Образовательная программа государственного образовательного учреждения




НазваниеОбразовательная программа государственного образовательного учреждения
страница1/7
Дата публикации25.05.2013
Размер0.63 Mb.
ТипОбразовательная программа
vbibl.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Принята на педагогическом совете, Директор

протокол от «___»_______2011 № 8 ГОУ Уфимская школа-интернат№13 VI вида

____________________Ю.Ф. Вяткина
Утверждена

приказ от «___»_____2011 № ________

Образовательная программа
государственного образовательного учреждения

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида
2011-2012 учебный год

Общие положения.

Образовательная программа разработана учреждением на основании программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VI вида. Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся определяется с учетом учебных программ по предметам.

Структурно-образовательная программа специальной /коррекционной/ школы предусматривает совокупность образовательных программ разного уровня обучения (I ступень, II ступень). Данные учебные программы предусматривают преемственность между младшими и старшими классами. Программы каждого уровня обучения представляют собой совокупность предметных основных и дополнительных образовательных программ, а также описание технологий их реализации. Таким образом, образовательная программа специальной (коррекционной) школы VI вида определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения по годам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
^ Приоритетные направления образовательной деятельности.

Государственное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида реализует образовательную программу коррекционно-развивающей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Деятельность школы-интерната №13 VI вида направлена на:

- формирование общей культуры воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- достижение воспитанниками соответствующего образовательного уровня;

- адаптация воспитанников к жизни в обществе;

- воспитание у детей гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы-интерната.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом управления здравоохранением.

При этом школа-интернат обеспечивает:

1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;

4) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на компенсаторные возможности учащихся, сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

Образовательный процесс в Учреждении осуществляется учителями, специалистами в области коррекционной педагогики и логопедии, а также воспитателями, прошедшими соответственную переподготовку по профилю деятельности Учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет педагог-психолог, входящий в штат Учреждения, коррекцию недостатков речевого развития детей осуществляет учитель-логопед, входящий в штат Учреждения, из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников с нарушениями речи.

Медицинское обеспечение в Учреждении осуществляется штатным медицинским персоналом, которые совместно с администрацией Учреждения отвечают за охрану жизни и здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания и питания, в том числе диетического.

Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определённого творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме.
^ Цели и задачи образовательной политики Учреждения.

Цель школы: создание благоприятных условий для формирования ключевых компетенций учащихся, укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни, для получения учащимися базового образования, соответствующего федеральным государственным стандартам специальных коррекционных школ VI, VIII видов, для развития личности и социализации ребенка.

Основными задачами школы-интерната №13 VI вида являются восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности, а также обеспечение условий для их обучения, лечения и воспитания.

Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате VI вида.
^ Организация учебно-воспитательного процесса. Характеристика специфики содержания образования.

Учебный план школы создан на основе федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Школой реализуются следующие программы:

- Общеобразовательная программа для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - это программа массовой школы, план школы предусматривает 10-летний срок обучения в основной школе и 12-летний срок обучения в средней школе.

- Программа начальной школы по ФГОС для обучающихся 1 классов;

- Программа VIII вида для учащихся имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость.

- Программа индивидуального надомного обучения.

- Программа по адаптивной физической культуре (составлена учителем высш. кв. категории Самойленко С.Л. и утверждена НИМЦ ГУНО г.Уфа)

Школа-интернат №13 VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

на первой ступени (1-4 класс) в ходе общеобразовательного обучения осуществляется всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей, индивидуальных особенностей с целью выработки необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы.

Воспитанникам прививается интерес к обучению, формируются интерес и желание учиться, навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведения.

На второй ступени (5-10 класс) воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность и соответствующую их психофизиологическим возможностям, трудовые навыки по различным профилям, прививаются навыки самостоятельной работы.

На третьей ступени (11-12 класс) общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

Содержание общего образования определяется утверждёнными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида, а также программами, разрабатываемыми на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, принимаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно на основе Государственных образовательных стандартов.

Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с Базисным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

При этом:

- учреждение работает по графику 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем;

- продолжительность академического часа в 1 классе составляет 35 минут, в последующих – 40 минут на основании СанПиН 2.4.2.2821-10.

- расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания воспитанников;

- в учебном плане Учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом;

- учебная нагрузка воспитанников не превышает предельную допустимую учебную нагрузку в неделю.

в начальных классах: 1 класс – 21 часов в неделю; 2-4 класс – 26 часов в неделю;

в средних классах: 5 класс – 32 час в неделю; 6 класс – 33 часа в неделю;

7 класс – 35 часов в неделю; 8-10 класс – 36 часов в неделю;

в старших классах: 11-12 класс – 37 часов в неделю.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов 4 урока и 1 день в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Специфической формой организации учебного процесса являются коррекционные (индивидуальные, групповые), логопедические занятия (1-12 классы), ЛФК (1-12 классы) и развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет: логопедия – 25-30 минут, ЛФК – 35 минут.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия по ЛФК – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

В классах для обучающихся по программе VIII вида таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Учебный год в начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1-х классах - 30 недель, в последующих – 34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 календарных дней, летом – 10 календарных недель. Для обучающихся в первых классах в течение года (февраль) устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Годовой календарный учебный график утверждается приказом директора школы-интерната с учетом мнения Педагогического совета и по согласованию с Министерством образования Республики Башкортостан.

Текущий контроль успеваемости воспитанников учреждения осуществляется учителями (преподавателями) по 5-балльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл – 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы воспитанников, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник воспитанника.

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверть и за год.

Обучение воспитанников с осложнёнными формами заболевания опорно-двигательного аппарата, интеллектуального недоразвития, не усваивающих учебную программу по отдельным предметам осуществляется по индивидуальным программам, которые составляются учителем на текущий учебный год, согласовываются с психолого-медико-педагогическим консилиумом и утверждаются педагогическим советом, принимающим решение о переводе воспитанника на обучение, по указанным программам.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);

- в середине учебного дня организуется динамическая паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- представляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся младшего звена имеют облегченный учебный день в среду, учащиеся среднего и старшего звена - четверг или пятницу. В целях соблюдения щадящего режима обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в субботу проводятся уроки, не требующие большой нагрузки на учащихся.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра, урок с использованием информационно-коммнуникационных технологий. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.

Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики.

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

- развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;

- обеспечение взаимодействия школы-интерната и родителей (законных представителей) обучающихся .

- совместно с классными руководителями организация работы по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Работа логопедического кабинета направлена:

на осуществление логопедической диагностики обучающихся 1 – 5 классов;

выявление нарушений речи и их коррекция;

консультирование учителей и родителей (законных представителей);

диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.
^ Учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната №13 VI вида.

Учебный план является нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяющим учебное время, отводимое на освоение федерального и регионального компонентов государственного стандарта по классам и образовательным областям.

Структура базисного плана представляет собой единство инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть содержит полный перечень образовательных областей: язык и литература, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технологии.

Учебный план сохраняет преемственность изучаемых образовательных областей как общеобразовательного, так и специального учреждения на каждой степени с учетом специфики контингента учащихся с целью их социальной адаптации и интеграции.

Учащиеся школы – это дети с тяжелой и средне-тяжелой степенью поражения опорно-двигательного аппарата, среди которых основную массу составляют дети с церебральными параличами.

Структура дефекта такова, что двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями, с задержкой формирования психических функций, нарушениями зрения и слуха. Таким образом, сочетанная патология имеется практически у всех учащихся школы.

Большинство учащихся с церебральным параличом имеют сопутствующие симптомы и синдромы, которые осложняют организацию и проведение педагогической работы. Наиболее часто встречающиеся: вегетативно-обменные расстройства, судорожный эпилептический синдром, энурез, церебрастенический синдром. Развитие познавательной деятельности и личности в большой степени зависит от социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Уровень познавательной деятельности значительно варьируются у разных учащихся. Особенностями психического развития при ДЦП являются:

- сниженный запас знаний и представлений, обусловленный сенсомоторной недостаточностью и вынужденной изоляцией;

- выраженность психоорганического синдрома – инертность, персеверация, слабая переключаемость психических процессов;

- дисгармоничная структура интеллектуальной недостаточности;

- благоприятная динамика интеллектуального развития.

Вариативность особенностей развития учащихся безусловно затрудняет стандартизацию образования этих детей, т.к. можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие:

  • Использования учителями адаптированных учебных программ по предметам общеобразовательного цикла, не нарушая целостность требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников и позволяющего учитывать специфику нарушений (например, наличие учащихся с двигательной патологией, с тяжелыми речевыми нарушениями и тяжелым поражением рук).

  • разноуровневых программ, адаптированных для фронтального и индивидуального обучения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОбразовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения
Образовательная программа разработана учреждением с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. Обязательный...

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа Средняя школа Целевой раздел Пояснительная...
Стандарт с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного...

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОбразовательная программа Государственного бюджетного образовательного...
Характеристика школы и принципов ее образовательной политики

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40»

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconПриказ от 31. 08. 2012 г. №424 образовательная программа паново-...
...

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Рф «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Образовательная программа государственного образовательного учреждения iconОбразовательная программа учреждения должна быть всесторонне продуманным,...
Доклад: Образовательная программа общеобразовательного учреждения в условиях действия новых стандартов: особенности формирования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница