Скачать 299.89 Kb.
|
Михайлов Аверкий Алексеевич Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема Специальность 13.00.01 - общая педагогика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары - 2000 Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Диссертационная работа посвящена проблеме повышения качества учебно-воспитательной работы в сельской школе. В стране, хотя и уделяется в последнее время внимание учебно-воспитательным комплексам и накоплен некоторый положительный опыт, тем не менее среди теоретиков и практиков еще нет единого мнения относительно форм, методов, направленности сельских учебно-воспитательных комплексов. Проблема инновации была актуальна на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. Развитие отечественной педа-тической инновации было затруднено из-за монополии одной идеоло- и тоталитаризма в управлении сферами жизни, науки и школы. Однако нельзя утверждать, что советская педагогика и школа не знала никакой новинки, новшества и изменений. В 20-30-е годы первый опыт соединения теоретических знаний и создания творческих мастерских по разработке научных основ новой школы был предпринят С.Т.Шацким, создавшим опытную станцию нар-компроса. В эти же годы впервые теорию о коллективе разработали А.С.Макаренко и Н.К.Крупская. В конце 50-х - начале 60-х годов были созданы концепции гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский), педагогического стимулирования (З.И.Равкин), активизации познавательной деятельности учащихся (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер), теория оптимизации (Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и др.), этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (Г.Н.Волков, А.Л. Букова, З.П. Тюменцева и др.) концепция педагогической диагностики (Я.С.Турбовской, Б.С.Гершунский) и т.д. В конце 70-х годов в работах М.И. Кондакова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина появилась концепция по проблеме внедрения достижений педагогической науки в практику, в начале 80-х годов в трудах В.Василъева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова и др. была выдвинута идея |спитания у учащихся, молодежи гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений. Изучение этой проблемы в педагогической и психологической науке нашло отражение в работах А.А.Арланова, И.В.Бестужева - Лада, М.М.Поташника, В.А.Сластенина и др. В чувашской педагогике инновационная технология И.Я.Яковлева выражается в его намерении решить три взаимосвязанные задачи: создать чувашскую письменность, открыть инновационную школу для подготовки учителей, создать образцовую сельскую школу, которая могла бы послужить примером для последующих чувашских школ. В настоящее время среди чувашских педагогов историко-педагогические аспекты новаторских, инновационных поисков освещаются в трудах Д.Е.Егорова, Е.В.Васильева, Г.Н.Волкова, З.С. Беловой, М.В.Волковой, В.Н.Иванова, В.П.Ковалева, Н.Г. Краснова, П.П.Матвеева, Ю.П.Сокольникова, В.Т.Харитонова, Т.Н. Петровой и др. Анализ научной литературы, сопоставленный с данными передовой педагогической практики по инновации, данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов позволили заключить, что знание условий сельской школы дает возможность разработать теоретические основы повышения эффективности учебно-педагогического процесса сельского учебно-воспитательного комплекса (УВК), в свою очередь, позволит наметить конкретные пути оптимизации педагогической деятельности. Из сказанного следует, что сложилось противоречие между необходимостью инновации в системе учебно-воспитательного процесса в образовательно-воспитательных учреждениях и старой традиционной формой обучения и воспитания учащихся. Это определило выбор темы исследования: "Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема". Отсюда вытекает проблема исследования: "Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности современного сельского УВК?" Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования. Объект исследования: система и содержание учебно-воспитательной работы в сельском УВК. Предмет исследования: процесс инновационной деятельности сельского УВК. Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что деятельность УВКа будет наиболее эффективной при соблюдении следующих педагогических условий: - организации на высоком уровне учебно-воспитательного процесса сельского УВКа; - опоре на этнопедагогизацию системы учебно-воспитательной работы для целенаправленного приобщения учащихся к жизни, традициям, обычаям, быту родного села в контексте истории народа, его культуры и этнофилософии; - осуществление солидарных действий школы и семьи всего социума; - усовершенствовании учебных планов, программ сельского УВК, приближенных к традиционной культуре родного и других народов, построенных на современной теории и практике обучения и воспитания подрастающего поколения. Задачи исследования: 1. Рассмотреть инновацию как социально-педагогическое явление, исследовать ее сущность и содержание, закономерности возникновения, развития и формирования. 2. Научно обосновать пути формирования инноватики в сельской школе в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы. 3. Изучить и выявить систему инноватики сельского УВК, сложившейся в деятельности передовых педагогических коллективов. 4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-методических рекомендаций исследования. Методологической основой и теоретической базой исследования служат философские, педагогические и психологические идеи о необходимости инновации и оптимизации образовательно-воспитательного процесса на основе гуманистических идей и системного подхода в исследовании инновационных педагогических явлений. Методологической основой исследования также явились директивные документы РФ и ЧР; теория и практика инновации; при разработке проблемы диссертанту помогли труды классиков отечественной и зарубежной педагогики. Особенно актуальное значение имеет исторический опыт инновационной деятельности Симбирской чувашской учительской школы и инновационное наследие педагога-новатора И.Я.Яковлева. Основным методом изучения инновации в современной школе явился системный анализ данного процесса, осуществляемый в единстве с методом теоретического моделирования. Методами сбора фактического материала были опрос педагогов у учащихся (интервьюирование, целенаправленная педагогическая беседа, анкетирование и тестирование), наблюдение за деятельностью учителей и учеников в ходе обычного педагогического процесса, а также опытно-экспериментальная работа в школах Чувашской Республики, которая потребовала создания методического пособия и разработки большого цикла рабочих материалов. В ходе исследования был использован комплекс методов анализа и создания новых учебных планов и программ с целью выявления возможностей инновации а сельском учебно-воспитательном комплексе, знали- зировались учебные документации и продукты деятельности учителей и учащихся. Одним из методов результативности учебно-воспитательного процесса сельского УВК явился метод конкретных ситуаций. По ходу исследования мы постоянно обращались к педагогическому опыту учителей, воспитателей УВК, который наблюдали, фиксировали и обобщали. Экспериментальной базой исследования явился Анат-Кинярский УВК Чебоксарского района Чувашской Республики, параллельно изучался (пилотажно, эпизодически) опыт школ Чебоксарского района, а также инновационно-элитарных школ Республики (Ядринская национальная гимназия и чувашско-немецкая гимназия с. Траки). В исследовании использовался также собственный педагогический опыт автора качестве директора школы с 1988 года и автора экспериментальных учебных планов и программ с 1990 года. В работе над темой можно условно выделить три этапа. На первом этапе (1988-1992"> изучалась соответствующая психолого-педагогическая литература, велась работа по изучению инновации, что дало возможность наметить исходные положения исследования, определить наличие интереса и устойчивых симпатий к инновации у учителей и учащихся своей и других школ. Основная задача второго этапа П993-1995) - систематическое использование инновации в учебно-воспитательном процессе сельского УВК. Здесь эксперимент был рассчитан на показ оптимальной возможности использования инновации на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Основной принцип эксперимента - не нарушать естественный учебно-воспитательный процесс. На данном этапе предполагалось выяснить: 1) насколько инновация помогает в учебно-воспитательном процессе УВК; 2) какие новые методы, приемы и формы работы способствуют наиболее полному усвоению учащимися знаний, умений и навыков, а также формированию личности будущего гражданина в условиях сельского УВК. Третий этап исследования П995-1999) посвящен конкретной верке данных обучающе-воспитывающего эксперимента, широкому внедрению их в практику. Результаты исследования пропагандировались на курсах и собраниях учителей и родителей, в выступлениях и докладах на научных конференциях. Диссертант на базе своего УВК организовал и провел Республиканскую научно-практическую конференцию на тему: "Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы и перспективы"(1995 г.). Работа в должности директора УВК, руководителя Ассоциации директоров УВК Чебоксарского района также содействовала творческому внедрению инновации в практику работы ряда школ. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании сформированы теоретические положения инновации, которые в совокупности представляют собой концепцию эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях сельского национального УВК. В диссертации осуществлен прежде всего новый подход к проблеме эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК, основанный на диалектическом единстве цели, средств и результатов работы в малой академии, труде, спорте и искусстве. В качестве главного критерия эффективности учебно-воспитательного процесса в сельском УВК автор выдвигает характер выбора той или иной деятельности школьником (спорт, искусство, труд и др.) и связанный с ним способ принятия школьником поведенческого решения, являющегося ядром жизненной позиции личности. Самостоятельный, целевой, гуманный и последовательный выбор достаточно полно характеризует воспитательные и жизненные позиции школьника. В диссертации даны параметры успешного протекания учебно-воспитательного процесса сельского УВК, показаны, как цель педагогического процесса наиболее успешно достигается оптимальным построением учебно-воспитательного процесса УВК, т.е. при необходимых и достаточных затратах времени, сил, средств учителей и учащихся. В исследовании показано, что содержательная сторона учебно-воспитательного процесса сельского УВК направлена на развитие и специфическое обогащение жизненной позиции школьника, а его функциональная сторона - на последовательное формирование у учащихся обу.г-чаемости и воспитуемости в условиях комплекса, которая в конечном счете является решающим условием достижения высокой эффективности по формированию личности каждого сельского школьника. Одним из первых в истории сельской национальной школы в диссертации рассматриваются проблемы предметного обучения учащихся еще в начальной школе, и нетрадиционно представлена и организация трудового, физического, эстетического, нравственного воспитания школьников в условиях сельского УВК. В этом плане автором предложена система инновационных методов, средств, форм деятельности сельского учебно-воспитательного комплекса. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Сущность, содержание и модель организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК и социума. 2. Пути формирования инновации в сельской школе в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы. 3. Система педагогических условий, обеспечивающие эффективность инновации в условиях сельского учебно-воспитательного комплекса. Обоснованность и достоверность выполненного исследования вытекает из опоры на такие основополагающие принципы диалектики, как единство объективного и субъективного, соответствия комплексности воспитания и другие; в ходе исследования промежуточные результаты систематически сверялись с целью и задачами исследования и взаимно контролировались; важным основанием достоверности полученных выводов является репрезентативность эмпирических материалов, их необходимость и достоверность для качественно-количественной и структур-но-функциональной характеристики инновационного учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК. Выводы сформулированы автором на основе: а) изучения практически всей основной научной литературы по проблеме исследования; б) анализа более чем тысячи анкет, протоколов бесед и занятий в школе; в) обработки многочисленных материалов, собранных в ходе опытно-экспериментальной работы; г) обобщения наблюдений, сделанных в ходе многолетнего личного участия диссертанта в практической работе по инноватике в сельском УВК, в частности, в руководстве УВК в качестве директора и преподавателя отдельных предметов в Анат-Канярском учебно-воспитательном комплексе. |
![]() | Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне | ![]() | Инновационная деятельность это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения... |
![]() | Всю учебно-воспитательную, организационно педагогическую деятельность педагогиский коллектив корпуса строил на основе учебно-воспитательного... | ![]() | Российская Педагогическая энциклопедия определяет деятельность как «специфическую форму общественно-исторического бытия людей, целенаправленное... |
![]() | Социально-педагогическая практика студентов 4-го курса по специальности "Социальная педагогика" с дополнительной специальностью "Педагогика... | ![]() | «Финансовый менеджмент. Курс лекций» предлагаемого студентам учебно-методического комплекса по дисциплине «Финансовый менеджмент»... |
![]() | Цикаленко Алла Алексеевна принята на должность учителя английского языка Красноармейского Учебно-воспитательного Комплекса в 2003... | ![]() | Проблема возникновения и определения науки. Понятие образа науки (наука как знание, деятельность, социально-культурное явление) |
![]() | Проблема возникновения и определения науки. Понятие образа науки (наука как знание, деятельность, социально-культурное явление) | ![]() | Педагогическая практика студентов-заочников по специальности "Педагогика и методика начального образования": учебно-методическое... |