1. Modernismi mõiste ja tunnusjooned 19. sajandi lõpul (seostage ka muusikateatriga). Varased modernismi ilmingud. Wagner




Скачать 330.12 Kb.
Название1. Modernismi mõiste ja tunnusjooned 19. sajandi lõpul (seostage ka muusikateatriga). Varased modernismi ilmingud. Wagner
страница1/9
Дата публикации09.04.2013
Размер330.12 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
MTX 335. Modernism ja muusikateater

Eksamiteemad

1. Modernismi mõiste ja tunnusjooned 19. sajandi lõpul (seostage ka muusikateatriga). Varased modernismi ilmingud. Wagner.


1)«Модернизм» (фр. moderne - новейший, современный) - совокупное наименование худож. тенденций, утвердивших себя во 2-ой половине 19 века, где царил свободный взгляд мастера, который изменял мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее. М. выражал отход от культурных ценностей XVIII-XIX веков и провозглашал новые подходы. Модернизм – отход от реализма, это бегство от реальной жизни, отторжение социальных проблем. В театре присутствует тяга к линии, узору, к визуализации музыки, превращению игры актёров в симфонию линий и красок.

^ Черты модернизма. Неприязнь к обществу, безверие и цинизм, «чувство бездны», декадентство («упадок», кризисные явление), пессимистическое настроение, тревожные предчувствия - таков эмоциональный настрой в театре. Отчуждение личности, некоммуникабельность, крушение гуманизма, исторический тупик, застой или движение по замкнутому кругу - в музыке (Шёнберг, Булез, Штокхаузен, Пендерецкий). Даже те произведения, где доминируют светлые, радостные эмоции (например, у Кандинского, Шагала, Мондриана, Стравинского, Мессиана, Пруста, Элиота), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой, обществом, одиночество и иллюзорная свобода художника, замкнутого в пространство своих фантазий. Распространился во Франции (Ш. Бодлер), Германии (Р. Вагнер), Англии (О. Уайльд).


2) Рихард Вагнер (1813-1883) - нем. комп., дирижёр, драматург, автор либретто своих опер, философ. Крупнейший реформатор оперной музыки. Оказал значит. влияние на модернизм и декадентство. Мистицизм Вагнера повлиял на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм.

3) Модернизм присутствует в творчестве: Р. Штраус (1864-1849), в его муз. драме «Salome» и «Elektra», Г. Малер(1860-1911) свободная трактовка симф. циклов, поиск звука, необычные инструменты (скотный бубен), Клод Дебюсси (1862-1918) гармония и тембр, интерес к восточной музыке, Александр Скрябин (1872-1915) трактовка гармонии, смена тональностей, идея «мистики».

4) В 1900 годах в Вене под словом «модерн» подразумевали что-то новое. Лозунг венского кружка художников ,,Secession" (разделять): «Der Zeit ihre Kunit, der Kunst ihre Freiheit». (Эпохе - искусство, искусству - свобода). К группе принадлежали: Густав Климт, архитектор Адольф Лоос.

Первые модернисты 20 века: Шёнберг (1906 - камерная симфония № 1, 1908 - атональность), Бузони, Шрекер, Стравинский. В обществе: урбанизация, научно-техн. прогресс, национализм (до 1-ой мир. войны, изолирование личности в обществе, Фрейд и психоанализ). В 1909 году монодрама Шёнберга «Ожидание» (,,Erwartung"), в 1912 г. цикл мелодрамы «Лунный Пьеро» ( «Pierrot lunaire») и 1913 г. музык. драма «Счастливая рука» (,,Die glückliche Hand"). Модерность характеризовалась самоотречением: нужно искать новое в экспериментах, например: новое в организации звуков. У Шёнберга важен стиль в музыке, а не декорации. По мнению ит. футуристов нужно обратиться к так называемым «звукам шума».
^

2. Prantsuse teater 19. sajandi lõpul. Sümbolism. Maeterlincki ja Debussy “Pelléas ja Mélisande” (1902).


1) В XX веке во фр. театре царит авангард, позже испытал влияние Брехта. В 1964 году Мнушкина и Леотар создали «Театр дю солей», призванный устранить разницу между актёрами, драматургом и зрителями.

2) Символизм - («знак») течение, сформир. во Франции в 1880-1890 г., получившее распростр. в литературе, живописи, музыке, архитектуре. Символизм во Франции в музыке (Дебюсси, Равель), в театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), лирики французского символизма: от Данте и Вийона, до Э. По и Готье.

3) ^ Метерлинк и Дебюсси. Метерлинк – поэт, драматург: пьесы «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». Сборник «Теплицы» насыщен символами. Зрители восприняли пьесы Метерлинка как ребусы, которые необходимо разгадывать. Принципы своего творчества М. Метерлинк определил в трактате «Сокровище смиренных» (1896). В основе трактата – мысль о том, что жизнь – мистерия, в которой человек играет недоступную разуму, но понятную внутреннему чувству роль. Гл. задача для Метерлинка передача состояния.

К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» - музыкальная драма в 5 д. (15 к.) по драме Метерлинка. Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 1902 г., под управлением А. Мессаже. «Пеллеас и Мелизанда» - это импрессионизм в опере, это - любовь, ревность, смерть. Замысел произведения, стиль, образы противопоставлены вагнеровской муз. драме. Внешнего действия в опере очень мало, как и в драме Метерлинка. Всё происходящее на сцене совершается в глубине души героев. Стилевая новизна в том, что опера написана на прозаический текст. Вокальные партии заключают в себе тонкие нюансы разговорной фр. речи. Мелодическое развитие оперы представляет собой поступенную (без скачков) напевно-декламационную линию. Обилие цезур, гибкий ритм и частая смена исполнительской интонации позволяют композитору точно передать музыкой смысл почти каждой прозаической фразы. В момент наивысшего напряжения действия Дебюсси остаётся верен принципу - максимальной сдержанности и отсутствию внешнего проявления чувства. Сцена признания Пеллеаса Мелизанде в любви исполняется как бы «полушёпотом». В таком же плане решена и сцена смерти Мелизанды. Отсутствие драматизма восполняется передачей сумеречного настроения и колорита, просветляющегося лишь в эпизодах, воплощающих тему любви. В опере нет арий и ансамблей, речитативна. Краткое содержание: Голо - сын короля Аркеля - встречает заблудившуюся в лесу девушку Мелизанду и приводит её к себе в замок. Вскоре она становится его женой. Неожиданно взаимное сильное чувство захватывает Мелизанду и младшего брата Голо - Пеллеаса. Вначале Голо ни о чём не догадывается, но тайные предчувствия пробуждают в нем подозрение, а потом и ревность. Узнав о потере Мелизандой обручального кольца, а затем о свидании влюблённых в комнате Мелизанды, Голо решает отомстить. Во время встречи Мелизанды и Пеллеаса в саду Голо смертельно ранит Пеллеаса. Мелизанда умирает от горя. Сюжет привлек Дебюсси тем, что в нём «действующие лица не рассуждают, а претерпевают жизнь и судьбу». Дебюсси сохранил в опере одну из особенностей многих драм Метерлинка - обречённость героев перед роковой развязкой, неверие человека в своё счастье. Д. удалось смягчить пессимистический тон драмы тонким и сдержанным лиризмом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница