Скачать 370.15 Kb.
|
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
^ что она делает, но и как делает. Ф. Энгельс Внутришкольная методическая работа — одно из важнейших звеньев иерархической лестницы научно-методического сопровождения деятельности учителя, включающей все методические учреждения и организации республиканского, регионального и муниципального уровней. Внутришкольная методическая работа — это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счёте на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Правомерно рассматривать методическую работу как важнейшую компоненту внутришкольного управления. Внутришкольная методическая работа — особое и очень важное звено в целостной системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, так как обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами дополнительного профессионального образования:
Внутришкольная методическая работа может быть рассмотрена как надпредметная общепедагогическая метатехнология. ^ Уровень и характер применения: общепедагогическая метатехнология. Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный, гуманистический, индивидуальный, коммуникативный. ^ : профессионально ориентированный, адаптивно-вариативный. Вид социально-педагогической деятельности: поддержка (сопровождение), помощь, управление. ^ : объяснительно-иллюстративные, развивающие. Организационные формы: индивидуальные, групповые. Преобладающие средства: вербальные + наглядные + действенно-практические. ^ : субъект-субъектный. Цели
^
^ Модель методической работы. Одно из важных условий эффективного руководства — системное видение внутришкольной методической работы. Структуру системы методической работы можно представить в виде семантического фрактала. Методическими модулями — координатами внутришкольной методической работы являются: цели, концепция, объекты и субъекты, направления и формы деятельности, повышение квалификации и специфические управленческие функции. ^ Организационный аспект структуры системы построен из форм методической работы. Выделим две группы организационных форм этой работы: коллективные формы и индивидуальные. К коллективным формам методической работы относятся семинары, практикумы, научно-практические конференции, педагогические советы, школьные методические объединения и т.д., а к индивидуальным — индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование. ![]() Коллективные и индивидуальные формы методической работы не могут существовать отдельно друг от друга, они взаимопроникают и дополняют друг друга; только при таком подходе можно говорить о правильном выборе тех или иных форм методической работы. ^ «Мозговым центром», коллективным разработчиком программы развития школы становится Методический совет. В его состав входят администрация школы, руководители методических объединений и наиболее компетентные учителя. Методический совет готовит и планирует педагогические советы, учебно-воспитательные общешкольные мероприятия (предметные недели, олимпиады, месячники, научно-практические конференции), организует работу над единой методической темой школы, руководит обобщением и изучением передового педагогического опыта, координирует работу методических объединений. На заседаниях методического совета обычно рассматриваются следующие вопросы:
Интересно и с большой пользой для коллег проходят в школе заседания творческих групп. Такие группы подвижного состава создаются при работе над какой-то школьной проблемой, но чаще при подготовке заседаний МО, семинаров, педсоветов, методических дней. Итогом работы творческих групп может быть выступление с докладом, открытые уроки или оформление методических рекомендаций, памяток и других материалов. ^ В современной школе систематическая методическая работа ведётся в рамках методических объединений, цель которых — коллективное творчество учителей, знакомство с результатами новейших исследований в области преподаваемых наук, методическими приёмами работы передовиков. Изучаются новые технологии по использованию технических средств в обучении. Заслушиваются сообщения учителей о результатах их деятельности. Кафедры На новой стадии развития школы появились новые структурные образования в инновационной системе школы — школьные кафедры (вместо методобъединений). Они появились, когда инновационные идеи развития школы потребовали научно обоснованных действий учителей и руководителей школы, привлечения к деятельности методических объединений научных сил. Кафедры — это объединения учителей и научных сотрудников, которые ведут научно-исследовательскую работу под руководством кураторов — учёных. Кафедры решают вопросы учебной и экспериментальной работы: изменение учебных планов, содержание программ по учебным дисциплинам, разрабатывают и утверждают диагностические материалы для отслеживания результатов развития детей, планируют внеклассную работу по предметам, определяют критерии дифференциации и профилизации обучения, обсуждают и утверждают внутрипредметные эксперименты. ^ Наряду с методическими объединениями важную роль в структуре методической работы выполняют школы передового опыта. К опытному учителю прикрепляются 2-4 учителя по данной специальности, им оказывается методическая помощь, передаётся ценный опыт. ^ В ряде школ создаются проблемные группы, систематизирующие и распространяющие передовой опыт. В них одновременно ведутся информационный обмен, совместное проектирование, сотворчество, общий анализ результатов. Деятельность их начинается с изучения литературы по какой-либо проблеме, посещения уроков учителей, выработки определённых гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы, в них привлекаются всё новые и новые учителя. ^ Не менее важной формой методической работы остаются организация и проведение открытых и показательных уроков, демонстрация опыта учителя-мастера для демонстрации методов учебной и воспитательной работы. Пример: просмотр открытого урока по использованию технических средств обучения, урок проблемного обучения. ^ — профессиональные конкурсы на лучшего в профессии, научно-практические конференции или педагогические чтения как своеобразный отчёт учителей по итогам творческих поисков по той или иной проблеме. Мастер-класс — ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путём прямого и комментируемого показа приёмов работы. Группы на посещение мастер-класса в таком понимании формируются по предварительной записи, не могут быть очень большими. Мастер-класс весьма близок к мастерской, к студии. Он так же, как и мастерская, и студия, предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом личность мастера, заимствован из практики искусства. В то же время мастер-класс часто является разовой формой. Открытый урок может быть мастер-классом, а может им и не быть. Нужно определить, с какой целью даётся открытый урок. Если для экспертизы коллегами какого-то разработанного учителем ноу-хау или как необходимое мероприятие при аттестации, то мастер-класс как форма повышения квалификации учителей здесь ни при чём. Если же учитель разработал какую-то новую технологию или работает по альтернативной программе на новом содержании образования и даёт открытые уроки именно для повышения квалификации приглашённых коллег, имеет лицензию на этот вид образовательной деятельности или работает по лицензии института повышения квалификации (научно-методического центра), можно сказать, что открытый урок проводится в форме мастер-класса. ^ Методический кабинет — центр методической работы, «копилка» всех педагогических идей и начинаний. Методический кабинет имеет план работы на год, деятельность его направлена на выполнение единой методической темы школы, а в конечном итоге на повышение профессионализма педагогического коллектива. В план работы методического кабинета входят мероприятия, связанные с подготовкой и проведением педагогических советов, конференций, оказанием помощи молодым специалистам, участием в классно-обобщающих контролях по параллелям, проведением срезовых и контрольных работ по предметам. В методическом кабинете есть перечень материалов в помощь учителю (творческие отчёты педагогов школы, открытые уроки, воспитательные мероприятия, авторские программы и индивидуальные методические темы, работа с родителями, дидактический материал по предметам). Кроме того, в методкабинете можно познакомиться с образцами поурочных планов, схемами самоанализа и анализа урока, общими требованиями к проведению открытых уроков и к тематическому планированию, схемами классно-обобщающего контроля, схемами разбора внеклассного мероприятия, программами педагогических советов, конференций, семинаров по учебным годам (за последние пять лет), выступлениями на педагогических советах, альбомами-представлениями, книгами по инновационным процессам в современной школе. В тесной связи с методическим кабинетом школы работает читальный зал как его структурное звено. Методисты школы и заведующая читальным залом создают картотеку всей литературы по различным разделам педагогической науки. В читальном зале действует сменная выставка с новинками литературы по различным разделам педагогики, психологии и методики преподавания. При наличии в школе информационно-компьютерных средств методический кабинет функционирует как информационно-методический центр. Основные сферы его деятельности: информационная, диагностико-прогностическая, инновационная, а также создание условий для аттестации и повышения квалификации работников образования. При наличии модемной связи удовлетворение информационных потребностей кадров происходит через образовательную региональную сеть и Интернет. |