Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 252.06 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
страница1/3
Дата публикации14.04.2013
Размер252.06 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Культура > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Гармония», УМК ФНМЦ им. Занкова Л.В.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


^ Цель программы: сохранение и укрепление здоровья младших школьников, защита психического и физического здоровья ребенка в условиях школьного коллектива, а также пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования, профилактика вредных привычек.
^ Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Принципы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности.

^ Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастносообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи.

^ Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.

^ Принцип коллективности применительно к спортивно-оздоровительной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

^ Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта. Не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

^ Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов).
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Сорочинска Оренбургской области ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Школа размещается в типовом здании восьмилетней школы на 16 классов – комплектов. Численность учащихся неизменно сокращается в течение последних пяти лет. В связи с этим администрация школы проводит политику оптимизации кадрового состава работающих педагогов и наполняемости классов. Однако в последние 2 года численность учащихся набираемых 1-х классов стабильна и составляет около 80 в параллели, что говорит о новой демографической тенденции – спад численности закончился. Оптимизировать сменность поэтому не удаётся – количество кабинетов на первом этаже, пригодных для занятий больших классов – 4, один кабинет способен вместить только малонаполненный класс. В школе обеспечены безопасные условия пребывания участников образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН на основе заключения Юго-западного ТО ТУ Роспотребнадзора, ОГПН и др. В 2006 году введена в эксплуатацию автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа. Школа имеет центральное отопление, освещение лампами накаливания и дневного света, в каждом кабинете над классной доской установлены софиты, холодное и горячее водоснабжение, канализацию. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Зал столовой рассчитан на 120 посадочных мест. Естественное освещение зала осуществляется через оконные проёмы, искусственное освещение - от светильников дневного света. На пищеблоке имеется следующее оборудование: холодильник для сырых и холодильник для варёных продуктов, хлеборезка, привод, мясорубка, резка овощей, сковорода жарочная, пекарский шкаф, плиты электрические, титан. На раздаче - прилавок для холодных блюд, супов, вторых блюд.

В помещении для мытья посуды находится посудомоечная машина и ванны для мытья кухонной и столовой посуды. Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития утверждается главным врачом. Питание в школе обязательное для всех (для трех кадетских классов двухразовое (завтрак, обед)); оно полноценное и сбалансированное. Получают бесплатное питание учащиеся из малообеспеченных семей. Основное требование к содержанию питания - соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН. «Сухой паек» возможен только в исключительных случаях (на выездных мероприятиях, экскурсиях. Продукты питания завозятся в столовую централизованно спецтранспортом отдела образования от предприятий, прошедших конкурс на поставку продуктов.

С-витаминизация третьих блюд проводится ежедневно. Питание школьников организуется в соответствии с графиком, который разрабатывают исходя из режима учебных занятий руководитель столовой вместе с директором школы, родительским и ученическим комитетами. Для проведения полноценных завтраков и обедов школе созданы 10-минутные перемены. Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и своевременном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.

В ОУ реализуется программа "Чистая вода", соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в рекреации школы.

Контроль за работой пищеблока возлагается на членов бракеражной комиссии и комиссии из числа родителей школы.

^ Спортивный зал школы оснащен необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём: стенка гимнастическая 2,8 м ; козел; конь; перекладина универсальная; мост гимнастический пружинящий; маты гимнастические жесткие; маты поролоновые в чехлах; малые мячи; граната 0,5 кг и 0,7 кг; стойки волейбольные универсальные (пара); сетка волейбольная; мяч волейбольный, щит баскетбольный игровой с кольцами и сеткой; форма настенная для щита баскетбольного игрового; мяч баскетбольный; сетка для футбольных ворот; мяч футбольный; мяч набивной; скакалки; обручи; комплект лыж (лыжи, крепления, ботинки, палки); форма футбольная, форма баскетбольная; коньки; спортивный зал 9 * 18 ч; спортивная площадка (сектор для прыжков в длину и высоту; беговая дорожка 3 * 200 м; беговая дорожка 8 * 60 м.; гимнастический городок; сектор для метания мяча, гранаты; поле для мини-футбола 30 * 60 м; открытая волейбольная площадка с травяным покрытием 9 * 18 м; открытая баскетбольная площадка 10 * 20 м с асфальтовым покрытием); оборудованная хоккейная коробка 30 * 60 м с раздевалкой 4 * 6 м; стандартная полоса препятствий и нестандартный инвентарь: стол для тестирования гибкости; перекладины для подтягивания.

^ Медицинский кабинет лицензирован и осуществляет весь необходимый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить организационные, лечебно-профилактические, санитарно-эпидемические, санитарно-просветительские. Фельдшер выполняет свои должностные обязанности по трем основным направлениям работы: организационное, лечебно-профилактическое, санитарно-противоэпидемиологическое: составляет список учащихся подготовительной или специальной группы здоровья и дает рекомендации учителям о силе физической нагрузки. Регулярно проводятся профилактические прививки по возрасту. Ежегодно учащиеся проходят медицинский осмотр.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей среды в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:


№/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе

Квалификация и сроки аттестации

1.

Учитель физической культуры

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

2

1 квалификационная категория, 2009г




Учитель- логопед

Помощь ребенку в коррекции звукопроизношении


1

1 квалификационная категория, 2008г

2.

Психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

1

1 квалификационная категория, 2009г

3.

Воспитатель

Отвечает за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми

2

1 квалификационная категория, 2010г

1 квалификационная категория, 2008г

1 квалификационная категория, 2010г

5.

Педагог-организатор

Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

1

1 квалификационная категория, 2009г

6.

Педагог-библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1




7.

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО







8.

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

3

Директор- высшая квалификационная категория, 2009г

Заместитель по УВР-1 квалификационная категория, 2010г

Заместитель по ВР- 1 квалификационная категория, 2009г

9.

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1

Фельдшер школы- 1 квалификационная категория, 2008г

10

Информационно-технологический персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, выдачу книг в библиотеке, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и пр.)

1

Методист по ИКТ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.   Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Паспорт
Программа формирования культуры здорового безопасного образо жизни моу «Сланцевская сош №6» (далее «КЗибож»)

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры и культуры здорового...
Программа формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Моу сош №72 с углубленным изучением английского языка программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПриказ №170 от 2 апреля 2012г. Изменения и дополнения в основную...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Тандарта — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма «здоровье» мкоу «Курахская сош №1»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница