Содержание




Скачать 167.21 Kb.
НазваниеСодержание
страница1/2
Дата публикации15.06.2013
Размер167.21 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Галия Файзуллина, Салтанат Асанова, Ермек Джасыбаев. Современный музей в Казахстане: вопросы, факты, мнения / Сборник статей. – Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 306 с.

СОДЕРЖАНИЕ




Предисловие

5




1 глава. История и общие проблемы развития музеев

9

1.1

Основные этапы истории музейного дела Казахстана

9

1.2

Казахстан: время, место, люди

18

1.3

Разведка будущего…

28

1.4

Особенности развития музеев Казахстана в современный период

(1991-2008 гг.)

34

1.5

К вопросу о принципах создания музеев в новейшее время

45

1.6

К вопросу о публикации изображений предметов из музейных фондов

52

1.7

К вопросу об использовании подлинников или/и копий

в казахстанских музеях

58

1.8

Музейное и внемузейное пространство археологического предмета

67




^ 2 глава. Научно-фондовая работа

79

2.1

Источники формирования музейных фондов Казахстана в советский период

79

2.2

Хранение, состав и структура музейных фондов Казахстана в советский период сквозь призму терминологических проблем

98

2.3

Состояние музейных фондов Казахстана в советский период

языком документов

109

2.4

Единичные музейные предметы из этноколлекций (проблемы атрибуции, презентации)

119

2.5

Этнографизмы в музейной терминологии (к вопросу о стандартизации описаний предметов традиционных культур)

127

2.6

К вопросу об атрибуции музейных предметов из этноконтактных зон (одежда казахов и татар Семипалатинской обл. в фондах Центрального государственного музея Республики Казахстан - ЦГМ РК)

131

2.7

Трансформация элемента свадебного головного убора в традиционных казахском и татарском свадебных костюмах

136

2.8

Вопросы атрибуции предметов из коллекции войлочных постилочных ковров (сырмаков) ЦГМ РК

144

2.9

К проблеме формирования и описания мемориальных комплексов музейных предметов (из опыта работы ЦГМ PK)

150

2.10

Музейные «раскопки». Алматинский сюжет

157




^ 3 глава. Экспозиционно-выставочная деятельность

159

3.1

Казахские музейные коллекции на российских и международных выставках (XIX в. – начало XX в.)

159

3.2

Коллекции ЦГМ РК по традиционной культуре этносов Казахстана (исследование, презентация, перспективы)

183

3.3

Совместное использование этнографического и археологического материалов как один из дополнительных ресурсов создания образных выставок (на примере выставки «На крыльях Тулпара» – «Ер қанаты» в ЦГМ РК)

187

3.4

Своеобразие выставки отдела этнологии ЦГМ РК «Пожалуйте шить, гладить …» - «Шебердің қолы ортақ» как отражение особенностей культуры восприятия современного посетителя

193

3.5

«Искусство повседневности» или бытовая материальная культура на выставках отдела этнологии ЦГМ РК

198

3.6

Традиционная посуда казахов в контексте традиционного мировоззрения тюркских народов на выставке «Табақтас» ЦГМ РК (концепция, интерпретация)

202

3.7

Инновационные формы презентации этнокультурного наследия в ЦГМ РК. Проект «Прошлое в настоящем»

211

3.8

«Нет пророка в своём отечестве»? (о Музее жертвам политических репрессий поселка Долинка)

218

3.9

Письменные источники в музее: возможности музейно-экспозиционной презентации (выставка ЦГМ РК «Письма в потоке времени…»)

223

3.10

Опыт презентации экспозиционного материала плоскостного характера в ЦГМ РК («Аллея Славы». К 65-летию победы в Великой Отечественной войне)

229





^ 4 глава. Культурно-образовательная работа


233

4.1

Особенности организации культурно-образовательной работы в музейной структуре (из истории ЦГМ РК, перспективы развития)

233

4.2

Проектная культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана в период независимости (1991 – 2005 гг.), как один из факторов сохранения культурного наследия страны

238

4.3

Культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана как одна из составляющих процесса формирования этничности

248

4.4

Научно-исследовательский и культурно-образовательный аспекты в проектной деятельности отечественных музеев (из опыта ЦГМ РК)

255

4.5

Детские музеи в Казахстане

261

4.6

Из опыта первого в Казахстане детского музея «Шанырак» (как новой формы культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана)

269

4.7

Проект «Музей открывает ЕСИК» (из опыта создания бренда территории)

287

4.8

Музей открывает ЕСИК (по следам событий)

291

4.9

Компетентностный подход в образовательных программах Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык»

297





^ Список сокращений


303




Список авторских публикаций по теме

305

Предисловие
Изучение музейного дела Казахстана долгое время ограничивалось историческим подходом, и в работах освящались в основном отдельные этапы истории музейного дела, этапы формирования основ и структуры музеев, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность и кадровые вопросы. Этим темам были посвящены кандидатские диссертации: А.К. Кайназаровой, исследовавшей зарождение и деятельность историко-краеведческих музеев как очагов культурно-просветительной работы с момента их возникновения до 1925 года; А.Г. Ибраевой, охватившей период 1920-1940 годов; С.Т. Тайман, изучившей деятельность республиканских музеев в 1946-1970 годах, когда в СССР музеи четко знали свое место в системе идеологического воспитания советских людей; Саранкуловой Б.К. и Мусахановой М.З., уделившим внимание деятельности музеев в период независимости с 1991 по 2005 годы [1]. Также, докторская диссертация А.Г. Ибраевой, которая хронологически охватывает наибольший временной отрезок (1831-2006 гг.) [2]. Эти работы знаменовали собой необходимое в процессе становления любого научного направления накопление фактического материала. Поэтому вполне понятным является повествовательный характер данных работ, где изложение фактов превалирует над теоретическим обобщением.

Вопросы взаимодействия музеев с другими учреждениями культуры рассматривались в диссертациях А.С. Муритовой, Ш.Ж. Таукибаевой и Г.Б. Сулейменовой [3], здесь изучение развития музейного дела происходило в контексте социокультурного развития казахстанского общества. Становлению краеведческого движения в Казахстане в 1917-1932 годах и роли музеев в этом явлении общественно-культурной жизни советского общества посвящено исследование С.Ш. Ахметовой [4]. Это было время создания первых краеведческих ячеек и обществ на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в учреждениях и учебных заведениях страны по изучению края. История формирования палеонтологических коллекций в историко-краеведческих музеях Северного и Восточного Казахстана в 1991-2006 годах освещена в кандидатской диссертации В.Н. Алиясовой (работа защищена в Российской Федерации в 2009 г.) [5]. Исторический контекст большинства отечественных исследований по музейному делу свидетельствует о сложившейся школе историков музейного дела, о разработанности темы, о сформировавшейся единой картине хронологически охватывающей период с XIX в. по настоящее время. Однако, исторический подход ограничивал возможности проблемного изучения данного материала. Первые попытки в этом направлении были предприняты Г.Ш. Файзуллиной [6] и Г.Райымхан [7]. Тема работы Г.Райымхан - «Музейные предметы как исторический источник (на примере музеев Казахстана)». Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в работе впервые интерпретируются содержание и значение музейных терминов, анализируются основы классификации музейных источников и определяются объект и научные направления музейного источниковедения. И хотя данная работа также была написана в историческом контексте, но в ней уже рассматривалась такая теоретическая проблема как место и роль музейного предмета в развитии исторических знаний, рассматривалась проблема музейных терминов, весьма актуальная для Казахстанских музеев.

В диссертации Г.Ш. Файзуллиной анализируются наиболее актуальные проблемы деятельности современных казахстанских музеев. Данная работа занимает особое место в ряду выше перечисленных диссертационных исследований музейной проблематики, так как является по существу первой работой в истории музееведения республики в области разработки теоретических проблем данной области знаний (шифр специальности – «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных памятников», а не обычный для всех других – «История Казахстана»). Необходимо отметить, что особенность данного современного этапа развития и состояния изучения музейного дела Казахстана состоит в том, что данная тема получила освещение только на уровне диссертационных исследований.

В 2005-2007 гг. в Центральном государственном музее Республики Казахстан (г.Алматы) была предпринята попытка создания монографии «Музейное дело Казахстана: становление, тенденции развития, проблемы» (руководитель проекта Асанова Салтанат Амиргалиевна; Файзуллина Галия Шаукетовна – автор главы по периоду независимости; Джасыбаев Ермек Аманжолович – автор и участник проекта). К сожалению, итоговая работа по проекту не была издана. Однако, исполнители проекта продолжали работу в данном направлении. Г.Ш. Файзуллина занималась осмыслением актуальных музееведческих проблем, с которыми ей приходилось «сталкиваться» во время работы в Центральном государственном музее Республики Казахстан и Государственном историко-культурном заповеднике-музее «Иссык». По результатам деятельности были написаны статьи, в которых ставились вопросы, не утратившие актуальности и в настоящее время. Сотрудничество Г.Ш. Файзуллиной и С.А. Асановой в рамках проекта имело продолжение в опубликованных текстах с размышлениями по поводу актуальных музейных проблем.

Таким образом, к сегодняшнему дню в Казахстане отсутствуют самостоятельные исследования по музейному делу за исключением выше перечисленных диссертаций и публикации «Музеи Казахстана в XXI веке. Анализ ситуации» (авторы Кожахметов Б.К., Сафарова Г.М., Усманова Э.Р.) [8], в которой приводятся результаты аналитического исследования, проведенного по заказу Министерства культуры и информации РК среди 66 музеев Казахстана в 2008 г.

Издание сборника статей, охватывающего наиболее актуальную проблематику современной жизни казахстанских музеев, имеет не только теоретическое, но прежде всего, прикладное практическое значение. Данная работа закрывает некоторый «пробел» в обеспечении студентов и музейных специалистов профессиональными пособиями, поскольку единственное учебное пособие «Теория и практика музейного дела» (авторы Г.Райымхан и Д.Хатран) [9], изданное Институтом культуры, на казахском языке на сегодняшний день является библиографической редкостью.

При определении структуры сборника авторы пытались отразить основные направления музейной деятельности – 1. История и общие проблемы развития музеев; 2. Научно-фондовая работа; 3. Экспозиционно-выставочная деятельность; 4. Культурно-образовательная работа. При этом, каждый вид музейной работы представлен в проблематичном плане, что позволяет рассматривать тексты как срез наиболее актуальных проблем казахстанских музеев на момент публикаций статей. Определенная хронологическая «удаленность» позволяет рассматривать их также в качестве источника по истории музейного дела Казахстана. Некоторые из поднятых проблем сохранили свою актуальность и сегодня. В то же время, исходя из того, что многие проблемы современных музеев имеют корни в прошлом, каждый раздел начинается с текстов, в которых отражена история того или иного вопроса. Следует также отметить, что большинство статей – это тезисы докладов, опубликованные в материалах конференций, что обусловливало формат и объем публикаций. И поскольку статьи публиковались в разных изданиях, и в них был представлен подход к одной проблеме с различных сторон, то в некоторых статьях возможен повтор фрагментов текстов или подобные повторы заменены пробелами с многоточиями. Авторство текстов и ссылки на место первичной публикации обозначены в конце каждой статьи.

________________________________________________

  1. Кайназарова А.К. Музейное дело в Казахстане (1831-1925 гг.): автореф. … к..и.н. – Алматы, 1995. – 24 с.; Ибраева А..Г. Қазақстандағы музей жүйесінің қалыптасуы (1920-1940): т.ғ.к. … автореф.. – Алма-Ата, 1999. – 26 б.; Тайман С.Т. Қазақстанда мұражай жүйесінің дамуы: тәжірибелер және проблемалары (1946-1970 жж..): т.ғ.к. …автореф. – Қарағанды, 1999. – 28 б.; Саранкұлова Б.Қ. Қазақстан Республикасындағы музей құрылысы мен қызметі (1991-2004 жж.): т.ғ.к. ...автореф. – Алматы, 2006. – 26 б.; Мусаханова М.З. Развитие музеев Казахстана (1991-2001 гг.).: автореф. …к.и.н. – Алматы, 2007. – 26 с.

  2. Ибраева А.Ғ. Қазақстандағы музей ісі: қалыптасуы мен дамуының тарихи тәжірибесі (1831-2006): т.ғ.д. ... автореф. – Астана, 2010. – 48 б.

  3. Муритова А.С. Культурное строительство в селах и аулах Казахстана (1946-1960 гг.): автореф. … к.и.н. - Алматы, 1991. – 24 с.; Таукибаева Ш.Ж. Становление государственных учреждений Казахстана по образованию, культуре и науке (1917-1936 гг.): автореф. … к.и.н. – Алматы, 1999. – 30 с.; Сулейменова Г.Б. Культурная жизнь Западного Казахстана: опыт и проблемы (1946-1985 гг.): автореф. … к..и.н. – Уральск, 2000. – 30 с.

  4. Ахметова С..Ш. Развитие исторического краеведения в Советском Казахстане (1917-1932): автореф. … к..и.н. Алма-Ата, 1981.

  5. Алиясова В.Н. Музеи Северного и Восточного Казахстана как центры сохранения и популяризации палеонтологических коллекций: автореф. … к.и.н. – Кемерово, 2009. – 25 с.

  6. Файзуллина Г.Ш. Культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана в период независимости (1991-2005 гг.): автореф. …к.и.н. – М., 2005. – 26 с.

  7. Райымхан К.Н. Музей жәдігерлері тарихи дереккөз ретінде (Қазақстан музейлері негізінде): т.ғ.д. ... автореф. – Астана, 2010. – 48 б.

  8. Кожахметов Б.К., Сафарова Г.М., Усманова Э.Р. Музеи Казахстана в XXI веке. Анализ ситуации // Материалы научно-практической конференции «Гороховские чтения» - Челябинск, 2010. – С. 95 -128.

  9. Раимханова К.Н., Хатран Д. Музей ісінің теориясы мен практикасы // Учеб. пособие. - А., 2002. – 90 б.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconИ содержание
Тематическое содержание и объемы лекционных занятий по модулям дисциплины (4 -ый семестр)

Содержание iconСодержание содержание 1
Лагерь полон боевыми колесницами, ржущими лошадьми и толпами длинноволосых воинов

Содержание iconСодержание и форма
Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы,...

Содержание iconКадровое планирование и бюджетирование Как защитить бюджет перед руководством Содержание
Умеем оценивать затраты на содержание трудовых ресурсов и планировать их на ближайшие периоды

Содержание iconСодержание содержание 2
Деятельность предприятия в модели воспроизводится посредством описания движения денежных потоков (поступлений и выплат, Cash-Flow)...

Содержание iconБизнес-Серфинг Школа: Содержание подготовки
Участники изначально не должны знать содержание всех этапов. Только тот объем информации, который их смотивирует на активное участие...

Содержание iconСодержание содержание 2
Целью курсовой работы является разработка case-системы Для достижения цели необходимо рассмотреть ряд задач Изучить case-системы

Содержание iconПрепааты гармонов и их синтетические аналоги
Избыточное содержание гармонов в крови тормозит его выроботку эндокринной железой, а не достаточное содержание наобарот увеличивает...

Содержание icon2. содержание теоретического курса
Предмет, задачи и содержание курса. Место курса среди других дисциплин. Структура курса. Методика аудиторной и самостоятельной работы...

Содержание iconКурс: 4 Тип: курсовая Экономическое содержание налогов и их роль...
Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница