Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры




Скачать 147.12 Kb.
НазваниеНо только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры
Дата публикации02.04.2013
Размер147.12 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В XIX веке русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Неповторимое своеобразие культуры этого периода состояло в том, что в ее центре – не столько произведения и результаты человеческой деятельности, сколько сам человек.

Стоит вспомнить, что весь XVIII век русская культура носила придворный характер, концентрируясь вокруг двора. Придворными были изобразительное искусство и словесность, архитектура, наука, образование. Практически все крупные деятели перечисленных областей занимали какие-то должности (более или менее почетные) в государственном аппарате и при дворе. В результате лица творческих профессий ставились в подчинение, не-редко зависимое от прихотей начальства. “Деятельность ни в одной из областей культуры XVIII века не была настолько почетной, чтобы хоть как-то сравниться с военной или государственно-административной службой”. Соответственно деятели искусства не были выходцами из знатных семей и из богатых кругов. Новая дворянская культура чаще всего пользовалась услугами лиц низших сословий.

К XIX веку ситуация радикально меняется. Крупные представители искусства начала века – почти исключительно дворяне. Чаще всего среднепоместные, то есть не очень богатые, но и не настолько бедные, чтобы видеть в занятиях искусством средство к существованию.

С приходом в русскую культуру дворянина, помещика, барина она на весь “золотой век” вперед приобретает некоторые неизменно устойчивые черты:

- это не просто внутренняя независимость, а ощущение совершенно естественного права на свой взгляд на мир;

- художник – барин, помещик – никому не служит и не хочет служить;

- в его взглядах на мир есть свобода в непредвзятости.
^ ДВОРЯНСТВО. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ




Эскиз канделябра.

Монигетти



В начале XIX века в России появляется поколение дворян, которые были, наконец, достаточно образованны (по европейским меркам). Они пламенно любили свое Отечество, служили ему на гражданской, чаще же на военной службе и в то же время представляли собой людей со всеми достоинствами светского воспитания. Они были не чужды ученым досугам и занятиям литературой и искусством. Появляется человек индивидуального достоинства и чести, внутренней независимости.

ДУЭЛЬ

Наиболее впечатляющим выражением изменений в обществе стало распространение в русской дворянской среде дуэлей. Хотя первые дуэли зафиксированы в России едва ли не с петровских времен. И в царствование Екатерины II они уже не были исключением. Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры.

Всегда хватало критики дуэли за ее жестокость и бессмыслицу. Это действительно так. Дуэль противоречит здравому смыслу, но именно здравому смыслу в обыденном понимании. Однако смысл дуэли состоит в том, что данная личность бесконечно высоко ценит свое человеческое достоинство и потому всякую попытку посягательства на него готова пресечь даже ценой собственной жизни.

В дуэли важен вовсе не принцип силы (иначе бы она не отличалась от простой драки). Дуэль требует не победы правого и поражения виновного. В ней важнее способность пойти на испытание и, не дрогнув, выдержать его независимо от победы или поражения. Это предполагает мужество, хладнокровие и, между прочим, взаимную вежливость участников поединка. Выдержанное испытание подтверждает достоинство и честь дуэлянтов. После дуэли возникшая между ними ссора превращается в досадное недоразумение, не нанесшее урона репутации ни одной из сторон.

Конечно, дуэль несёт в себе момент жестокости и безответственной игры своей и чужой жизнью. Но в ситуации начала XIX века она уравновешивается моментом полной внутренней независимости человека, живущего всегда на грани поединка.
^ РУССКИЙ БАЛ

Со времен петровских ассамблей остро встал вопрос об организации форм светской жизни. Ранее формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала были в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской жизни. Дворянство постепенно утверждало свою специфическую структуру быта. Внутренняя организация бала была задачей исключительно культурной важности, ибо она определяла тип социального поведения внутри дворянской культуры. Бал стал ритуалом со строгой последовательностью частей и обязательных элементов.

Основным элементом бала были танцы. Они служили стержнем вечера, задавали тон и стиль беседы. Обучение танцам начинали рано, с пяти-шести лет. Оно было мучительным, напоминало жесткую тренировку спортсмена. Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость, непринужденность, уверенность в движениях, но и определенным образом влияла на психологический настрой человека. В условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене.

^ Изящество, сказывающееся в движениях, считалось признаком хорошего воспитания.

Структура бала:

  • Начинался бал полонезом, который имел торжественную функцию первого танца.

  • Второй бальный танец – вальс. В начале XIX века вальс считался непристойным и излишне вольным танцем. Но именно вальс создавал идеальные условия для влюбленных: близость танцующих способствовала интимности, а прикосновение рук позволяло передавать друг другу записки. Вальс танцевали долго. Его можно было прервать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур.

  • Мазурка танцевалась в середине бала и знаменовала собой его кульминацию. Это веселый быстрый танец, с многочисленными причудливыми фигурами. Он требовал изобретательности.

  • Котильон – вид кадрили, завершающий бал танец. Он представлял танец-игру непринужденный, разнообразный и шаловливый танец.

Последовательность танцев во время бала образовывала определенную динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свою интонацию, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Важный разговор необходимо было вести в соответствующий ему момент в динамике бала. Во время кадрили ни о чём значительном не говорили: “мазурочная болтовня” требовала поверхностных тем, занимательности и юмора. Бальный разговор имел свободу и непринужденность в разговоре мужчин и женщин.

Бал обладал стройной композицией, подчиненной движению от строгой формы торжественного балета к вариативным формам хореографической игры. Однако для того, чтобы понять смысл бала как целого, его следует осознать в сравнении с парадом и маскарадом.

^ Военный парад тоже представлял собой своеобразный, тщательно продуманный ритуал. Но он требовал полного подчинения, превращая армию в балет.

Маскарад. Переодевание было замкнутым, почти тайным весельем. В противовес строгости балов, маскарад был местом социальных контрастов, дозволенной вольности в поведении, центром скандальных историй.
^ РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
В русской культуре XIX века ярко заявила о себе интеллигенция. В России интеллигенцией стали называть образованных людей: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д. Очень показательно, что несмотря на свои западные корни слово интеллигенция приобрело на русской почве свое, исключительно русское звучание.

Запад интеллигенции в нашем смысле не знал или почти не знал. У нас под интеллигентом понимался вовсе не интеллектуал или человек с высшим образованием. С принадлежностью к интеллигенции связывалась еще и так называемая идейность, наличие каких-то возвышенных и при этом не имеющих отношения к религии убеждений. Они обязательно должны были быть прогрессивными, устремленными в будущее и в той или иной степени не приемлющими настоящего.

Настоящее подлежит преобразованию в соответствии с убеждениями интеллигента. Как минимум он находится в оппозиции к государству. Самодержавие и государственный аппарат для интеллигента враждебны.

Вплоть до культурной катастрофы 1917 года интеллигенция оставалась питательной средой и носителем революционной идеологии.

Рубежом в русской истории стало восстание декабристов. В нашей истории это была не первая попытка государственного переворота. Это потом его рассматривали как начало революционного движения в России. Но даже самое поверхностное сопоставление декабристов с революционерами и большевиками показывает, как мало между ними общего.

Действительно, странное впечатление полной беспомощности оставляет многочасовое стояние мятежников на Сенатской площади. Революционеров из декабристов не вышло. Но основное их преимущество перед народниками, эсерами и большевиками состояло в том, что движение декабристов принадлежало русской культуре.

Декабризм нес позитивное начало. Декабристы олицетворяли собой то настоящее, которое благодаря им становилось насыщеннее и значительнее. С ними в русской культуре связана тема необыкновенной пронзительности и силы. Это и обостренное чувство ответственности за свою страну, и готовность на жертвенность и самоотречение людей, вовсе не обделенных. Как раз наоборот – многие из декабристов составляли золотую молодежь русского дворянства.

С подавлением восстания декабристов начинается новая эпоха в русской культуре XIX века. Как никогда ранее она была двойственна и противоречива. Это было время романтизма в искусстве. Растерянность этого времени в середине века была глубоко пережита и выражена в русской культуре, в центре которой стояла фигура “лишнего человека”.

Нельзя забывать, что “лишний человек” был воспитан на дворянской культуре. Но, в противоположность своим предкам, вынужденно становился беспочвенным человеком. Их европейская выделка, образованность, культура явились как бы избыточными, необязательными деталями русской жизни. Культурные преимущества оборачивались для них ненужностью для общества (последствия этого недооцениваются и по сей день).

Дворянин свое дворянское преимущество – привилегию, свободу потерял одним тем фактом, что стал “лишним человеком”. Его свобода оставалась чисто внутренней (в сфере мысли, искусства), но уже не свободой образа жизни, подобающего дворянину. “Лишний человек” для мужика, купца или мещанина был странным, чудаковатым существом, а вовсе не тем барином-аристократом, кому хотелось подражать и за которым нужно было изо всех сил тянуться. “Лишние люди” не только не удержались на высоте своего дворянства и аристократизма, но и признали преимущество перед собой так называемого “народа”.

Характерным явлением нашей культуры, начиная с “золотого века”, стало понятие народ. Вообще говоря, народом вправе называться все население страны, если оно образует национальную общность. У нас же под народом подразумевалось прежде всего если не исключительно “простонародье”, то представители низших сословий (и прежде всего крестьянство). В лице “лишнего человека” дворянство признало в крестьянстве русский народ, а не в себе. Тем самым под сомнение была поставлена вся дворянская культура, которая в творчестве тех самых “лишних людей” как раз и достигла своего расцвета.

Народничество русской дворянской культуры стало капитуляцией высокой культуры перед народной. Это был надлом русского “золотого века”, который так и не был преодолен.

^ ИСКУССТВО «ЗОЛОТОГО» ВЕКА
Пережив век культурного ученичества и вступив в свой “золотой век”, русские люди со всей остротой ощутили, что и они сами, и их страна находятся в странном положении. Россия вроде бы вошла в семью западных народов, стала западной страной, но уж слишком на особый лад. В этой ситуации русская культура впервые заговорила, она становится прежде всего культурой слова.

В центре русской культуры “золотого века” находится литература, и прежде всего роман. Здесь наша культура достигла своих вершин в петербургский период, тогда как в Киевском и Московском периодах она выражала себя прежде всего в зодчестве и иконописи.
ЛИТЕРАТУРА

С течения западников (П. Я. Чаадаев) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомыяков) начинается устойчивая традиция русской мысли. Это было начало отечественной философии. Но, несмотря на возникновение в русской культуре XIX века общественной мысли и первых ростков философии, она оставалась прежде всего культурой художественного слова.

Классическая литература XIX века была больше, чем литература. Она была уникальным явлением культуры, выполняла миссию социальных наук. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы.

Напряженность литературных процессов первой половины века отразилась в стремительной смене направлений: романтизма, сентиментализма, реализма.

Романтизм в России был порожден глубокой неудовлетворенностью дворян положением дел в стране. Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира. Отвергнутому миру романтики противопоставляли иную правду – правду чувств (отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных душевных состояний).


^ Портрет Льва Толстого.

И. Крамской
Становление романтизма в литературе России связано с творчеством В. Жуковского (1783–1852). Яркие романтические страницы оставили в своем творчестве Д. Давыдов, А. Дельвиг, Е. Баратынский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Тютчев. Но судьба романтизма не закончилась к 30-м годам XIX столетия.. Спустя десятилетия в других исторических условиях писатели и поэты часто обращались к романтическим образам (А. Грин, М. Горький и др.)

В середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм. В творчестве А.С. Пушкина (1799–1837) впервые с огромной художественной силой отразились русская жизнь, русский национальный характер.

Русская литература второй половины XIX века становится самой философской и социальной в Европе. И если русская мысль не нашла в полной мере своего выражения в научных трактатах, то со всей силой была выражена в творчестве Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева.

Высоким реализмом, сатирическим характером и гуманизмом отличается творчество ^ Н. Гоголя, А. Чехова.
ЖИВОПИСЬ

В русской живописи начала XIX века утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма. Наиболее ярко романтический идеал воплотился в творчестве О. Кипренского (1782 – 1836).




Автопортрет.

К. Брюллов



^ Портрет

сына Арсения.


В . Тропинин
Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты В. Тропинина (1776 – 1857) с бытовым жанром. Пересечение классицизма и романтизма произошло в творчестве К. Брюллова (1799–1852).

Центральной фигурой середины века был ^ А. Иванов (1806–1858). Его творчество отражает глубокие философские и нравственные проблемы, волновавшие художника.

Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. Федотова (1815–1862). Наиболее полно раскрылся талант этого художника в жанровой живописи.

Ярким явлением в истории русской культуры были молодые художники, объединившиеся в 1870 году под руководством И. Крамского в Товарищество передвижных художественных выставок, в деятельности которого большую роль играли В. Стасов и П. Третьяков.




Грачи прилетели.

Саврасов
Диапазон творчества передвижников был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Передвижники ввели элементы новой эстетики в пейзаж – обращение к неброским русским ландшафтам и внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение. Эти идеи продолжили пейзажисты И. Шишкин (1832–1898) и А. Саврасов (1830–1897).

Необычайными световыми эффектами отличались полотна ^ А. Куинджи (1842– 1910). Крупнейшими представителями реализма в русском искусстве были И. Репин (1844–1930) и В. Суриков (1848–1916).


Храм

Христа Спасителя



АРХИТЕКТУРА

Первая треть XIX века отмечена небывалым размахом градостроительства. Это целая эпоха в развитии городского архитектурного ансамбля. Это время синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Архитектурные проекты дополнялись указаниями о характере живописного и скульптурного декора, убранства интерьера.

Если в XVIII веке основными постройками были храмы и усадьбы, то теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания.

Это время высокого классицизма, который часто называют русским ампиром. Ведущими архитекторами были К. Росси (1775–1849) и О. Бове (1784–1834), А. Воронихин (1759– 1814), А. Захаров (1761–1811).

Трудно представить архитектурный облик Петербурга без Исаакиевского собора (построенного по проекту А. Монферрана), а архитектурный облик в Москве – без здания Большого театра или храма Христа Спасителя.




Замоскворечье.

Деревянная изба
Много строили и в провинции, там было больше свободы для выдумки и творчества. Но отдельной страницей в культуре XIX века является архитектура Москвы. Она пленяет своим лиризмом, теплотой и человечностью. Для нее были характерны не столько крупные правительственные здания, сколько небольшие уютные особнячки; сооружения общественного назначения также приобретали чаще всего камерный и интимный отпечаток. Неровность городского рельефа способствовала живописности архитектурных композиций, еще более усиленной обилием зелени. Множество старинных церквей и монастырей, разбросанных по всей Москве, неизбежно включались в общий ансамбль. И сейчас еще кое-где в переулках Арбата или Остоженки можно встретить уголки такой старой Москвы.

Но к середине века архитектура классицизма переживает кризис, утрачивается ансамблевое мышление, начинается период эклектики. Все больше появляются строения с элементами барокко, мотивами итальянского Возрождения или русско-византийского стиля. Распространяется псевдорусский стиль. Фасады построек отделывали под русский стиль (шатры, башенки, фигурные наличники). Они были слишком контрастны современным интерьерам. Подобное несоответствие не могло продолжаться долго. На пороге было рождение нового стиля.
^ МУЗЫКА И ТЕАТР

Все более заметную роль в культурной жизни России играл театр. В 1824 году в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: Малый и Большой театры. В Петербурге в 1832 году открылся знаменитый Александрийский театр. В провинции широко распространялись крепостные театры, которые часто славились талантливыми актерами и музыкантами.

В истории театра яркие страницы оставили такие актеры, как ^ П.С. Молчанов (1800–1848), М. С. Щепкин (1788–1863), М. Н. Ермолова (1853– 1928), П. А. Стрепетова (1850–1903).

С 50-х годов театр неразрывно связан с именами А. Н. Островского (1823–1886).

В музыке первой половины века романтизм ярче всего выразился в романсе. Благодаря своей задушевности, искренности, мелодической красоте романсы пела вся Россия, а некоторые считались народными песнями: “Вдоль по улице метелица метет” (А. Варламов), “Однозвучно гремит колокольчик” (А. Гурилёв) и др. Самыми значительными представителями русского романса были А. Верстовский (1799–1862), А. Алябьев (1787–1851), А. Варламов (1801–1848), А. Гурилев (1803–1856).

Но возникновение национальной школы русской музыки прежде всего связано с именем М. Глинки (1804–1857). В своем творчестве он блистательно соединил богатства народного мелоса и высочайшие достижения европейской музыки. Младшим современником и последователем М. Глинки был А. Даргомыжский, который сумел передать душевные переживания простого человека и интонации живой человеческой речи.

В 1859 году ^ А. Рубинштейн (1829–1894) возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862-м создал первую в России консерваторию. Тогда же была организована и бесплатная музыкальная школа. В 1866 году открылась консерватория в Москве. Ее возглавил брат А. Рубинштейна – Н. Рубинштейн.

В работах ^ А. Серова, В. Стасова, А. Лароша закладывались основные принципы русской музыкальной критики.




Композитор

П.И. Чайковский
Блестяще продолжили идеи реализма композиторы “Могучей кучки” (содружество талантливых композиторов, названных критиком В. Стасовым). Руководил кружком М. Балакирев (1836–1910). Он объединил вокруг себя единомышленников. Это были: военный инженер Ц. Кюи, офицер Преображенского полка М. Мусоргский, учившийся в Морском корпусе Н. Римский-Корсаков, профессор химии А. Бородин.

Наивысшего расцвета русская музыка достигла в творчестве ^ П. И. Чайковского (1840–1893). Его гениальный дар отразился прежде всего в передаче психологии человека. Непревзойденный симфонист, реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии, он создал новый тип оперы.

В конце века новые образы и идеи привнесли в музыку А. Глазунов, С.Танеев, А. Лядов, В. Калинников.
послесловие

В человеке XIX века все последующие поколения начали узнавать самих себя. Он говорит практически на том же языке, что и ныне, его одежда, прическа, быт, при всем отличии от наших, уже не экзотичны, в них нет противопоставления нам. В это время в русской культуре (при всей ее самобытности) появляется личность новоевропейского типа. Новоевропейская культура не просто впервые состоялась в России – это период ее высшего выражения.

  • XIX век принято называть “золотым веком” русской культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

  • К середине XIX века русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия.

Но несмотря на все грандиозные достижения культуры “золотого века”, глубокий культурный раскол, в значительной степени вызванный петровскими преобразованиями, не был преодолен. По переписи населения в России, в 1897 году было только немногим более двадцати процентов грамотных. Равновесие двух линий в культуре страны нарушилось. К концу века стали преобладать радикальные модернистские идеи в культуре. Начался процесс разделения идеологии и культуры. Но там где они перекрещивались, соединялись, русская культура неизменно проигрывала. Идеология всегда стремится прежде всего убедить и привлечь на свою сторону.

Искусство приобретало тематическую заданность и поучительность, далеко уводящие от собственно художественных задач. “Золотому веку” русской культуры наступил конец. Хотя был еще “Серебряный век”, культурный, созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать поднимающуюся волну революционного нигилизма.
Вопросы для повторения:
1. Правомерно ли XIX век называют “золотым веком” русской культуры?

2. Охарактеризуйте дворянство как своеобразный феномен русской культуры.

3. Каковы основные доминанты культуры русского романтизма?

4. Какова общественная роль интеллигенции во второй половине XIX века?

5. Обоснуйте сущность разногласий западников и славянофилов?

По кн. Андреевой О.И.

«Мировая художественная культура»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconКультуры в русской философской мысли первой половины XIX века (П....
Неклассические подходы к изучению культуры в философии XIX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей)

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconРусская дуэль. Феномен русской дуэли
Дуэль Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.)

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconКурс лекций по русской литературе конца XIX начала XX века для студентов...
Куприн, Бунин уехали из России, продолжали писать во Франции, естественно, что мы будем говорить и о их творчестве 20-30-х годов....

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconНиколай Левашов Неоднородная Вселенная Иллюстрации и редакция 2005 года
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX века. Однако, специальный анализ его...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconРабочий план учителя на 2008/2009 учебный год
Эстония в составе российской империи. Особый прибалтийский (остзейский) порядок. Крестьянские законы XIX века. Культура XVIII и первой...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconРазвитие психологии в средние века и эпоху возрождения
Европе, т е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconСпири­тизма и оккультных наук стала причиной того, что ее произ­ведения...
Полное драматизма действие романа «Месть еврея» про­исходит во второй половине XIX века в Венгрии. Это увлека­тельная история нежной...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры iconПоявились в конце XIX века в газетах США. В середине XX в комикс...
Сша. В середине XX в комикс — один из популярнейших жанров массовой культуры. Современные комиксы в основном утратили комический...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры icon1. предмет изучения дисциплины «организационная культура» Организационная...
В силу своей социальной природы личность сильно подвержена влиянию организационной культуры. Вместе с тем личность оказывает воздействие...

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры icon«История экономики»
Действовала она и дальше, но к концу XIX – началу XX вв., несмотря на известное равнодушие крестьян к политике, последствия 1861...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница