Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»




Скачать 157.22 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»
страница1/2
Дата публикации04.09.2013
Размер157.22 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Культура > Программа
  1   2

МОУ СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2011







Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка» — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников, их познавательное и эмоциональное развитие, а также достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой базой для разработки программы послужили следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;

  • Конвенция ООН оправах ребенка от 20 ноября 1989 года,

  • Конституция РФ от 25.12.93 г.,

  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

  • СаНПин 2.4.2. 1178-02.

Актуальность разработки данной программы связана с наличием в пространственном окружении школьников негативных факторов, оказывающих существенное влияние на состояние их здоровья и снижающих в итоге качество обучения:

  1. неблагоприятная экологическая ситуация, связанная со спецификой города Новокузнецка и его окрестностей (наличие крупных металлургических предприятий, шахт, разрезов);

  2. чрезмерная интенсификация учебного процесса,

  3. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся,

  4. несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса,

  5. недостаточная информированность родителей, педагогов и самих школьников в вопросах формирования и сохранения культуры безопасного и здорового образа жизни,

  6. недостатки в существующей системе физического воспитания,

  7. наличие угроз во внешней среде - рост наркомании, табакокурения и алкоголизации общества.

^ Культуру здорового и безопасного образа жизни мы понимаем как составную часть общей культуры человека, включающей определенный объем знаний о различных аспектах здоровья и безопасности, способах их сохранения, а также мотивацию и нравственно-волевые качества личности, направленные на ведение здорового образа жизни (далее ЗОЖ).

Таким образом, цель программы мы определяем как: сохранение и укрепление здоровья младших школьников через здоровьесберегающее образование.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется в пяти взаимосвязанных блоках:

  1. создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении,

  2. рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,

  3. эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

  4. реализация дополнительных образовательных программ,

  5. организация просветительской работы с педагогами, родителями, обучающимися.

Задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выделяются соответственно каждому из пяти блоков:

^ 1. в организации здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:

  • обеспечить соответствие технического состояния учебных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся,

  • обеспечить соответствие требованиям СанПиН объёма учебной и внеучебной нагрузки школьников,

  • организовать оптимальный режим питания школьников,

  • обеспечить охрану физического, социального и психологического здоровья школьников;

2. в организации учебной и внеучебной деятельности:

  • обеспечить возможность обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3. в организации физкультурно-оздоровительной работы со школьниками:

  • создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха,

  • создать условия для полноценной работы спортивных секций в учреждении,

  • осуществлять полноценную и эффективную физкультурно-оздоровительную работу со школьниками всех групп здоровья на уроках физической культуры и секциях.

4. в реализации основной и дополнительных образовательных программ:

  • включить всех учащихся начальной школы в здоровьесберегающую деятельность,

  • придать здоровьесберегающей деятельности учреждения системный, непрерывный, интегративный и комплексный характер.

5. в организации просветительской работы с педагогами, родителями, школьниками:

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни,

  • дать представление о факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;


Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении основана на следующих принципах:

  • системность – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования),

  • комплексность – использование комплекса мер при организации здоровьесберегающей среды,

  • индивидуальность – учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и вне его,

  • гуманистичность – принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья,

  • непрерывность,

  • интегративность – включение здоровьесберегающих компонентов во се предметные области.

При разработке программы были учтены особенности младшего школьного возраста:

  • активно формируемые в младшем школьном возраст комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • отношение обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями);

  • неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

  1. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

  2. формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



^ Направления формирования здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

- соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.



Рациональная организация образовательного процесса.

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности.

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.


Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

- полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

- рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.


Реализация дополнительных образовательных программ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

- эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

- эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


^ Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направления формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

^ Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).

Урок физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная).

Создание здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.

Организация качественного горячего питания учащихся.

Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).

Укрепление материально-технической базы.

Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Рациональная организация образовательного процесса.

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ.

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность.

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Паспорт
Программа формирования культуры здорового безопасного образо жизни моу «Сланцевская сош №6» (далее «КЗибож»)

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.   Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» icon«Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма гбоу №634 с углубленным изучением английского языка «Здоровое...
«Наша новая школа» особую актуальность приобретает направление работы по созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Тогбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconОтчет о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconПрограмма формирования экологической культуры и культуры здорового...
Программа формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся моу «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка» iconЗаконом РФ «Об образовании»
Директор мбоу«Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением английского языка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница