Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры




Скачать 51.89 Kb.
НазваниеМыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры
Дата публикации20.09.2013
Размер51.89 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > Культура > Доклад
Мыгун А. С. – учитель трудового обучения СОШ – интерната с. Некрасовка

Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры.
Народная педагогика – это наши истоки. Это стремление использовать для воспитания жизнь с ее трудными буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками, былинами, легендами.

Воспитание – элемент ценностно-нормативной культуры любого этноса. Цели и задачи воспитания определяются представлениями народа о природе и возможностях человека. Именно такие представления составляют ядро, так называемой житейской, народной психологии любого народа, нации или этнической группы.

Модернизация системы образования и демократизация общественной жизни напрямую связаны с процессом осознания собственной этнической уникальности, с возрождением национальной культуры, семейных традиций языка. Поэтому введение национального компонента в нашей школе основано на использовании социо-культурных связей родного языка, воспитательном потенциале семейных традиций усиливает и представляет возможности нашим детям использовать полученные знания в своей жизнедеятельности. При этом учитываются этнопсихологические особенности учащихся, интеллектуально-позитивные, эмоциональные, волевые, коммуникативно-поведенческие.

Охинский район – это место проживания коренных малочисленных народностей Севера – нивхов. В нашей школе 70% детей – нивхи. Большинство из проблемных семей и отдаленных поселков побережья.

Анализируя количественный и качественный состав населения, отменить тенденцию к постепенной невелеровке, констатировать факт утраты главного показателя, сохранности национальных культур – владение языком, большинство представителей коренных северян проживающих у нас практически не владеют родным языком, в основном люди старшего возраста владеют родным языком. Поэтому при обучении на уроках необходимо учитывать социо-культурный опыт детей, которых мы обучаем, чтобы они чувствовали себя частью родного народа и частью целой страны.

Интегративный принцип изучения языка позволяет учащимся развиваться в социо-культурной среде, приобщаться к культуре нивхского народа. Ведь язык – является продуктом творчества многих поколений и бесценным культурным достоянием народа, определяет национальную самобытность.

Интегрируя обучение, мы возрождаем дух, язык и культуру народа.

Поэтому на уроках трудового обучения, нивхского, русского, английского языка, изобразительного искусства, истории, географии предусматриваются условия для того, чтобы прививать любовное отношение к родному языку, воспитывать ребенка в духе народных традиций. И наш нравственный долг помочь детям осознать и почувствовать свою важность и значимость. В свою очередь опора на культурные традиции, использование этнических знаний родного языка является важным мотивационным потенциалом.

Создавая благоприятные условия для воспитания культуры, возрождения национальных традиций, нельзя не сказать о том значении внеклассной работы, которая проводится в рамках интеграции культур. В школе ежегодно проводятся недели нивхского языка, содержательная сторона которых направлена на воспитание у учащихся любви к родному языку, сохранению и упрочению народных традиций. Также работают кружки:

«Резьба по дереву» - руководитель Мыгун Ф.С.

«Краеведение» - руководитель Роник З.Л.

«Родной язык» - руководитель Полетьева С.Ф.

«Вышивка» - руководитель Мыгун А.С.

Комплексное обучение и воспитание позволяет как учащимся, так и учителям раскрыть свой творческий потенциал. Мы хотим, чтобы наши дети имели возможность не только познакомиться с культурой своего народа, но и подготовить учеников к возможной ситуации общения, развить навыки и умения рассказать о своем народе, жилище, традициях, обычаях, национальных праздниках.

В условиях сельской школы учитель является главным источником информации. Для того, чтобы уроки были обучающими, достигали практической цели, в организации урока необходимо учесть методы, вносящие элемент этнопедагогики: у человека первобытнородовое и экологическое сознание. Человек – часть природы.

^ Общие принципы обучения:

  1. Индивидуальное обучение. Девочку воспитывала мать, мальчика воспитывал отец.

  2. Воспитание и обучение носило практический характер. В основе воспитания трудолюбие и трудовые навыки связаны.

  3. Эстетическое воспитание – вышивание, красота, цвет, фактура.

  4. Нравственное воспитание и обучение шло через игру.

Например: на первом году жизни – манипуляции.

Старшие играют с малышами. Слово с движениями. Подвижные игры: прыжки в длину, в высоту, стрельба на дальность, фехтование на палках (зас тядь).

  1. Прямая информация делай как я, что родители делали. Через обычай, обряды, верования, запреты.

Запреты:

  1. Нельзя называть отца по имени.

  2. Брат и сестра не имеют права разговаривать, нет прямого общения.

  3. Для беременных женщин много существовало запретов.

Все что завязано – надо развязать. Потыкать ножом в землю, в огонь нельзя.

У всех народов существовало шаманство. Все живое имеет душу. Тянг – душа человека. Существует дух хозяина моря, тайги – анимистические представления направлены на сохранение природы – это способ воспитания человека. Отсюда обряды: кормление моря, тайги.

Почитание зверя – культ медведя – праздник медведя. Это вера, что человек произошел от животного. Нельзя было обижать животных – кто издевается над животными, будет наказан.

И в завершении хочу познакомить вас с принципами методов воспитания народной семейной педагогики.

Она основывается на следующих требованиях:

  • Придерживаться развивающей, формирующей ребенка, как личности философии народного семейного воспитания;

  • Давать приоритет в воспитании и развитии ребенка народным методам семейного воспитания;

  • Добиться, чтобы в быту ребенок, в повседневной жизни последовательно придерживался требований народной педагогики;

  • Возродить и вернуть в повседневную жизнь семьи семейные и родовые традиции воспитания, веками выработанные северными народами.

Анализируя этот принцип, можно сказать, что у нас в селе Некрасовка есть родовые хозяйства, семьи которых придерживаются в повседневной жизни требованиям народной педагогики. Рыболовство – это традиционный вид промысла нивхов. На время путины летней и осенней кеты и горбуши родовые хозяйства выезжают на Рыбновское побережье. Занимаются заготовкой рыбы, икры, юколы; собирательством ягоды, шишек. В этом году отдел по народностям Севера, ассоциация района совместно с центром детского творчества и родовыми хозяйствами создали трудовые лагеря для детей. Ученики жили в родовых хозяйствах и помогали рыбачить и собирать дикоросы. Вашему вниманию представляю фотографии и рисунки.

Наша школа опирается и реализовывает личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, и цели, и задачи это облегчать, содействовать личности ребенка. В народной педагогике существует правило – признавать ребенка как личность и развивать в нем самые высокие стремления.

Такой принцип народной педагогики. Народное мастерство – путь к детскому творчеству. Сознавая, что движущей силой в процессе возрождения и развития коренной культуры является талантливая молодежь, нужно создавать необходимые условия для развития талантов. Работают кружки по возрождению народного искусства, как было сказано выше.

В воспитательной работе на классных часах проводятся беседы по сохранению и любви к природе. Жители Севера издревле тесно связаны с природой. Человек – дитя природы, природа – жилище человека. Поэтому отношение к погоде, природе всегда было глубоким и мудрым.

Лучшие стороны психологии народа – надежная основа развития ребенка. Положительные стороны национального характера помогут развивать в детях гордость за свой народ и дадут уверенность в достижении цели.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconЛаврушев Юрий Александрович учитель географии средней общеобразовательной...
Лаврушев Юрий Александрович – учитель географии средней общеобразовательной школы – интерната с. Некрасовка Охинского района

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры icon«Личностно-ориентированный подход к обучению учащихся на уроках экологии»
«Совершенствование экологической культуры учащихся на уроках экологии в условиях личностно-ориентированного обучения. Поломодова...

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconЛаврушев Юрий Александрович Учитель географии биологии средней муниципальной...
Учитель географии – биологии средней муниципальной общеобразовательной школы – интернат с. Некрасовка, Охинского района

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconМониторинг воспитательной работы моу сош р п. Жадовка
Воспитательный процесс ведётся в сотрудничестве с учреждениями культуры и дополнительного образования и социума по согласованному...

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconФестиваль традиционной культуры «асрлар садоси» 2013
Шестой Фестиваль традиционной культуры «Асрлар садоси» («Эхо веков») пройдет 4-5 мая 2013 года в ущелье Сармышсай Навоийской области,...

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры icon3 введение
Интерес к фольклору, к традиционной культуре наблюдается сегодня и со стороны юнеско, которая предприняла ряд шагов, направленных...

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconПлан работы методического объединения учителей трудового обучения...
Тема: Способы формирования осознанных знаний и практических умений учащихся и организация контроля за их результатами

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры icon«утверждаю» Директор мбоу сош №170 с углубленным изучением отдельных предметов
Полномочия трудового коллектива Школы осуществляются Общим собранием трудового коллектива Школы (далее – Общее собрание)

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconВзаимодействие семьи и школы по профилактике социальных болезней среди учащихся школы-интерната
Семья первичный воспитательный коллектив, обладающий нео­бычайно широким диапазоном воспитательного воздействия на лич­ность. В семье...

Мыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка Тема доклада: Воспитательный потенциал традиционной нивхской культуры iconНикитина Татьяна Геннадьевна, учитель химии, биологии
Общешкольная методическая тема: «Личностно-ориентированный подход как условие повышения уровня познавательной активности учащихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница