Статья опубликована (под разными названиями)




Скачать 163.29 Kb.
НазваниеСтатья опубликована (под разными названиями)
страница1/2
Дата публикации18.09.2013
Размер163.29 Kb.
ТипСтатья
vbibl.ru > Культура > Статья
  1   2


Статья опубликована (под разными названиями):

- на сайте Полит.ру в августе 2011г. http://www.polit.ru/article/2011/08/10/communication/)

- в журнале "Ректор вуза," (О ценности коммуникативного образования), № 10, 2011, с.42-49.

- в сборнике I-й Международной конференции «Коммуникативное пространство как «мир без границ» казахстанской коммуникативной ассоциации, 27-28 июня 2011 г.

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
О.И. Матьяш, Ph.D., к.п.н.,

основатель и первый президент Российской коммуникативной ассоциации, Россия-США

oimatyas@ori.net

Февраль, 2011

Считаю себя человеком двух миров - не один года проработала преподавателем вузов в двух странах - в России и США. Не один год занимаюсь развитием и продвижением коммуникативного образования в России. Не один год меня как специалиста по коммуникации занимает вопрос: Почему коммуникативное образование (коммуникативная подготовка), общественная значимость и полезность которого, казалось бы, весьма очевидны, не получает должного утверждения и распространения в российских вузах? И это на фоне того, что в мировой педагогической практике (достаточно познакомиться с материалами Болонского процесса) коммуникативная компетентность - одна из обязательных составляющих в подготовке современного специалиста! В данном случае, поставленный выше вопрос выполняет роль риторического - как преамбула к утверждению следующих тезисов:

1. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность - основа современного профессионализма.

2. Коммуникативные умения, коммуникативная компетентность - необходимый компонент современного общего образования в целом – в том обществе, которое заинтересовано в подготовке своих членов к свободной и успешной жизни.

3. Коммуникативное образование - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-профессионала 21-го века.

Основываясь на своем международном опыте профессиональной деятельности, постараюсь обосновать это.

В современной западной социально-научной и педагогической литературе можно найти необъятное, или, как говорят сами авторы, “захватывающее дух” количество работ и исследований, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется, какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века; как, в связи с этим, лучше строить коммуникативный куррикулум – содержание и структуру учебных программ и курсов по коммуникации; по каким критериям оценивать эффективность этих прорамм, и т.д. И этот многосторонний исследовательский интерес неслучаен. Еще в 1995г. в одном из докладов Департамента труда США прогнозировалось, что с началом тысячелетия обострится спрос на коммуникативные умения работников во всех видах труда [1]. И действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс. Однако дело здесь не только в особенностях современной (сервисной) экономики, определяющей запросы рынка.

В конце 90-х годов прошлого века Национальная коммуникативная ассоциация США, самая крупная профессиональная ассоциация по коммуникации, объединяющая специалистов более чем из 20 стран мира (http://www.natcom.org ), провела целенаправленную работу. Было отобрано и проаннотировано около 100 источников - научных работ и других публикаций, посвященных вопросу, почему в современном обществе необходимо изучение коммуникации [2]. Методом мета-анализа был выявлен ряд ключевых тем, что, в итоге, позволило группе исследователей прийти к следующему заключению: коммуникативные дисциплины(Communication Studies) и коммуникативное образование важны в современном обществе, как минимум:

  • для полноценного развития личности

  • для повышения эффективности образования (включая организацию и управление образовательным процессом с учетом его современных форм коллективно-группового сотрудничества)

  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса

  • чтобы стать “ответственным гражданином мира” (responsible citizen of the world), в социальном и культурном плане [2]

В американских вузах базовые коммуникативные дисциплины входят в состав обязательных общеобразовательных дисциплин: студент, набирающий кредиты (credit hours) по общеобразовательным дисциплинам, должен обязательно пройти первичную коммуникативную подготовку - освоить хотя бы один из базовых коммуникативных курсов: Основы публичного выступления и/или Межличностную коммуникацию. Кроме того, увеличивается из года в год количество выпускников со степенью по коммуникации. В 2000-01 степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников американских вузов, сегодня - свыше 77 тыс.; степень магистра - 5, 6 тыс., сегодня - около 8 тыс. [5]

Международное профессиональное сообщество коммуникативных исследователей, преподавателей-практиков и управленцев образования активно работает над тем, чтобы и далее расширять и утверждать коммуникативный компонент в системе общего высшего образования. Коммуникативное образование нередко так и называют “образованием 21-го века” (см. Коммуникация в куррикулуме общего образования. Критическая необходимость 21-го века [4] ). Специалисты утверждают, что коммуникативным дисциплинам должно отводиться в вузах “центральное место” [2, 3].

Подобная постановка вопроса, равно как и обозначенная выше коммуникативная проблематика, почти отсутствует сегодня в теории и практике российской высшей школы и в отечественной социально-гуманитарной и педагогической литературе. Позволю себе поэтому более подробно остановиться на обосновании вопроса, почему коммуникативное образование столь необходимо сегодня каждому как обязательная составляющая общегуманитарной, профессиональной и общегражданской подготовки.
^ Коммуникативное образование и политически-гражданская активность человека

Коммуникативные процессы являются социально-образующими и преобразующими, и в зависимости от того, насколько участники, субъекты этих процессов “коммуникативно оснащены,” зависит эффективность этих процессов. В социально-политических процессах это проявляется особенно наглядно. Как известно, в социальных системах недемократических ориентаций практика публичных дебатов и открытых дискуссий настолько ограничена, что сами социальные субъекты, граждане, не имеющие опыта непосредственного участия в демократических преобразованиях, зачастую не осознают преобразующую силу дискурса и мало верят в силу индивидуальных речевых воздействий – заявлений, запросов, публичных высказываний и выступлений, требований открытой отчетности "ответственных лиц" за (не)выполнение дела, полемических обсуждений.

Приведу пример из собственной преподавательской практики. Работая со студентами из разных стран, я имела не одну возможность наблюдать, как различаются их отношения к коммуникации как «инструменту» социальных воздействий и преобразований. Если спросить американского студента (что преподаватели обыкновенно и проделывают в американских вузах в начале курса), чего он ожидает от изучения данного коммуникативного курса, что хочет получить “на выходе”, типичным прозвучит такой ответ: «Я беру этот курс (например, Основы публичного выступления, Межличностная коммуникация, Организационная коммуникация, Влияние и убеждение, Теория коммуникации, Коммуникация в малых группах), потому что хочу иметь приличную карьеру и в скором времени хочу стать более квалифицированным менеджером, научиться более умело работать с людьми, эффективно убеждать и принимать решения». То есть, американские студенты, как правило, четко понимают и принимают прагматику коммуникативной подготовки и связывают ее либо с задачами своего профессионального роста, либо с потребностями укрепить свои жизненные позиции в целом.

Совсем иная прагматика, как, впрочем, и подкрепляющая ее жизненная философия, проявилась у моих сибирских студентов в ходе преподавания им курса Основы человеческой коммуникации. Выяснилось, что у меня и у моих слушателей очень разные, если не сказать противоположные, философско-мировоззренческие взгляды на роль коммуникации в человеческой жизни. Включая студентов в анализ конкретных жизненных ситуаций, я стремилась сосредоточить их понимание на том, что каждый из участников рассматриваемой ситуации выступает субъектом коммуникативного взаимодействия и своим выбором действий неизбежно влияет на исход этого взаимодействия. Решая, что сказать (или не сказать) и как - выбирая тот или иной способ коммуникативного поведения, каждый участник закладывает свой "кирпичик” в построение конечного продукта. Иными словами, своими коммуникативными действиями каждый участник конструирует коммуникативную ситуацию и – хоть и в разной мере – несет ответственность за ее исход. Мои студенты, в ответ, дружно доказывали мне, что это чистейший идеализм, не имеющий ничего общего с их ежедневной реальностью – у них нет свободы выбора действий. Есть “система”, есть “власть”, "верхи", против которых все коммуникативные действия и коммуникативные умения бессильны. А кто и что представляет эту “систему-власть”? - Все, “кто над нами” - начальники; чиновники-бюрократы всех видов и уровней, которые сидят в тех же ЖЭКах и других конторах, включая администрацию города; и все, до кого простым словом “не достучишься,” “будь ты хоть семи пядей во лбу.”

Главный аргумент моих сибирских студентов был “против Системы не пойдешь”. А за ним проступало убеждение, что власть - это некая данность: власть не создается при участии многих, она есть, она материализована в конкретных институциональных структурах, отношениях и стоящих “надо мной” личностях. Тезис о том, что власть создается и конституируется многими путями, в том числе путем дискурсных (коммуникативных) практик, и что каждый из нас, хоть и в разной мере, способен влиять на эти практики, мои страстные оппоненты в том споре так и не приняли.

В условиях сложившихся в стране социально-политических отношений, понимание власти как социально и дискурсно конструируемой следует признать, на мой взгляд, главнейшей задачей политического и гражданского воспитания; и введение общего коммуникативного образования могло бы быть прямым шагом к решению этой задачи. Коммуникативное образование, как никакое другое, политически действенно: неизбежно ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации. Коммуникативно грамотный человек обретает уверенность в силу своего влияния на ход общественно-исторических событий - становится политическим субъектом.
^ Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом [1,2,3], последовательно подтверждают, что чтобы быть успешным в современном деловом мире, специалист должен обладать, наряду со специальными профессиональными умениями, еще и общими коммуникативными умениями. Причем в ряде областей, включая инженерию, коммуникативные умения (например, составлять и передавать сообщения) признаются не менее ценными, чем специально-технические умения [1]. Коммуникативные умения представляются ключевыми на всех этапах карьеры – начиная с подачи заявлений на конкурс и отборочного собеседования при устройстве на работу и кончая всеми последующими этапами профессионально-карьерного роста. При этом как работодатели, так и исследователи совпадают в оценках того, какие коммуникативные умения считать главными:

  • базовые коммуникативные умения: ясно и аргументированно выражать свои мысли, писать и говорить, составлять документы, внимательно слушать, уметь задавать и отвечать на вопросы

  • межличностные и межгрупповые умения: выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать в коллективе “культурное многообразие и инаковость” (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры, заключать соглашения
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в журнале «Бизнесс-образование»
Статья опубликована в журнале «Бизнесс-образование» Российской ассоциации бизнес-образования в №1(6) за 1999 г ]

Статья опубликована (под разными названиями) icon-
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в еженедельнике
С точки зрения логической деградации мы не можем отрицать тенденции парадоксальных иллюзий” Студенческий фольклор

Статья опубликована (под разными названиями) iconЕвгений Вахромов "Между свободой и принуждением"
Данная статья была опубликована в n 39/2001 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"

Статья опубликована (под разными названиями) iconТ. В. Губаева Судебная экспертиза по делам об экстремизме
Статья опубликована в сб.: Вестник Института экономики, управления и права. Сер. Право. Вып. Казань, 2006. С. 303-315

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный...

Статья опубликована (под разными названиями) iconКонцепция организационно-деятельностных игр (оди) и методология творческого...
Статья опубликована в журнале (вак рф): Каспийский регион: Политика, экономика, культура. №1 (30), 2012. С. 253 – 257

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в журнале «Детский дом» №2(3) 2002 г.)
Откуда-то появились указания убрать беспризорников с улицы в течение двух месяцев, появился четкий алгоритм действий, основная роль...

Статья опубликована (под разными названиями) icon52 Глава
Вторая исследовательская станция, расположенная приблизительно в 1600 км к северо-западу, также сообщала о небывалом снижении концентрации...

Статья опубликована (под разными названиями) iconСтатья опубликована в журнале “Диаспоры. #2, 2006 г., Москва
Поляки прибывали сюда и на службу: чиновники царской администрации, ученые, предприниматели, врачи, педагоги, инженеры, высококвалифицированные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница