Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности




Скачать 71.52 Kb.
НазваниеПедагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
Дата публикации11.06.2013
Размер71.52 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
Словом можно порадовать и приласкать,

Словом можно обидеть и наказать,

Словом можно упрашивать и рассмешить

Словом можно радость людям дарить

Т.В. Иванова


  1. Цель педагогической технологии

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

В основе технологии лежат три принципа:

1 принцип – Принцип внимания к «Матери языка», т.е. умение ощутить и услышать, модулировать своим голосом.

2. Принцип – Принцип оценки выразительности речи, следование которому предполагает развитие чувствительности к эмоциональным оттенкам речи и доступности к различным эмоциональным состояниям.

3. Принцип – Театрализация, как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка и самоконтроля.

  1. Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

  • Речь – это важнейшая психическая функция человека. Через диалог с другими личностями, другими культурами он проявляет способность к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности.

  • Диалог – одна из главных составляющих в речевом развитии дошкольников. Диалог представляет один из возможных путей речевого воспитания детей и направлен на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и детьми). В то же время коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника.

  • Диалогическое общение обеспечивает гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка. Диалог дает ребенку широкую ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывает языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помогает на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.

  • Наиболее эффективным педагогическим условием развития диалогической речи детей дошкольного возраста является использование элементов театрализованной деятельности. Это объясняется тем, что театральное искусство очень близко и понятно детям. В процессе театрализованной деятельности заметно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, проявляется активность воспитанников. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. В процессе работы над репликами персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

  • Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста будет происходить эффективнее, когда воспитатель использует соответствующий театральный репертуар; создает в группе интегративную театрализованную среду; организует регулярную совместную театрализованную деятельность с детьми в педагогическом процессе детского сада.

^ 3. Условия реализации технологии

  • Педагогическая технология реализуется воспитателем, который: организует совместную театрализованную деятельность с детьми; создает интегративную театрализованную среду, как внешние условия, инициирующие развитие и обогащение диалогической речи дошкольников.

  • Театрализованная зона должна предусматривать маски, атрибуты и декорации для обыгрывания сказок, литературных произведений в различных видах театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный, театр рукавички и т.д.), так как наглядность должна сопровождать процесс обучения языку на всех этапах. Магнитофон, диски и кассеты с записями спектаклей и тренинговыми диалоговыми этюдами.

  • Работа по обучению диалогической речи с использованием элементов театрализованной деятельности может быть организована на занимательных делах по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию, театральном часе, на развлечениях. Данная работа возможна в индивидуальном режиме.

^ Ожидаемый результат:

  • Ребенок умеет пользоваться словом, мимикой, жестом, движение, дикцией, выразительностью и эмоциональностью голоса и его оттенками для передачи состояния героя, его отношения к окружающему.

  • Умеет разбираться в понятиях и нравственных оценках. В разговоре уверен, интересен как собеседник.

  • Умеет слушать и понимать, сочувствовать и помогать. Не проявляет негативности по отношению к окружающему (ни словом, ни делом).

  • Умеет сыграть роль как «актер».

  • Индивидуален в своих творческих поисках и активном участии в театральном действе.

^ Рекомендуемый репертуар для детей дошкольного возраста:

- Волк и семеро козлят (составление диалогов по содержанию с использованием кукольного театра);

- Ну, погоди (составление диалогов по содержанию с использованием настольного театра);

- Волшебная страна зверобой (по мотивам сказки С. Козлова, заполнение пропусков в диалоге, инсценировка);

- Теремок (драматизация сказки с составлением диалогов по содержанию);

- Как желтый цыпленок знакомился (дидактический рассказ с инсценировкой);

- День рождения Тишки (дидактический рассказ с инсценировкой);

- Как петушок и курочка иголку просили (диалогические тренинги по образцу с использованием теневого театра);

- Бобовое зернышко (придумывание реплик на месте пропусков с использованием театра перчаток);

- Репка (инсценировка с отработкой просьбы);

- Качели (театр игрушек с отработкой извинений);

- Самое страшное (инсценировка с употреблением речевых штампов по рассказу Е.Пермяка);

- Перчатки (упражнение детей в отработке речевых штампов с использованием театра игрушек);

- На горке (инсценировка по дидактическому рассказу с отработкой речевых штампов).

^ 4.Этапы педагогической технологии

Описание

  • Создаем условия – интегративную театрализованную среду – для реализации этапов данной педагогической технологии.

  • Разрабатыванм конспекты занятий по обучению дошкольников диалогической речи с использованием элементов театрализации. Обогащаем опыт детей новыми художественными впечатлениями и образам в ходе слушания художественных произведений, обогащаем сюжеты детских игр инсценировками и драматизациями, обучаем детей умению вести диалог, используя речевые штампы.

  • Осуществляем итоговую диагностику развития диалогической речи с использованием элементов театрализации.

^ 1 этап

Подготовка компонентов театрального уголка в группе:

- Ширма, маски и атрибуты для постановок, куклы, атрибуты и элементы декораций для обыгрывания сказок в различных видах театра, зеркало, магнитофон, диски, кассеты с записями спектаклей и постановок.

^ 2 этап

Примерные конспекты организации процесса по развитию диалогической речи посредством элементов театрализации.

3 этап

Итоговый мониторинг проводится с использованием методов, описанных на этапе первичной диагностики детей. Изучается характер динамики в развитии диалогической речи посредством элементов театрализации у детей дошкольного возраста - диагностический эксперимент. В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования я определила основную цель экспериментальной части работы - выявить уровень развития активной речи детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

Проведение опытно-экспериментальной работы проходило на базе дошкольного образовательного учреждения № 5 «Колокольчик».

^ Для организации исследования были использованы следующие методики:

1) Методика «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И.)

2) Методика «Неоконченный рассказ» (Фопель К).

3) Изучения речи дошкольников в общении со сверстниками (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

4) Методика диагностики развития речи дошкольников (Ушакова Т.Н.)

5) Внешние средства эмоциональной выразительности

Показатели:

Высокий

Поза ребенка, передающего образ (выразительная, соответствует характеру персонажа и сюжетной линии). Жест и движение динамичны, осознаны. Мимика яркая, индивидуальная, отражающая состояние героя. Ребенок уверен в своем «артистическом я». Речь яркая, образная.
Средний

Ребенок активен, но поза невыразительна, часто не соответствует сюжетной линии и характеру. Жест достаточно вялый, неуверенный. Движения напряженные. Мимика «старательная», но не свободная. Речь внятная, достаточно громкая и эмоциональная. Ребенок индивидуален в подходе к передаче характера.
Низкий

Ребенок активен, проявляет большое желание, но не достаточный объем знаний и представлений, скованность, неуверенность не дают ему возможность выразить эмоционально состояние и характер выбранного героя. Мимика крайне бедна, жест, передающий характер и отношение, отсутствует. Речь колеблется от вялой до выразительной. В передаче образа «работает» на повторе, подсказке, чаще подражании.

Выводы

После проделанной работы можно сделать вывод что:

  • Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

  • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занимательных дел.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconКонтрольные вопросы к экзамену для студентов ципс по курсу «Психология...
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Эволюция игровой деятельности...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconТема: «память у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепить знания студентов по теме: «Развитие памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста». Исследовать индивидуальные...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconПравила приема детей дошкольного возраста в Муниципальное бюджетное...
Аны для соблюдения прав детей дошкольного возраста на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности дошкольного...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconСоветский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Педагогическая технология как модель деятельности педагога дополнительного образования

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconОтчет о деятельности муниципального автономного образовательного...
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия №81 "Здравствуй!"...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Теоретические аспекты проблемы преодоления лексико-грамматических нарушений у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconВозрастные особенности детей среднего возраста
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconТворческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...

Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности iconМетодические рекомендации по внедрению и использованию педагогических...
Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм методов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница