1. международный менеджмент




Название1. международный менеджмент
страница1/22
Дата публикации25.05.2013
Размер0.86 Mb.
ТипКонспект
vbibl.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций


ВВЕДЕНИЕ


Интернационализация хозяйственной жизни в глобальном масштабе является реальным и объективным процессом. Углубляются интеграционные процессы и международное разделение труда, ускоренными темпами растут зарубежные инвестиции, мир становится “глобальной деревней”. Наибольшую роль в этих процессах играют многонациональные компании, практически формирующие контуры всемирного хозяйства. Компании принимают решения о размещении своих производительных сил не только на внутренних рынках, но и за рубежом, исходя из учета выгод международной диверсификации. Международная конкуренция и международный характер производства диктуют фирмам такие стратегии управления и организации, которые бы усиливали их конкурентные сравнительные преимущества. Менеджмент международной фирмы усложняется по сравнению с национальным менеджментом в результате необходимости учета национальных различий экономического, политического, правового и культурного порядка при организации бизнеса. Чтобы адекватно отвечать на требования изменяющейся международной среды, международные менеджеры должны придавать особое значение формированию позитивной корпоративной культуры, приспособлению стратегий, организационных структур и форм координации и контроля к конкретным условиям конкуренции. Корпоративная культура компании является ее уникальной способностью управлять и создавать стоимость во всех национальных подразделениях посредством использования творческого потенциала людей, отношений в организации, ценностей организации. Позитивная корпоративная культура становится важным стратегическим конкурентным преимуществом компании. Культурные различия могут создавать барьеры и непонимание, но, с другой стороны, они могут стать источником преимуществ. В многонациональной компании, независимо от организационных форм, отрасли, размера предприятия, существуют возможности усилить эти преимущества. Исследованием того, как все это осуществляется в международном бизнесе занимается дисциплина “Международный менеджмент”. Данный конспект лекций включает следующую проблематику: роль многонациональных компаний в мировой экономике, функции международного менеджмента, анализ международной среды, включая культурный анализ, стратегии и структуры международных фирм и системы планирования и контроля. Особое внимание в конспекте уделено международным коммуникациям и проблеме создания международной корпоративной культуры.


^

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ


Вопросы:

1. Понятие о многонациональных компаниях и их роль в мировой экономике

2. Понятие и проблемы международного менеджмента. Cоотношение страновой (национальной) и международной моде­лей менеджмента.

3. Межкультурные коммуникации в МНК

4. Основные функциональные задачи международного менеджмента.

^

1.1.ПОНЯТИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ


Для современного уров­ня развития всемирного хозяйства характерна интернационали­зация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-хгодов в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве странах мира.

Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпора­ции (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по ка­питалу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характе­ристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Наконец, согласно Петеру Друкеру, исповедующему бихевиористический подход, базирующаяся в США компания может быть названа многонациональной, если «ее штаб-квартира располо­жена в США, но ее организация, производственная деятельность, устремления не ограничиваются пределами США… высшее руко­водство корпорации не замыкается на каком-то одном регионе... управленческий персонал мыслит и действует исходя из требова­ний международного бизнеса, не ограничивая свою деятельность национальными рамками, в том числе патриотическим чувством».

Справедливым будет следующее обобщающее определение: многонациональные компании – это компании, которые осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.

Снижение затрат достигается по мере расширения производства («эф­фект масштаба»), накопления опыта и выгодного размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирова­ния инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделе­ние труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом осо­бенностей функционирования финансовых рынков и государственной эконо­мической политики в различных странах.

МНК через свои зарубежные пред­приятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно — более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам за­рубежных стран.

Снижение рисков достигается путем страновой (регио­нальной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возмож­но снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партне­ров из числа национальных инвесторов.

Наряду с термином «многонациональный» в на­учной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий, например, «транснациональные» «глобальные», «международные». Термин «транс­национальная корпорация (ТНК) " в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, веду­щим бизнес более чем в одной стране. В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении компаний, реализующих соответствующие стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к разнонациональной внешней среде). Следует также уточнить, что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейсяся в результате слияния двух компаний примерно одинакового раз­мера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компанию ABB.

Итак, термин “МНК” можно считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации МНК следующие:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного уча­стия;

• ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение

общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жес­ткости) и единого

центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных ком-

паний;

• бессрочный характер существования МНК.

МНК оказывают влияние на экономический рост, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогрес­са, на рост эффективности производства. Велика также роль МНК с точки зрения совершенствования форм менеджмента и организа­ционных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологи­ческим и кадровым потенциалом предприятия.

Многонациональная природа современного бизнеса - свер­шившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких, как ма­шины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут произ­водиться за пределами страны окончательной сборки этих това­ров.

Другим примером корпоративной интернационализации явля­ется приобретение контрольного пакета акций или полное погло­щение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации являет­ся продажа акций и ценных бумаг на

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес сосредоточивается в трех основных направлениях:

1) поиск и освоение новых рынков;

2) поиск и использование эффективных ресурсов;

3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках дан­ной страновой и/или межстрановой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые опосредуют этот целевой список:

  • уровень экономического развития отдельных стран;

  • культурное сходство (различие) страны базирования и стран пребыва­ния;

  • природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);

  • характеристики страновой демографии (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. международный менеджмент iconАвтономная некоммерческая организация «международный менеджмент,...

1. международный менеджмент iconАвтономная некоммерческая организация «международный менеджмент,...

1. международный менеджмент iconВопросы для экзамена «Международный менеджмент»
Операции, предусматривающие участие продавца в реализации продукции, предлагаемой покупателем

1. международный менеджмент iconКафедра страхования, финансов и кредита Вопросы к зачету по дисциплине
...

1. международный менеджмент iconДепартамент потребительского рынка
Администрации Томской области совместно с Учебно-консалтинговым центром «Международный менеджмент, качество, сертификация» 17 октября...

1. международный менеджмент iconТребования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Международный менеджмент» является приобретение студентами знаний, умений и навыков в области управления...

1. международный менеджмент iconЭкзамен
Республики Таджикистан, утвержденный Министерством образования Республики Таджикистан от 11 июня 2004 года (для студентов специальностей...

1. международный менеджмент iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов...
Утверждены умс специальности 080507. 65 (061100) «Менеджмент организации», протокол №9 от «6» февраля 2009 г

1. международный менеджмент iconМенеджмент (профиль "Производственный менеджмент") (кцп: 18, из них целевых: 2, зачислено: 3)

1. международный менеджмент iconКурсовая работа по дисциплине «Менеджмент» Тема : «Менеджмент человеческих ресурсов»
Стили руководства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница