Об определении понятия "корпоративная культура"




Скачать 143.13 Kb.
НазваниеОб определении понятия "корпоративная культура"
страница1/2
Дата публикации25.05.2013
Размер143.13 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Рымарева А. С.

Об определении понятия "корпоративная культура".

В современной литературе существует довольно много определений по­нятия "корпоративная культура": как и большинство понятий организационно-управленческих дисциплин, концепция корпоративной культуры до сих пор не получила универсального общепризнанного определения. Каждый автор стремится дать свое собственное определение данному понятию, используя для этих целей разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования. При этом корпоративная культура как явление обычно рассматривается в двух аспектах: узком, как духовная жизнь людей, и широком, как результаты деятельности людей. В основе большинства трактовок лежит понимание культуры в широком смысле слова [1, с. 9].

Большинство авторов сходится в том, что корпоративная культура представляет собой сложную композицию важных предположе­ний (часто не формулируемых), бездоказательно принимаемых и разделяемых всеми членами коллектива. Корпоративная культура, по Эдгару Шейну, – это "ряд базовых предположений, которые данная группа создала, открыла и выразила с целью соотнесения их с проблемами внешней среды адаптации и внутренней интеграции" [2, с. 37]. Часто корпоративная культура трактуется как прини­маемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри органи­зации, так и за её пределами. Так Д. Элдридж и А. Кромби дают следующее определение: "корпоративная культура – это уни­кальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достиже­ния поставленных перед ней целей" [3, с. 71-72].

Спивак В.А., справедливо полагая, что отечественный подход к культуре корпораций и, в более широком аспекте, к культуре предпринимательства, в настоящее время, базируясь на моделях стран с развитым рынком, не может считаться адекватным российской реальности, дает следующее определение корпоративной культуре. Корпоративная культура – это "система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды" [4, с. 27].

Некоторые исследователи предпринимают попытки с помощью контент-анализа, т.е. выделив наиболее часто встречающиеся понятия или термины, которые употребляют обычно исследователи, работающие в данной области, дать универсальное определение корпоративной культуре. Отечественные экономисты Виханский О.С. и Наумов А.И. подчеркивают, что в большинстве определе­ний авторы ссылаются на образцы базовых предположе­ний, которых придер­живаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предполо­жения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, орга­низации и обще­ства) и регулирующих её переменных (природы, простран­ства, времени, работы, отноше­ний). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организа­ции.

Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, яв­ля­ются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допус­тимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что "клиент всегда прав", поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организа­ции, в других – может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая цен­ность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации. Третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается "символика", посредством которой ценностные ориентации транслируются членам организа­ции. Содержание и значение корпоративных ценностных ориентаций наиболее полно раскрываются работникам через истории, легенды и мифы – иногда они оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Результатом контент-анализа наиболее распространенных определений корпоративной культуры является следующим образом составленная Виханский О.С. и Наумов А.И. формулировка. Корпоративная (организационная) культура – это "набор наиболее важных предположений, прини­мае­мых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценно­стях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения [5, с. 327]".

Другой отечественный исследователь организационной культуры Соломандина Т.О., проведя анализ соответствующих определений, в том числе и определения, полученного в результате предшествующего контент-анализа Виханским О.С. и Наумовым А.И., дает следующее определение организационной культуры. Под организационной культурой, по мнению Соломандиной Т.О., следует понимать "социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющей организации продвигаться к успеху" [Error: Reference source not found, с. 10].

Следует отметить, что, несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований органи­зационной куль­туры, им присущ общий недостаток, выражающийся в замене сущности понятия феноменологическим изображением самого явления. Большая часть исследователей феномена корпоративной культуры определяют ее как некоторую "совокупность", "набор" или "комплекс" разнообразных (заведомо неполных) элементов [Error: Reference source not found, с. 71-72]. Так, предложенная Виханским О.С. и Наумовым А.И. формулировка и ее вариации, предлагаемые другими авторами, есть ничто иное, как эмпирическое описание структуры корпоративной культуры, как ее описывает Э. Шейн. Выяснить причину возникновения и пути преодоления этого недостатка представляется возможным посредством обращения к истории возникновения и развития терминообразующего понятия "культура" и исследования существующих подходов к его определению. Эта задача кажется особенно важной в свете утверждения о том, что термин "корпоративная культура" есть ограниченный вариант термина "культура" и, следовательно, современные тенденции в определении термина "корпоративная культура" неразрывно связаны с аналогичными тенденциями в определении "культуры", движущимися по пути поиска сущностного понятия данного термина.

Содержательной трактовке термина "культура" присущ плюрализм подходов гораздо в большей степени, чем он свойственен рассмотренному выше термину "корпоративная культура", лишь сузившему предметную область исследования. По выражению Роя д'Андрада, "один из самых старых терминологических споров – спор о термине "культура" [6, с. 8]". Специалисты насчитывают от 150 до 250 определений "культуры" в различных научных областях, во всей же современной литературе число определений этого термина доходит до полутысячи. Такая неоднознач­ность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Выделяют четырнадцать основных подходов к упорядочиванию такого множества определений.

В соответствии с описательными подходами, в определениях культуры дается простое перечисление отдельных элементов и проявлений культуры таких как, например, обычаи, верования, виды деятельности. В нормативных подходах существует утверждение о том, что содержание культуры составляет нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. В определениях ценностных подходов культуру трактуют как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Сторонники антропологических подходов исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком. Исторические определения подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Исследователи функциональных подходов характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней. В семиотических подходах рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом, а в символических акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.

Герменевтические определения описывают культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. Психологическая школа указывает на связь культуры с психологией поведения людей, и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Дидактические определения рассматривают культуру как нечто, чему человек научился (а не унаследовал генетически). В социологических определениях культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Адаптивные подходы трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Идеационные подходы определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

Выделение различных методологических подходов к определению культуры способствует снижению неопределенности этого понятия. Легко проследить, какие из существующих подходов к определению "культуры" легли в основу определений "корпоративной культуры", даваемой тем или иным автором (многие из них специально акцентируют на этом в своих работах [Error: Reference source not found, с. 10]), и какие подходы не охвачены исследователями. Чтобы разобраться во множестве этих определений и понять, что же всё-таки представляет собою "культура", а на основании этого и "корпоративная культура", важно выяснить, как развивались представления о культуре, каким образом и почему сформировались различные подходы к её пониманию.

По изложению А.А. Радугина, термин "культура", происходящий от латинского слова (cultura), первоначально означал культивирование, "возделывание земли, уход" в целях преобразования в пригодную для удовлетворения человеческих потребностей почву, способную служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами [7, с. 15]. В качестве научного термина слово "культура" стало употребляться в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века, ознаменованного просветительскими тенденциям в философии, в процессе осмысления специфики человеческого бытия, с которым связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. В размышлениях на эти темы возник вопрос о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено "человеческой природой", а с другой, формирует "человеческую природу". Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение в деле выработки идеалов того образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс.

Вследствие этого возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения этого понятия. Таким образом, назначение термина "культура" в научном языке с самого начала заключалась в том, что он служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сфера развития "человечности", "человеческой природы", "человеческого бытия", "человеческого начала в человеке" – в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura (природа) [Error: Reference source not found, с. 10].

Первоначально смысл идеи, воплощенной в понятии "культура", не имел ясного характера. В просветительских взглядах на культуру он обрисовался лишь в самом общем виде. Дальнейшее развитие этой идеи выявило два её аспекта. С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества, и её развитие связывалось с просвещением и воспитанием людей. С другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. При этом считалось, что любая реальная культура несёт в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности (преследование инакомыслящих, религиозные распри, преступность, войны), нежелательные последствия которой могут обрести поистине катастрофический размер. Необходимость разрешить это противоречие стимулировала последующую эволюцию представлений о содержании понятия "культура". В ходе этой эволюции определились два подхода к истолкованию его содержания:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconРымарева А. С., к э. н. Генеральный директор ООО "ПреобраЖенское...
Корпоративная культура – основной интегратор интересов компании и ожиданий сотрудников. С одной стороны, это система солидарности...

Об определении понятия \"корпоративная культура\" icon«B&B» ctc представляет
«B&B» стс объявляет набор участников на тренинг по курсу «корпоративная культура»

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconHuman Resources «success»
Тема Основные принципы управления человеческими ресурсами. Организационная и корпоративная культура

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconHuman Resources «success»
«Корпоративная культура как конкурентное преимущество компании в достижении успеха на рынке товаров и услуг»

Об определении понятия \"корпоративная культура\" icon2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Ученые  и специалисты...
Это свидетельствует о универсальности данного явления человеческого общества.  Понятием культура обозначают и обычные явления, и...

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconСложно не значит невозможно ИлИ как работает Корпоративная Культура Если
Вы руководитель Компании, hr, менеджер по персоналу или руководитель Корпоративного Учебного Центра

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconЧто же такое направление корпоративная культура (брендинг)?
«наши». По сути, направление занимается «шлифовкой» мероприятий движения, давая им более привлекательный вид, основываясь на новых...

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconИсследование такого сложного и многогранного феномена, как корпоративная культура, объ
Актуальность работы заключается в необходимости и насущности исследования российской корпоративной культуры как одной из наиболее...

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconИнвестиционной Корпорации «Золотая Корпоративная Рента Консоль»
Целью настоящего Положения является установление норм, раскрывающих понятие «Золотая Корпоративная Рента Консоль», как ценная бумага...

Об определении понятия \"корпоративная культура\" iconАктуальность темы исследования. Феномен, получивший в настоящее время...
К 60 70-м гг в целом сложились представления об организационной (позднее корпоративной) культуре как совокупности ценностей, норм...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница