Скачать 289.7 Kb.
|
Рекомендовано экспертным советом МОУ ДОД «Дом детского творчества имени Б.Т, Куропаткина» г.Полысаево. Автор-составитель Милькова О.В., методист. Рецензент Едакина Л.В., методист ДДТ. Методические рекомендации содержат материалы по организации и проведению современного занятия в ОУДОД. В пособии приводятся рекомендации по проведению современного занятия в ДДТ, классификация занятий, методы организации занятия в детском объединении, классификация методов и план самоанализа занятия. Пособие разработано в помощь молодым специалистам и педагогам дополнительного образования. ^ . [Текст] Методические рекомендации. / Автор-составитель Милькова О.В., методист, МОУ ДОД «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина», Полысаево 2011. Содержание Введение………………………………………………………………………….….3 Глава 1. Организация образовательного процесса в ОУДОД Основные требования к современному занятию.........................................4 Алгоритм разработки занятия в ОУДОД……………………..……..….…7 Классификация занятий в системе дополнительного образования детей……………………………….................................................................8 ^ Методы организации занятия в детском объединении………………….13 Классификация методов организации занятий в д/о…………………….14 Самоанализ занятия в ОУДОД…………………..………………………..16 Заключение.................................................................................................................18 Список литературы…………………………………………..……………………..19 Приложения………………………………………………………………………...20 Введение «Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, а в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не преодолены. В этом суть педагогики сотворчества». /Л.Г.Логинова/ Решая проблему качества образовательного процесса в ДДТ необходимо обратить внимание на формирование условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов. Каждому педагогу необходимо знать - чтобы научить, нужно многое уметь самому. И в первую очередь – быть методически компетентным в организации образовательного процесса, владеть методикой организации работы с детьми разного возраста в условиях дополнительного образования. В этом помогут методические рекомендации, которые содержат материалы по организации и проведению современного занятия в ОУДОД. В пособии приводятся рекомендации по проведению современного занятия в ДДТ, классификация занятий, методы организации занятия в детском объединении, классификация методов и план самоанализа занятия. Данные методические рекомендации будут полезны молодым специалистам в овладении теоретических основ организации и проведения современного занятия в ОУДОД. ^ Основные требования к современному занятию В словаре С.И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время учения; «заниматься» - значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь. Занятие в учреждении дополнительного образовании детей должно занимать детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, развивая их творческий потенциал, и педагог ДО, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами). Занятие в ОУДОД не возникает случайно. Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом ДО в соответствии с учебно-тематический планом реализуемой образовательной программы. Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы педагога дополнительного образования, реализуемой в конкретном детском объединении. В основе вариативных занятий имеются общие признаки: занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы педагога ДО с обучающимися объединения; для всех занятий, проводимых в рамках ОУДОД, характерным является выбор педагогом ДО целей и задач, структуры, соответствующего содержания, определенных методов организации образовательной деятельности, применение соответствующих педагогических технологий, а также педагогическая рефлексия (рефлексивная оценка деятельности обучающихся на занятии), самооценка и саморефлексия педагога ДО, саморефлексия обучающихся и т. д. Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще RA. Каменским, и в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:
Технологическая цепочка занятия:
В ходе проведения занятия, главным для педагога ДО является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и в итоге, формирование творческой самореализации обучающихся. ^ 1) Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. 2) Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. 3) Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ, дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др. 4)Технология обучения. Приемы, методы, средства! формы, способы деятельности на занятии.
^ Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы его достижения. Как модель, учебное занятие в учреждении дополнительного образований представляет собой -последовательность этапов в процессе усвоения знаний построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план используемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие, обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, которому, на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу). Определяется объем образовательного компонента учебного материала. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др.; Продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала; определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детым; разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Необходимо учитывать государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, методики здоровьесберегающих систем. ^ Традиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе:
^
^ Методы организации занятия в детском объединении Методы обучения – это основные виды деятельности педагога, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. ^ : целям и задачам занятия; характеру и содержанию учебного материала; уровню знаний, умений и навыков обучающихся; материальному обеспечению занятия; личным качествам педагога ДО, его подготовленности и уровню методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся. ^ : сообщения новых знаний, комбинированные; закрепления, обобщающего повторения; занятия -лекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельные работы, занятия - вариации; применения, коррекции и контроля знаний, умений и навыков и др. ^ : заочное путешествие во времени и пространстве; лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской; практическая работа, встреча с интересными людьми; выставка; конкурс; творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник, эксперимент; игра - путешествие; игра - сказка; другие. ^ : репродуктивный; словесные методы обучения; работа с шитой; методы практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; методы проблемного обучения; методы программированного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения, использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических к социологических методов и приемов. ^ Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения; тренинг, тренировка; репетиция. ^ конспект, выписка; составление докладов, реферат. Словесные методы обучения: лекция, объяснение; рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. ^ : составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, работа с картами, схемами. Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-, видеосъемка; проведение замеров. ^ проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке. Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов). ^ объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала. ^ разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. ^ игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры -конструкторы. ^ наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты, видеоматериалы. ^ изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка, хореография; пантомима, театр, кино; радио и телевидение. ^ анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра. ^ Примерная схема предварительной беседы и самоанализа проведенного занятия. /. Схема предварительной беседы педагога ДО с присутствующими на занятии:
3. Характеристика коллектива по успешности усвоения материала (сильный, средний, слабый). 4. Уровень обученности кружковцев: высокий- % средний - % низкий - % 5. Тема предстоящего занятия и её место в системе тем, в логике процесса обучения. 6. Ожидаемый результат. //. Схема самоанализа занятия:
![]() ![]()
7. Адекватность содержания поставленным целям, их соответствие особенностям детского коллектива. 8. Образовательно-познавательная значимость материала. Научность, практическая ценность. 9. Логика занятия: наличие этапов (каких?) на занятии, их оправданность; преемственность этапов; целесообразность в распределении времени между этапами.
12. Сочетание Общих, групповых и индивидуальных форм организации деятельности уч-ся на занятии.
Вывод: -Достигло ли занятие поставленной цели?
Заключение Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей является весьма специфичным, так как е отличается устойчивостью в силу его демократичности: выбор ребенком любой образовательной деятельности, любой образовательной программы и времени на ее освоение, свободное посещение занятий и т.д. Начинающий педагог должен понимать: открыть ребенка с творческой стороны – означает не только умение распахнуть его душу всему новому, но и знать каким образом это сделать, не навредив человеку. Используя данные методические рекомендации начинающий педагог сможет организовать и проводить занятия методически грамотно. ^
Приложения Приложение 1 Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству. 2-й год обучения (обучающиеся 10-13 лет) |
![]() | Во время занятия важно предоставить в распоряжение участников всю необходимую информацию о вич-инфекции. Лучше это сделать в виде... | ![]() | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для медицинского персонала санитарно эпидемиологических и дезинфекционных станций, лечебно... | ![]() | Посещение и анализ учебно-тренировочного занятия для директора, его заместителя – основной источник знаний о качестве образования... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ![]() | Станченкова Ю. И. Учебно-методическиие рекомендации по проведению научно-технической обработки документов по личному составу организаций... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной... | ![]() | Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи... |
![]() | Методические рекомендации (далее Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального... | ![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам... |