Скачать 110.62 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ ТАВРИЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ Поликультурная профессиональная компетентность современного учителя выступление на методическое объединение учителей начальных классов Подготовила учитель начальных классов Шишкина Екатерина Валерьевна с.Таврическое – 2011 Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса Специфика профессиональной деятельности учителя заключается в ее полифункциональности. В ходе повседневной учебной работы учитель решает разнообразные задачи, выполняет множество различных функций: социально-бытовую, организационную, предупредительную, правозащитную, коммуникативную, социально-психологическую, развивающую, обучающую, консультативную и другие. Необходимо подчеркнуть, что количество функциональных обязанностей учителя постоянно возрастает в связи с развитием общества и предъявляемых им требований к образованию. В зависимости от характера общественных отношений, тех или иных тенденций общественного развития некоторые функции педагогической деятельности приобретают приоритетное значение. К таким функциям на современном этапе следует отнести поликультурную функцию учебно-воспитательной деятельности, направленную на подготовку подрастающего поколения к эффективной творческой жизнедеятельности в условиях полиэтничного и поликультурного общества. Вместе с увеличением количества выполняемых функций расширяется и профессиональная компетентность учителя. Проблема профессионализма, профессиональной подготовки учителя всегда находилась в центре внимания ученых. Она нашла отражение в работах Я.А.Коменского, Д.Дидро, А.Дистервега, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева. Серьезное внимание изучению профессионально-педагогической подготовки уделялось в педагогике советского периода. У истоков разработки этой проблемы стояли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.Г.Калашников, С.Т.Шацкий, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак. К середине тридцатых годов двадцатого века была обоснована совокупность требований к деятельности учителя на уровне его профессиональных функций, к середине семидесятых – разработаны и описаны модели личности учителя, чуть позже появилась профессиограмма личности учителя как модель, на основе которой разрабатываются содержание и методы профессиональной подготовки специалистов, учебные планы и программы обучения будущих учителей. Понятие «профессиональная компетентность учителя» введена в научный оборот в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в учебных пособиях Ю.К.Бабанского, В.А.Сластенина, С.П.Баранова, Р.Л.Болотиной и трактуется как составной компонент профессионализма учителя. Процесс гуманизации образования, методологическая переориентация процесса обучения на развитие личности учащегося активизировали научно-педагогическую разработку данной проблемы. В целом ряде работ украинских и зарубежных ученых конца ХХ – начала ХХІ века рассматривается сущность профессиональной компетентности, раскрываются этапы становления и развития личности учителя как профессионала в условиях непрерывного образования. Профессиональная компетентность учителя определяется как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. ^ , которые представляют собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Разработаны различные модели структуры профессиональной компетентности учителя. Они отличаются как количеством составляющих их компонентов, так и их трактовкой. Значительное внимание уделяется таким составляющим, как коммуникативная, психологическая, адаптивная, социально-защитная, концептуальная, технологическая и другие (Л.И. Редькина, М.И.Лукьянова). Однако в определениях этих компонентов профессиональной компетентности не выделяются профессиональные качества, необходимые учителю для осуществления функции межкультурного коммуникатора, организатора процесса взаимопознания, взаимообогащения и взаимопроникновения культур, воспитателя представителей различных этнокультурных систем в духе мира, толерантности, содружества. Между тем, подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурном социуме объявлена приоритетной задачей в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, представительных научных форумов, посвященных проблемам развития образования в ХХI веке. Международным сообществом разработана новая образовательная стратегия – поликультурное образование, основная цель которой состоит в формировании человека, обладающего поликультурными компетенциями, включающими в себя развитое чувство понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Для достижения этой цели необходимо, чтобы молодые люди, начиная с самого раннего детства, имели возможность глубокого и всестороннего овладения культурой родного народа. В процессе обучения и воспитания важно формировать у них представления о многомерности мира, равноценности всех культур. Пристальное внимание следует уделять формированию и развитию умений и навыков межэтнического и меж культурного взаимодействия. Практическое осуществление поликультурного образования невозможно без разработки программы подготовки учителя к профессиональной деятельности в поликультурной среде, которая бы охватывала все аспекты учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школы. Целевым ориентиром при разработке такой программы выступает профессиональная компетентность учителя, в структуре которой отражены необходимые для учебно-воспитательной работы в поликультурной педагогической среде личностные качества и профессиональные знания и умения учителя. Объективные процессы развития современной цивилизации, многонациональный и поликультурный характер большинства государств мира требуют подготовки учителя, который мог бы компетентно, активно и творчески решать проблему гармонизации межэтнических и межкультурных отношений на личностном и социальном уровне. Для этого у него необходимо сформировать определенный ансамбль личностных качеств, вооружить глубокими общекультурными и профессиональными знаниями и умениями. Другими словами, современный учитель должен обладать поликультурной профессионально-педагогической компетенцией. Под поликультурной компетенцией учителя следует понимать совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем интеллектуальных знаний, профессионально-педагогических умений и навыков, позволяющую осуществлять учебно-воспитательную деятельность в ракурсе задач поликультурного образования. Целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции обусловлена потребностью, во-первых, более точного определения и содержательной трактовки, необходимых для успешной педагогической деятельности в поликультурной среде качеств личности, профессиональных знаний и умений учителя, а во-вторых, разработки программы совершенствования системы профессионально-педагогической подготовки учителей в контексте современных социально-педагогических реалий. Поликультурная компетентность педагогов – это результат их поликультурного образования. Согласно другому определению, поликультурная компетентность – интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп). ^ являются: 1) когнитивный, 2) мотивационно-ценностный, 3) деятельностный. Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе. Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве. ^ учителя является интегрированным результатом учебной деятельности, педагогической практики, внеучебной воспитательной работы, а также их самодетерминационных аналогов (самообразования, самообучения, самовоспитания). Отсюда в структуре поликультурной компетенции можно выделить следующие элементы: - Аксиологический – включает в себя осознание, внутреннее принятие мозаичной этнокультурной картины мира как одной из основных общечеловеческих ценностей, убеждение в равноправии и равноценности составляющих ее этносов и этнических культур, понимания необходимости глубокого овладения в первую очередь культурой собственного народа как непременного условия интеграции в другие культуры, стремление к воспитанию молодежи в духе гармонического единства общечеловеческих и национальных ценностей. - Теоретический – предполагает понимание теоретических основ своей будущей профессии в контексте новых социокультурных вызовов времени и включает в себя знание целей, задач, основных идей, категорий поликультурного образования, а также систему знаний в области культурологии, краеведения, истории, этнической психологии и педагогики и других, которые позволяют осознать многомерность и мозаичность современного мира и специфику культурных проявлений на личностном, групповом и общественном уровне, владение иностранными и региональными языками. - Технологический – означает способность овладевать навыками исследования, изучения, анализа культурологических проблем в конкретной педагогической деятельности; умения использовать имеющийся потенциал содержания общего образования в ракурсе целей и задач поликультурного образования, а также вносить новые идеи, отражающие этническое и культурное многообразие мира, специфику поликультурной ситуации в том или ином регионе мира, страны; умения изучать, анализировать и использовать в реальном педагогическом процессе современной школы передовые инновационные технологии, основанные на принципах гуманизма и демократизма, личностно-ориентированном подходе как непременного условия образования и воспитания молодежи. - Личностный – предполагает наличие у современного педагога таких атрибутивных качеств личности, как гуманизм, демократизм, толерантность в межнациональных, межкультурных и социальных отношениях, мировоззренческая зрелость, гражданская ответственность и активность, развитое национальное самосознание, творческая активность, высокий уровень культуры. - Организационно-коммуникативный – умение эффективно общаться с учащимися в учебно-воспитательном процессе, организовать педагогический процесс как позитивный диалог носителей различных культур во времени и пространстве. - Интегративный – способность связать научно-теоретические знания с практической педагогической деятельностью как фактор успешной подготовки подрастающего поколения к эффективной жизнедеятельности в социокультурных условиях ХХI столетия; понимание влияния широкого спектра социально-экономических, политических, культурных, этнических процессов, протекающих в обществе, на формирование личности учащихся в контексте общественно- исторических вызовов современности; - Адаптивный – способность к быстрой и эффективной адаптации к особенностям поликультурной социально- педагогической среды конкретного учебного заведения на всех уровнях учебно-воспитательного процесса; умение прогнозировать и подготовиться к каким-либо изменениям в рамках профессионально-педагогической деятельности. Выделение в структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции позволяет определить основные принципы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе в поликультурной среде: - гуманизации, который означает признание человеческой личности как основной ценности мировой цивилизации, ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей независимо от расовой, этнической и культурной принадлежности; организацию учебно-воспитательного процесса как субъект-субъектного взаимодействия; - диалога культур, означающий отказ от европоцентричности образования и переход к полицентрической модели образования, которая предполагает отражение в содержании преподаваемых в вузе дисциплин культурного многообразия мира, процесса взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимообогащения культур, изучение достижений различных этнокультурных систем и их вклада в развитие мировой цивилизации; организацию учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школы как диалога различных культур в пространстве и времени; - культуросообразности – предполагает осуществление гражданского воспитания в единстве с глубоким и всесторонним изучением историко-культурного развития всех народов, проживающих в Украине, что обеспечивает гармонический синтез гражданских и этнокультурных составляющих личности; - толерантности – означает признание равноправности всех народов, равноценности их самобытных культур, направленность на формирование толерантных межэтнических и межкультурных отношений, умений и навыков по воспитанию у школьников дружественных межнациональных отношений; - этнопсихологизации – предполагает на основе учета витальных и ментальных особенностей различных народов создание оптимальных условий в педагогическом процессе высшей школы для интеграции их представителей в другие культуры; формирование умений и навыков анализа психологических особенностей представителей разных народов в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса; - этнопедагогизации – формирование педагогической культуры будущих учителей с опорой на национальные традиции, обрядность, обычаи народов Украины; - полилингвизма – предполагает нацеленность процесса обучения в педагогическом вузе на овладение будущими учителями нескольких языков, в том числе языков народов Украины и Крыма; - деятельностный, который заключается прежде всего в ориентации процесса обучения на овладение будущими учителями умениями и навыками практической учебно-воспитательной деятельности в контексте поликультурного образования; - системности – обеспечивает целостность, последовательность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех уровней подготовки студентов к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде. Данные принципы могут выступать в качестве критериев научного анализа современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной педагогической среде. Таким образом, поликультурная профессионально-педагогическая компетенция расширяет и уточняет понятие профессиональной компетентности учителя. На наш взгляд, предлагаемая ее структура достаточно полно отражает необходимые для подготовки учащейся молодежи к жизни в поликультурном социуме качества личности, профессиональные знания, умения и навыки учителя, Интегративный характер их формирования. Выделение поликультурной компетенции как составного компонента профессиональной компетентности учителя, определение ее структурных элементов и их содержательного значения позволяет определить основные принципы профессионально- педагогической подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности в поликультурной среде, выступающие в качестве критериев научного анализа ее современного состояния. В свою очередь, данные критерии предоставляют возможность выявить сильные и слабые стороны, определить научно-обоснованные пути и средства совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. |
![]() | Таврическая общеобразовательная школа i-iiiступеней Красноперекопской райгосадминистрации | ![]() | Растет детская агрессивность, формируется чувство заниженной самооценки у детей и молодежи. Для учащихся все более характерным становится... |
![]() | Красноперекопской райгосадминистрации единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного... | ![]() | Красноперекопской райгосадминистрации от 07. 09. 12 №250 «О проведении районных конкурсных программ в 2012/2013 учебном году» с 15... |
![]() | Красноперекопской райгосадминистрации на 2012 год, с целью изучения состояния преподавания, уровня учебных достижений учащихся II... | ![]() | Крым от 27. 07. 2011 №647 «О проведении крвуз «цдют» республиканских конкурсных программ в 2011/2012 учебном году», управления образования... |
![]() | «Лоскутная мозаика» среди воспитанников кружков шитья и вязания (далее – Конкурс) | ![]() | Об организации работы районного консультативного центра для родителей или лиц, их заменяющих, и детей, воспитывающихся в условиях... |
![]() | «Природа», по линии экологического развития программы «Я у Світі», изучены аналитические справки, кадровое и учебно-методическое... | ![]() | Оборудование: учебник (стр. 153-154), тетрадь (стр. 31), компьютер, проектор, электронная презентация Microsoft PowerPoint |