Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа




Скачать 110.62 Kb.
НазваниеКрасноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа
Дата публикации01.05.2013
Размер110.62 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ

КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ТАВРИЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІІ СТУПЕНЕЙ

Поликультурная

профессиональная компетентность

современного учителя

выступление

на методическое объединение

учителей начальных классов

Подготовила

учитель начальных классов

Шишкина Екатерина Валерьевна

с.Таврическое – 2011

Профессиональная компетентность учителя –

главный ресурс качества образовательного процесса
Специфика профессиональной деятельности учителя заключается в ее полифункциональности. В ходе повседневной учебной работы учитель решает разнообразные задачи, выполняет множество различных функций: социально-бытовую, организационную, предупредительную, правозащитную, коммуникативную, социально-психологическую, развивающую, обучающую, консультативную и другие. Необходимо подчеркнуть, что количество функциональных обязанностей учителя постоянно возрастает в связи с развитием общества и предъявляемых им требований к образованию.

В зависимости от характера общественных отношений, тех или иных тенденций общественного развития некоторые функции педагогической деятельности приобретают приоритетное значение. К таким функциям на современном этапе следует отнести поликультурную функцию учебно-воспитательной деятельности, направленную на подготовку подрастающего поколения к эффективной творческой жизнедеятельности в условиях полиэтничного и поликультурного общества. Вместе с увеличением количества выполняемых функций расширяется и профессиональная компетентность учителя.

Проблема профессионализма, профессиональной подготовки учителя всегда находилась в центре внимания ученых. Она нашла отражение в работах Я.А.Коменского, Д.Дидро, А.Дистервега, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева. Серьезное внимание изучению профессионально-педагогической подготовки уделялось в педагогике советского периода. У истоков разработки этой проблемы стояли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.Г.Калашников, С.Т.Шацкий, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак. К середине тридцатых годов двадцатого века была обоснована совокупность требований к деятельности учителя на уровне его профессиональных функций, к середине семидесятых – разработаны и описаны модели личности учителя, чуть позже появилась профессиограмма личности учителя как модель, на основе которой разрабатываются содержание и методы профессиональной подготовки специалистов, учебные планы и программы обучения будущих учителей.

Понятие «профессиональная компетентность учителя» введена в научный оборот в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в учебных пособиях Ю.К.Бабанского, В.А.Сластенина, С.П.Баранова, Р.Л.Болотиной и трактуется как составной компонент профессионализма учителя. Процесс гуманизации образования, методологическая переориентация процесса обучения на развитие личности учащегося активизировали научно-педагогическую разработку данной проблемы. В целом ряде работ украинских и зарубежных ученых конца ХХ – начала ХХІ века рассматривается сущность профессиональной компетентности, раскрываются этапы становления и развития личности учителя как профессионала в условиях непрерывного образования. Профессиональная компетентность учителя определяется как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

^ Структуру профессиональной компетентности раскрывают через педагогические умения, которые представляют собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Разработаны различные модели структуры профессиональной компетентности учителя. Они отличаются как количеством составляющих их компонентов, так и их трактовкой. Значительное внимание уделяется таким составляющим, как коммуникативная, психологическая, адаптивная, социально-защитная, концептуальная, технологическая и другие (Л.И. Редькина, М.И.Лукьянова). Однако в определениях этих компонентов профессиональной компетентности не выделяются профессиональные качества, необходимые учителю для осуществления функции межкультурного коммуникатора, организатора процесса взаимопознания, взаимообогащения и взаимопроникновения культур, воспитателя представителей различных этнокультурных систем в духе мира, толерантности, содружества. Между тем, подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурном социуме объявлена приоритетной задачей в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, представительных научных форумов, посвященных проблемам развития образования в ХХI веке.

Международным сообществом разработана новая образовательная стратегия – поликультурное образование, основная цель которой состоит в формировании человека, обладающего поликультурными компетенциями, включающими в себя развитое чувство понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Для достижения этой цели необходимо, чтобы молодые люди, начиная с самого раннего детства, имели возможность глубокого и всестороннего овладения культурой родного народа. В процессе обучения и воспитания важно формировать у них представления о многомерности мира, равноценности всех культур. Пристальное внимание следует уделять формированию и развитию умений и навыков межэтнического и меж культурного взаимодействия. Практическое осуществление поликультурного образования невозможно без разработки программы подготовки учителя к профессиональной деятельности в поликультурной среде, которая бы охватывала все аспекты учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школы. Целевым ориентиром при разработке такой программы выступает профессиональная компетентность учителя, в структуре которой отражены необходимые для учебно-воспитательной работы в поликультурной педагогической среде личностные качества и профессиональные знания и умения учителя.

Объективные процессы развития современной цивилизации, многонациональный и поликультурный характер большинства государств мира требуют подготовки учителя, который мог бы компетентно, активно и творчески решать проблему гармонизации межэтнических и межкультурных отношений на личностном и социальном уровне. Для этого у него необходимо сформировать определенный ансамбль личностных качеств, вооружить глубокими общекультурными и профессиональными знаниями и умениями. Другими словами, современный учитель должен обладать поликультурной профессионально-педагогической компетенцией.

Под поликультурной компетенцией учителя следует понимать совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем интеллектуальных знаний, профессионально-педагогических умений и навыков, позволяющую осуществлять учебно-воспитательную деятельность в ракурсе задач поликультурного образования. Целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции обусловлена потребностью, во-первых, более точного определения и содержательной трактовки, необходимых для успешной педагогической деятельности в поликультурной среде качеств личности, профессиональных знаний и умений учителя, а во-вторых, разработки программы совершенствования системы профессионально-педагогической подготовки учителей в контексте современных социально-педагогических реалий.

Поликультурная компетентность педагогов – это результат их поликультурного образования.

Согласно другому определению, поликультурная компетентность – интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

^ Структурными компонентами поликультурной компетентности педагогов являются: 1) когнитивный, 2) мотивационно-ценностный, 3) деятельностный.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

^ Поликультурная профессионально-педагогическая компетенция учителя является интегрированным результатом учебной деятельности, педагогической практики, внеучебной воспитательной работы, а также их самодетерминационных аналогов (самообразования, самообучения, самовоспитания).

Отсюда в структуре поликультурной компетенции можно выделить следующие элементы:

- Аксиологический – включает в себя осознание, внутреннее принятие мозаичной этнокультурной картины мира как одной из основных общечеловеческих ценностей, убеждение в равноправии и равноценности составляющих ее этносов и этнических культур, понимания необходимости глубокого овладения в первую очередь культурой собственного народа как

непременного условия интеграции в другие культуры, стремление к воспитанию молодежи в духе гармонического единства общечеловеческих и национальных ценностей.

- Теоретический – предполагает понимание теоретических основ своей будущей профессии в контексте новых социокультурных вызовов времени и включает в себя знание целей, задач, основных идей, категорий поликультурного образования, а также систему знаний в области культурологии, краеведения, истории, этнической психологии и педагогики и

других, которые позволяют осознать многомерность и мозаичность современного мира и специфику культурных проявлений на личностном, групповом и общественном уровне, владение иностранными и региональными языками.

- Технологический – означает способность овладевать навыками исследования, изучения, анализа культурологических проблем в конкретной педагогической деятельности; умения использовать имеющийся потенциал содержания общего образования в ракурсе целей и задач поликультурного образования, а также вносить новые идеи, отражающие этническое и культурное многообразие мира, специфику поликультурной ситуации в том или ином регионе мира, страны; умения изучать, анализировать и использовать в реальном педагогическом процессе современной школы передовые инновационные технологии, основанные на принципах гуманизма и демократизма, личностно-ориентированном подходе как непременного условия образования и воспитания молодежи.

- Личностный – предполагает наличие у современного педагога таких атрибутивных качеств личности, как гуманизм, демократизм, толерантность в межнациональных, межкультурных и социальных отношениях, мировоззренческая зрелость, гражданская ответственность и активность, развитое национальное самосознание, творческая активность, высокий уровень культуры.

- Организационно-коммуникативный – умение эффективно общаться с учащимися в учебно-воспитательном процессе, организовать педагогический процесс как позитивный диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

- Интегративный – способность связать научно-теоретические знания с практической педагогической деятельностью как фактор успешной подготовки подрастающего поколения к эффективной жизнедеятельности в социокультурных условиях ХХI столетия; понимание влияния широкого спектра социально-экономических, политических, культурных, этнических процессов, протекающих в обществе, на формирование личности учащихся в контексте общественно- исторических вызовов современности;

- Адаптивный – способность к быстрой и эффективной адаптации к особенностям поликультурной социально- педагогической среды конкретного учебного заведения на всех уровнях учебно-воспитательного процесса; умение прогнозировать и подготовиться к каким-либо изменениям в рамках профессионально-педагогической деятельности.

Выделение в структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции позволяет определить основные принципы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе в поликультурной среде:

- гуманизации, который означает признание человеческой личности как основной ценности мировой цивилизации, ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей независимо от расовой, этнической и культурной принадлежности; организацию учебно-воспитательного процесса как субъект-субъектного взаимодействия;

- диалога культур, означающий отказ от европоцентричности образования и переход к полицентрической модели образования, которая предполагает отражение в содержании преподаваемых в вузе дисциплин культурного многообразия мира, процесса взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимообогащения культур, изучение достижений различных этнокультурных систем и их вклада в развитие мировой цивилизации; организацию учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школы как диалога различных культур в пространстве и времени;

- культуросообразности – предполагает осуществление гражданского воспитания в единстве с глубоким и всесторонним изучением историко-культурного развития всех народов, проживающих в Украине, что обеспечивает гармонический синтез гражданских и этнокультурных составляющих личности;

- толерантности – означает признание равноправности всех народов, равноценности их самобытных культур, направленность на формирование толерантных межэтнических и межкультурных отношений, умений и навыков по воспитанию у школьников дружественных межнациональных отношений;

- этнопсихологизации – предполагает на основе учета витальных и ментальных особенностей различных народов создание оптимальных условий в педагогическом процессе высшей школы для интеграции их представителей в другие культуры; формирование умений и навыков анализа психологических особенностей представителей разных народов в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;

- этнопедагогизации – формирование педагогической культуры будущих учителей с опорой на национальные традиции, обрядность, обычаи народов Украины;

- полилингвизма – предполагает нацеленность процесса обучения в педагогическом вузе на овладение будущими учителями нескольких языков, в том числе языков народов Украины и Крыма;

- деятельностный, который заключается прежде всего в ориентации процесса обучения на овладение будущими учителями умениями и навыками практической учебно-воспитательной деятельности в контексте поликультурного образования;

- системности – обеспечивает целостность, последовательность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех уровней подготовки студентов к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде.

Данные принципы могут выступать в качестве критериев научного анализа современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде.

Таким образом, поликультурная профессионально-педагогическая компетенция расширяет и уточняет понятие профессиональной компетентности учителя. На наш взгляд, предлагаемая ее структура достаточно полно отражает необходимые для подготовки учащейся молодежи к жизни в поликультурном социуме качества личности, профессиональные знания, умения и навыки учителя, Интегративный характер их формирования. Выделение поликультурной компетенции как составного компонента профессиональной компетентности учителя, определение ее структурных элементов и их содержательного значения позволяет определить основные принципы профессионально- педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной среде, выступающие в качестве критериев научного анализа ее современного состояния. В свою очередь, данные критерии предоставляют возможность выявить сильные и слабые стороны, определить научно-обоснованные пути и средства совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconВ. М. Махрова «Наказание и поощрение» (Родительское собрание)
Таврическая общеобразовательная школа i-iiiступеней Красноперекопской райгосадминистрации

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа
Растет детская агрессивность, формиру­ется чувство заниженной самооценки у детей и молодежи. Для учащихся все более характерным становится...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
Красноперекопской райгосадминистрации единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
Красноперекопской райгосадминистрации от 07. 09. 12 №250 «О проведении районных конкурсных программ в 2012/2013 учебном году» с 15...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
Красноперекопской райгосадминистрации на 2012 год, с целью изучения состояния преподавания, уровня учебных достижений учащихся II...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации
Крым от 27. 07. 2011 №647 «О проведении крвуз «цдют» республиканских конкурсных программ в 2011/2012 учебном году», управления образования...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации
«Лоскутная мозаика» среди воспитанников кружков шитья и вязания (далее – Конкурс)

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
Об организации работы районного консультативного центра для родителей или лиц, их заменяющих, и детей, воспитывающихся в условиях...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
«Природа», по линии экологического развития программы «Я у Світі», изучены аналитические справки, кадровое и учебно-методическое...

Красноперекопской райгосадминистрации таврическая общеобразовательная школа iconМолодежи и спорта украины управление образования и по делам детей...
Оборудование: учебник (стр. 153-154), тетрадь (стр. 31), компьютер, проектор, электронная презентация Microsoft PowerPoint

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница