Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы)




Скачать 68.64 Kb.
НазваниеАдаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы)
Дата публикации13.06.2013
Размер68.64 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
Туринцева Е.А.

(г. Иркутск)
Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы)

Концепция «стареющих» обществ Европы и мира раскрывает основные тенденции изменений социальных систем современности - стремительное возрастание их сложности и неустойчивости [1]. Открытые и закрытые социальные системы ведут функциональный обмен образцами – с одной стороны типичные закрытые системы становятся более открытыми (например в армии появляется гражданский контроль или гражданский министр обороны), с другой стороны, наблюдается обратный процесс (например, корпорации вводят строгую иерархическую структуру власти и собственный знаковый набор из элементов корпоративной культуры). В целом, потоки капиталов, продукций, технологий, человеческих ресурсов, культурных образцов, пересекающие границы всех социальных систем, возросли на порядки и двигаются стремительно в бесконечном количестве направлений. В результате неустойчивость социума достигла таких пределов, что даже незначительные воздействия приводят к весьма быстрым, радикальным и непредсказуемым последствиям.

В этих условиях актуализируется социокультурная динамика, направленная на поиск средств общественного упорядочения. Инновации и ими обусловленные реструктуризации являются факторами динамичности социальных процессов и, соответственно, неустойчивости становящихся систем. Стабилизирующую роль при этом выполняют факторы информационно-коммуникативного содержания. На социальном уровне реальности – это факторы организационной культуры, формирующиеся в процессе эволюционного отбора и фиксирования в социальной памяти параметров порядка, выводивших систему из экстремальных (кризисных) ситуаций. В том же ключе лежит наше внимание к модели «традиционной» семьи, которая, являясь по сути рефлексивной, адаптируется к инновациям динамично-хаотической внешней социокультурной среды, выступая, в этом случае, как стабилизирующий фактор.

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимают как приспособление к окружающим условиям. Э. Гидденс отмечает, что «в своем изначальном и более полном смысле понятие адаптации может использоваться в биологии, откуда оно происходит», и где обозначает, согласно Р. Раппапорту «процесс, посредством которого организм или группа организмов поддерживают состояние гомеостаза внутри и между собой перед лицом краткосрочных колебаний и долговременных изменений в составе или структуре окружающей их действительности, прибегая к ответным изменениям собственного состояния, состава или структуры» [2, стр. 325]. Исходя из этого определения смысл адаптационных ответов семейной системы на вызовы меняющейся окружающей среды заключается в трансформациях ее состояния, состава или структуры

В рамках распространенной в настоящее время кризисной парадигмы необратимых изменений института семьи отмечается соответствие семейных изменений основным тенденциям трансформаций социальных систем современности. Возросшая сложность семейной системы подтверждается выделением различных типов семей, таких как дистантные, осколочные и др. Семья становится более открытой системой – возрастает количество социальных контактов вне семьи в связи с женской профессиональной занятостью, развитием социальных институтов, функционально дублирующих семью и другими факторами. Неустойчивость семейной системы нашла свое отражение в возросшем числе разводов и сократившемся числе браков, в большом количестве «гражданских браков» и других форм сожительства.

Однако, в этом социокультурном хаосе «традиционная» модель семьи способна проявлять устойчивость и, адаптируясь к внешним факторам, вновь воссоздавать свою структуру, которую мы определяем тремя принципами:

  1. В семье сосуществуют разные поколения – она, как минимум, нуклеарная;

  2. Распределение ролей внутри семьи на женские и мужские сохраняется;

  3. Интимность семейной сферы не нарушается обилием внешних социальных контактов – остается некоторая отстраненность отдельной семьи от остального мира.

Мы попробуем подробно остановиться на каждом принципе и его реализации, как адаптационной возможности «традиционной» модели семьи в современном обществе, опираясь на результаты исследования особенностей формирования и динамики развития семьи в условиях закрытой социальной системы (в качестве объекта изучения мы рассматривали семью военнослужащего). Данное исследование проводилось с использованием разнообразных методов получения социологической информации по стратегии, наиболее близкой к стратегии «keys study» [3]. В ходе исследования были опрошены следующие группы респондентов: студентки Иркутского государственного педагогического университета (ИГПУ) 4-го и 5-го курсов; студенты Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) 4-го и 5-го курсов; курсанты Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) 4-го и 5-го курсов; жены военнослужащих.

Реализация первого принципа структурной самоорганизации модели «традиционной» семьи находит свое подтверждение, например, в стремлении подавляющего большинства опрошенных студенток (99,4%) иметь детей в семье (всего опрошено 177 девушек), в высоком проценте курсантов и студентов, ответивших, что в семье должны быть дети – 100 % и 98,3% соответственно ( всего опрошено 165 курсантов военного училища и 175 студентов). Известно, что реальное число рожденных детей отличается от желаемого и идеального в меньшую сторону, причем, многие пары остаются бездетными сознательно, под влиянием социальных факторов, а не на основании, например, проблем со здоровьем. Действительно, говоря о том, будут ли дети в их собственной семье 2,8% девушек ответили нет, а 16,3% курсантов и 25,2% студентов ответили, что скорее всего будут удовлетворены и вполне счастливы в семье без детей. То есть, следует признать, что существующее в современной семье стремление иметь детей ограничивается различными внешними факторами – необходимостью обеспечить высокий образец потребления, что с детьми сделать затруднительно, желанием профессионального роста, материальными и жилищными проблемами и т.д.. При изменении внешних условий в сторону, более благоприятную для обзаведения детьми, многие бездетные до того пары производят детей – создавая, таким образом, двупоколенную семью и восстанавливая «традиционную» модель семьи. Именно это и произошло в России дважды за прошедшее десятилетие – в 1997 – 1998г.г. и 2006-2008 г.г., в основном, в результате позитивных изменений экономической обстановки.

Другой принцип структурной самоорганизации «традиционной» семьи – стабильность женских и мужских ролей, отмечается многими авторами. Так, Ж. Липовецкий пишет следующее: «Стереотипы пола не следует относить к наследию прошлого, которое естественным путем будет уничтожено «прогрессом»: подобные пережитки демонстрируют исключительную живучесть, и они возрождаются даже в недрах современного открытого мира равноправия и свободы. Большим заблуждением было бы полагать, будто поступательное развитие равноправия подготавливает универсум унисекса: социальное воспроизведение половых различий по-прежнему является неотделимым от эпохи постмодерна процессом.» [4, стр. 359]. В нашем исследовании особенно характерным в этом плане был ответ на вопрос «Кто, по-вашему, должен обеспечивать семью?». Все опрошенные и в анкетном опросе и в интервью продемонстрировали свою приверженность к утвердившемуся стереотипу материального обеспечения семьи, как «мужской» обязанности (33,9% девушек, 47,9% курсантов, 52,6% студентов). Нет ни одного мнения о том, что семью должна обеспечивать жена. Чаще всего звучал ответ «оба супруга» (так ответили 66,1% девушек, 49,7% курсантов и 45,7% студентов), однако готовность женщин зарабатывать деньги рассматривалась при этом только как дополнение к основному заработку мужа. Т.е., не смотря на то, что «профессиональная деятельность женщин отныне социально признана и составляет часть женской идентичности»[4, стр. 353], «добытчиком» в семье остается, все-таки мужчина.

Закрытость интимной сферы семьи постулируется нами в связи с распространением типов «супружеских» или «товарищеских» семей с концентрацией на тесном межличностном взаимодействии супругов, основанных на женском понимании сути «любви». Нельзя сказать, что это явление слишком ново. Однако, массовым явлением брак «по любви» стал менее ста лет назад. Усиление значимости межличностной компоненты в отношениях между супругами, родителями и детьми ( в результате тенденции к детоцентричности) и «любовь» являются на сегодня тем цементом, который скрепляет семью, делает ее устойчивой к центробежным силам многочисленных внесемейных социальных контактов. Современные семьи выбирают брак по любви, совместное проведение досуга, активный интерес к профессиональной деятельности своей «половины» и т.д. В нашем исследовании показательно, что более 90% опрошенных жен военнослужащих в качестве основного мотива вступления в брак отметили романтическое чувство, «любовь»; о браке «по любви» мечтает 87% опрошенных студенток. Жиль Липовецкий пишет: «Но не надо питать никаких иллюзий: даже в самый разгар периода протестов женщины не отвергали мечту о любви … Женщины дистанцировались от романтического языка, они все реже соглашались возложить на алтарь любви свою учебу и карьеру, но их исключительная привязанность к идеалам любви выстояла, и многие и многие из них продолжали мечтать о большой любви» [4, стр 30]. Образец женского восприятия «любви» переносится и на мужчин. 70,3% респондентов-курсантов и 56,6 % респондентов – студентов ответили, что любовь не просто возможна, а обязательно будет присутствовать в их собственном браке. Это обстоятельство, по нашему мнению, подчеркивает возможность современной семейной пары поддерживать стабильность своего союза за счет взаимных обязательств и взаимного ожидания «любви», успешно противостоя дестабилизирующим факторам внешнего мира.

Таким образом, следует признать устойчивость модели «традиционной» семьи в современном мире, ее способность адаптироваться к изменяющимся социо-культурным условиям за счет трансформации собственной структуры, носящей временный характер. При изменении условий «традиционная» семья стремиться к самовосстановлению структуры, основанной на разнопоколенности, гендерном различии и обособленности семьи от окружающего мира.
Литература:

  1. Романов В.Л. Социология и вызовы современной социокультурной динамике / В.Л. Романов, С.А. Кравченко //СОЦИС – 2004. - №8 . – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis_2004_8.html (16 февраля 2009 г.) .

  2. Гидденс Э. Устроение общества : Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003. – 528 с. – («Концепции»).

  3. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

  4. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности / Жиль Липовецкий ; перевод с франц. Н. Полторацкой .- СПб.: Алетейя, 2003. -512 с. (Феминисткая коллекция)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconСтатус семьи в Исламе
Прежде чем мы узнаем о роли Ислама в создании и защите семьи, мы должны ознакомиться с положением семьи до Ислама и с положением...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) icon1. Типология семьи в современном обществе и ее характеристика
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconУрок обществознания "Правовые основы брака и семьи" Эпиграф к уроку:...
Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconФормирование семейных ценностей у старших подростков сорока Е. А., Денисенко А. А
Однако в современном мире остро стоит проблема кризиса семьи, который влечет за собой ряд тяжелых социальных последствий, связанных...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconЗаконы семьи, которые зарождают, формируют и укрепляют традиции и обычаи закон семьи 1
Закон семьи Каждый ребенок должен жить в атмосфере любви, ис­кренности и доброты

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconПолитики единого: пределы фрагментации и шансы на консолидацию
Международная междисциплинарная конференция «Политики единого» посвящена формам солидарности и множественности в современном мире....

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconПоложение о Консультативном пункте муниципального дошкольного образовательного...
Настоящее Положение разработано в целях регулирования деятельности Консультативных пунктов муниципальных дошкольных образовательных...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconКонцепция празднования дня семьи, любви и верности
Празднование Дня семьи, любви и верности имеет духовно-нравственное и просветительское назначение, призвано внести весомый вклад...

Адаптационные возможности модели «традиционной» семьи в современном мире ( по результатам исследования семьи в условиях закрытой социальной системы) iconГосударственной политики по социальной защите социально-уязвимых...
Информация председателя Комитета по здравоохранению, социальной политике, труду и миграции жк кр д. Ниязалиевой о структуре Министерства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница