 3. Фрейда


© Kindler Verlag AG, Zurich 1976,1977 © «Когито-Центр». Оформление, 2001 © МГ Менеджмент 1998
ISBN 5-89353-071-3 (т. 3, Издательство «Когито-Центр») ISBN 5-89837-005-6 (т. 3, МГ Менеджмент) ISBN 5-89837-001-3 (рус.) ISBN 3-407-83041-6 (нем.)

Содержание

^ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АННЫ ФРЕЙД

Роланд Бессер 1

ХАЙНЦ ГАРТМАНН И СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Герберт Ф. Вальдхорн 55

ТВОРЧЕСТВО МЕЛАНИ КЛЯЙН

Рут Ризенберг 84

^ ВКЛАД МИКАЭЛА БАЛИНТА В ТЕОРИЮ И МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА

Манон Хоффмайстер 125

ТВОРЧЕСТВО ЭРИКА X. ЭРИКСОНА

Эдвард К. Адаме 178

ТВОРЧЕСТВО Д. В. ВИННИКОТТА

М. Масуд Р. Хан 224

^ ТВОРЧЕСТВО ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вольф Э. Бюнтиг 259

НЕОПСИХОАНАЛИЗ ХАРАЛЬДА ШУЛЬЦА-ХЕНКЕ

Эстер Цандер и Вольфганг Цандер 304

^ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КАРЕН ХОРНИ, ГАРРИ СТЕКА САЛЛИВЕНА И ЭРИХА ФРОММА

Герард Хржановски 358
ПРИЛОЖЕНИЕ 395

АВТОРЫ 397

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 399

^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 402

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АННЫ ФРЕЙД

Роланд Бессер

ЖИЗНЬ АННЫ ФРЕЙД Путь по стопам отца

Якоб Фрейд, дед Анны Фрейд по отцовской линии, родился 18 декабря 1815 года в городе Тисменитце и умер 23 октября 1896. После смерти своей первой жены он колесил по Германии, пока, наконец, не вступил во второй брак, женившись в Вене на Амалии Натанзон. Она родилась 18 августа 1835 года и прожила до 12 сентября 1930. С этой энергичной женщиной, которая часто проводила лето в Ишле, у внучки Анны установились хорошие отношения: «Моя малышка, которую Вы, должно быть, помните, находится у 80-летней бабушки в Ишле...» (Freud/Andreas-Salomй 1966,35).

В браке у Якоба Фрейда и Амалии Натанзон в общей сложности родились восемь детей, из которых Зигмунд Фрейд, родившийся 6 мая 1856, был самым старшим.

В апреле 1882 года Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бер-найс, которая в то время гостила у семьи Фрейда. Она родилась 26 июля 1861 года. Ее отец Берман Бернайс, сын еврейского раввина, в 1869 года переехал вместе с семьей из своего родного города Гамбурга в Вену.

Мать Марты, Эммелина Бернайс, урожденная Филипс, происходила из сканди­навской семьи и прожила с 13 мая 1830 года до 26 октября 1910. Как и ее супруг, она придерживалась строгой иудейской ортодоксальной веры и воспитывала своих детей в этом духе.

После свадьбы, состоявшейся 13 сентября 1886 года, Зигмунд Фрейд первое время жил в Вене на Мария-Терезия-Штрассе, 8. Здесь 16 октября 1887 года у него родилась первая дочь, Матильда, 6 декабря 1889 года родился сын Жан Мартин, а 19 февраля 1891 года — сын Оливер. Для семьи Фрейда прежняя квартира стала слишком тесной, и в августе 1891 года Фрейд переехал на Берггассе, 19. Через год он снял еще три комнаты, чтобы заниматься частной практикой. 6 апреля 1892 года У него родился младший сын Эрнст, а 12 апреля 1893 года — дочь София.

В это время Зигмунд Фрейд разрабатывает свои первые теории возникновения и динамики неврозов.

3 декабря 1895 года Фрейд, находившийся в близких отношениях с Вильгель­мом Флиссом, сразу после рождения младшей дочери пишет ему письмо, в кото­ром сообщает об этом событии: «Если бы родился сын, я бы сообщил вам об этом по телеграфу, потому что он стал бы носить ваше имя. Но раз родилась дочурка, ко­торую я назвал Анна, вы узнаете об этом чуть позже. Она появилась на свет сегодня примерно в три с четвертью и выглядит настоящей барышней» (Freud 1962, 120).

Младшая дочь Анна была последним ребенком в семье Фрейда. По мнению Ро-зена (Roazen 1969), этот ребенок вначале не был желанным. Марта, которая очень легко беременела, полагала, что отсутствие у нее месячных в 35 лет объясняется кли­мактерическими изменениями.

О причине выбора имени «Анна», которым была названа младшая дочь Фрей­да, можно только догадываться. С одной стороны, Анной звали сестру Фрейда. С дру­гой — Фрейд имел склонность давать своим детям, во всяком случае сыновьям, име­на людей, которые для него были значимы. Так, например, если бы шестым ребенком родился сын, то он бы носил имя Флисса. Если следовать этой логике, то вполне мож­но предположить, что имя «Анна» имеет отношение к вошедшему в историю слу­чаю Анны О. (см. статью М. Гротьяна в т. I).

Уже вскоре отец сообщает о своей младшей дочери широкому кругу читате­лей. В своей написанной в 1895—1899 годах книге «Толкование сновидений» в гла­ве «Сон — исполнение желания» он рассказывает: «Мою младшую девочку, которой тогда было девятнадцать месяцев, утром рвало, и поэтому весь день ее держали на сухом пайке. Ночью, после дня голодания, можно было услышать, как она возбужденно восклицает во сне: 'Анна Фрейд, земляника, яичница, каша'» СП/Ш, 135).

По всей видимости, Анну с самого раннего возраста брали с собой в регулярные поездки во время отпуска, поскольку 20 августа 1898 года отец сообщает Флиссу: «Римская статуэтка, которую я купил в Инсбруке, Аннерль назвала — нельзя ска­зать, что не к месту — 'старым ребенком'» (Freud 1962, 223).

Замечания Зигмунда Фрейда об Анне указывают, однако, еще на одно семейное обстоятельство. Уже в то время, по всей видимости, между ними установились очень тесные отношения, которые можно рассматривать как основу их последующей бли­зости. Из писем Флиссу, которые тогда составляли, пожалуй, основную часть кор­респонденции Фрейда и одновременно служили обмену мыслями с его ближай­шим на тот момент другом, складывается впечатление, что из всех детей Анна упоминалась чаще других. Если же речь шла обо всех детях, то об Анне сообщалось либо отдельно, либо в первую очередь.

В 1901 году Анна пошла в школу. Вначале она посещала общественную на­родную школу в 9-м округе Вены на Грюне Торгассе. Затем с 1905 по 1911 года она училась в Коттедж Лицеум в Вене по адресу Гимназиумштрассе, 19, где и полу­чила аттестат зрелости. В 1965 году Анна Фрейд рассказывает о событиях того вре­мени: «Мое первое наблюдение подобного возврата от вторичного процесса к пер­вичному приходится на мои школьные годы, когда я училась в классе вместе с другими шестнадцатилетними девушками. Мы изнемогали от расписания уроков, в кото­ром сложные предметы сменяли друг друга без достаточного перерыва между ними. Последствия для дисциплины были крайне неблагоприятными. Девушки, которые ранним утром были способны спокойно и внимательно следить за учите­лем, становились все более беспокойными, пока, наконец, на пятом или шестом уроке не начинали реагировать даже на самые безобидные высказывания препо­давателей хихиканьем. Наши учителя-мужчины с негодованием называли нас за та­кое поведение 'глупыми гусынями'. Мне казалось их негодование не совсем умест­ным. Я понимала, что мы были слишком утомлены, но в то время взаимосвязь между усталостью и регрессией Я оставалась пока еще недоступной для моего по­нимания» (A. Freud 1965а, нем. изд., 100).

В качестве поощрения за сданный в 1911 году экзамен на аттестат зрелости отец Анны согласился на ее поездку в конце 1912 года в Мерано. По всей видимости, Анна провела зиму 1912—1913 года у сестры своего деверя, Мари Ришави, где она смогла отдохнуть и набраться сил.

В сентябре 1912 года Зигмунд Фрейд отправился в Рим и оттуда послал дочери несколько открыток, в которых называл ее своей будущей спутницей. Хотя прошло еще одиннадцать лет, прежде чем отец и дочь совершили совместную поездку в Рим, в \лярте 1913 года, под конец пребывания Анны в Мерано, которое длилось пример­но пять месяцев, они отправились на несколько дней в Венецию. Об этой поездке Зигмунд Фрейд писал Оскару Пфистеру: «Я не дождусь пасхальных дней, которые хочу провести с моей маленькой, теперь единственной дочерью в Венеции» (Freud/ Pfisterl963,62).

18 июля 1914 года Анна с разрешения отца отправилась в Англию (Freud/Pfister 1963, 344). Там ее застала Первая мировая война, и все уже опасались, что ей при­дется там задержаться. С многочисленными приключениями окружным путем че­рез Гибралтар и Геную Анна под защитой австрийского посланника в конце августа вернулась в Вену.

Именно в годы войны Анна стала играть особую роль для своего отца. Собствен­но, она была единственным человеком, который в это время жил в непосредствен­ном окружении Фрейда. Две другие дочери были замужем — София с Максом Халь-берштадтом жила в Гамбурге, а Матильда еще в 1909 году вышла замуж за Роберта Холличера. Оба сына, Мартин и Эрнст, вскоре отправились на войну.

Год начала войны и два предыдущих оказались решающими для профессиональ­ного становления Анны Фрейд. Еще находясь в Мерано после получения аттестата зрелости, она активно стремилась осуществить свое намерение стать учительницей. Она получила частное педагогическое образование и в 1914 году сдала один из поло­женных экзаменов.

После этого она два года работала учительницей, а в 1917 году, сдав второй экзамен, стала преподавать в народной школе «Коттедж Лицеум». Там она препо­давала до 1920 года. Тот факт, что это была частная школа — к тому же школа, которую она посещала сама, — объясняется тогдашними антисемитскими настро­ениями, из-за которых она, будучи еврейкой, не могла преподавать в обществен­ной школе (личное сообщение Ганса Лобнера, руководителя Общества 3. Фрей­да на Берггассе, 5).

Вместе с тем период обучения оказал решающее влияние на последующий вы­бор ею профессионального направления — детского психоанализа. Этот период жизни явился также этапом подготовки к будущей профессии психоаналитика, дав ей клинический опыт и научив контактировать с людьми.

Ее бывшие ученицы рассказывают, что были в восторге от своего преподавателя. Иногда Анна приносила экспонаты из музея антиквариата своего отца и показывала их детям.

Не только у учеников, но и у жителей дома на Берггассе, 19 Анна Фрейд пользо­валась большой любовью, в том числе у всех членов семьи Фрейда.

Очень скоро, несмотря на все увещевания отца, Анна Фрейд начала напряженно работать. Дело в том, что наряду с вышеупомянутым частным обучением профессии учителя в годы Первой мировой войны Анна начала также изучать психоанализ.

'одэтим, однако, не следует понимать, что она посещала учебный психоаналитиче­ский институт в соответствии с определенным учебным планом и в течение опреде­ленного времени, как это происходит сегодня. Психоаналитическое обучение озна­чало тогда выполнение по личной инициативе требований, предъявляемых к такому обучению, которые лишь в 1923 и 1924 годах были четко определены Берлинским и Венским психоаналитическими институтами: «С немногими оставшимися в жи­вых аналитиками моего поколения меня объединяет то, что мы обучались психо­анализу в то время, когда официальных учебных институтов еще не существо­вало. Мы обучались благодаря нашим личным аналитикам, постоянному чтению литературы, нашей собственной никем не контролировавшейся работе с первыми пациентами, а также живому обмену идеями и обсуждению проблем со старшими коллегами и ровесниками» (Writings, Vol. V, 511).

Одно из требований — необходимость практического контакта с людьми — Анна Фрейд выполнила, работая учителем. Второе требование — знание психиатрической симптоматологии — она выполнила благодаря посещению психиатрической клини­ки Вагнера фон Яурегга. Здесь она прежде всего посещала больничное отделение, где работали Пауль Шильдер и Хайнц Гартманн, которые в дальнейшем стали члена­ми Венского психоаналитического объединения. Эти визиты произвели на Анну Фрейд неизгладимое впечатление: «Все мы зачарованно слушали откровения паци­ентов, их сны, их бредовые представления, их фантастические системы...» (там же, 512). Поскольку Анна Фрейд в связи с этим также указывает, что имела возмож­ность наблюдать за тем, как Вагнер фон Яурегг лечил при помощи пиротерапии боль­ных прогрессивным параличом, можно утверждать, что ее визиты в клинику нача­лись в 1917 году. В общей сложности она посещала клинику в течение двух лет; сама она указывает период между 1915 и 1918 годами. Разрешение на это ей дал лично Вагнер фон Яурегг. Оно выглядит вполне понятным, поскольку Зигмунд Фрейд после присвоения ему в 1902 году звания экстраординарного профессора читал здесь лек­ции и поэтому находился в определенных отношениях с Вагнером фон Яуреггом, хотя тот и был ярым противником психоанализа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Энциклопедия глубинной психологии iconВопросы к экзамену «основы психологии»
Определение психологии. Предмет психологии. Основные отличия научной и житейской психологии

Энциклопедия глубинной психологии iconВладимир Андреевич Мезенцев Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1
«Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1»: Главная редакция Казахской советской энциклопедии; Алма-Ата

Энциклопедия глубинной психологии iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

Энциклопедия глубинной психологии iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Энциклопедия глубинной психологии iconПримеры оформления библиографических ссылок на электронные ресурсы в соответствии со стандартом
Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия : по материалам изд-ва "Большая российская энциклопедия" : в 3 т. – Электрон дан. (486...

Энциклопедия глубинной психологии iconПоиск по одиннадцати словарям русского языка и по восьмидесяти двум...
Кругосвет, Большая Советская Энциклопедия, Словарь Даля, Словарь Ушакова, словарь психолога, литературная энциклопедия, Кто есть...

Энциклопедия глубинной психологии iconКогнитивная и прикладная психология
Книга предназначена для преподавателей психологии и педагогики, учителей, интересующихся психологией, студентов факультетов и отделений...

Энциклопедия глубинной психологии iconПропедевтический курс общей психологии Гинецинский в и пропедевтический курс общей психологии
Психическая реальность: ее ингридиенты и свойства внешние границы и внутренняя структура предметной области психологии психологическое...

Энциклопедия глубинной психологии iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Энциклопедия глубинной психологии iconВопросы к государственному экзамену специализация: Экономика и управление...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница