Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»




Скачать 371.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
страница1/3
Дата публикации21.03.2013
Размер371.72 Kb.
ТипПояснительная записка
vbibl.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Успенская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор МБОУ Успенская СОШ

_____ Баканова Т.И.

Приказ№ ________от

«____»_______2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

«____»____________2012 г.

«Рассмотрено»

на ШМО творческой группы
Протокол № ___ от

«____»________2012г.




^ Рабочая программа
МХК
Разуваевой Г.П. II категория

8 КЛАСС
1час в неделю (всего 34 часа)


2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г.И.Даниловой для 7-9 классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Для достижения поставленной глобальной цели необходимо отметить такие ключевые моменты, требующие непременного раскрытия, как:

создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;

  • осознание ценностей и идеалов, воплощенных в художественных произведениях разных видов искусств;

  • понимание развития и явлений отечественного искусства с позиций исторического диалога культур;

  • формирование у учащихся целостной художественной картины мира, высокого художественно-эстетического вкуса, полноценного опыта восприятия искусства и навыков творческой деятельности;

  • приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности учащихся.

^ Культурно-эстетическая компетентность предполагает способность интегрировать раннее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; познание общезначимых ценностей и норм культуры; умение воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора.

 

^ Коммуникативная компетентность формируется на основе постижения знаковой природы искусства и предполагает освоение языков, культурных кодов, символических значений изобразительного и музыкального искусства, театра, экранных искусств, включает умение вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, творца в какой-либо сфере художественной деятельности.

 

^ Социально-эстетическая компетентность заключается в умении выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личное отношение к произведениям искусства; воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и оценивать её уникальность и неповторимость.

 

Задачи преподавания МХКсостоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на различных уроках:

  • обогащать их духовный мир, воспитывать чувства. Помочь молодым людям «открыть в себе человека»;

  • развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни;

  • дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития МХК, распознать особенности образного языка различных видов искусства;

  • развивать у школьников воображение, творческие способности.

Основные принципы построения программы:

  • принцип интеграции различных видов искусств;

  • принцип историзма;

  • принцип опоры на творческий метод (стиль);

  • принцип формирования знаний, умений, навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

  • принцип художественно-педагогической драматургии урока.

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего содержания образования.

 

Художественно-творческая деятельность учащихся

  • восприятие и анализ произведений искусства и подбор ассоциативного ряда;

  • выражение личных впечатлений в форме эссе, рецензий на спектакль, фильм, клип, концерт, выставку, телепередачу и т.д.;

  • знакомство с источниками информации различного уровня (словари, справочники, энциклопедии, Интернет, первоисточники);

  • участие в создании художественно насыщенной среды гимназии;

  • исследовательская работа: выбор темы, подготовка рефератов, выдвижение гипотез и их защита на школьном, районном и городском уровнях.

Организационной основой урока является создание проблемно - поисковой ситуации и ее разрешения, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогической драматургии. Это то, что делает этот урок уроком искусства (продолжение принципа эмоциональной драматургии для уроков музыки по программе Е.Д Критской и Г.П.Сергеевой.).

В основе курса лежит принцип интеграции, который создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов всего учебно-воспитательного процесса в школе.

 
^ Наиболее приемлемая форма проведения уроков :
– это лекция, диалог, семинар, зачет.

Для уроков МХК понятие «жанр» - естественная составляющая, поэтому можно выделить такие жанры уроков, как урок-путешествие, прогулка, концерт, викторина, интервью, исповедь и пр.
^ В практике преподавания МХК сложились следующие формы проверки – «обратной связи» уровня подготовленности учащихся по предмету:

  • высказывания учеников на уроке;

  • викторины по различным видам искусства;

  • уроки творчества;

  • защита рефератов;

  • самостоятельные работы творческого направления;

  • дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

Также в целях проведения контроля усвоения знаний учащимися по предмету применяются различные типы заданий (информативного, творческого характера).
^ Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни-тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

^ Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

^ Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 34 часов.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

^ Содержание курса МХК в 8 классе
Раздел 1 «Цивилизация и культура» - 3 часа
1.Соотношение понятий «Цивилизация» и «культура»

Понятие о мировой художественной культуре - 1 час

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.
2. Художественные символы народов мира

Единство и многообразие мировой культуры. -2 часа
Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.

Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.

Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Вселенной. Роль и место человека в общей картине мироздания. Отражение представлений человека о строении мира в произведениях искусства.

Мировое Древо как один из ключевых образов искусства, воплотивших универсальную концепцию народов о пространстве Вселенной. Идея гармонического единства мира, нашедшая отражение в произведениях устного народного творчества, памятниках архитектуры и изобразительного искусства (живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.

^ Раздел 2 «Художественная культура древнейших цивилизаций»-14 часов


      1. Культуры Древнего Египта. --3 часа

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов

      1. Культуры Древнего Востока -2 часа

Символический характер искусства. Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве

3.Греция — «колыбель европейской цивилизации». - 4 часа

«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках Человека

4.Художественные достижения доколумбовой Америки. - 4 часа

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков

5.Обоющающий урок- 1 час.

Раздел 3 «Мир и человек в художественных образах17 часов

  1. Идеал Человека в культуре народов мира - 2 часа

Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.

Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех-ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Мантенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.

  1. Герой и защитник Отечества.- 1 час

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

  1. Идеал благородного рыцарства-1час

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.

  1. Патриоты земли Русской.-1 час

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.

  1. Обобщающий урок-1 час

  2. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения-2 часа

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдержанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.

Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланд-жело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.

  1. Лики женской красоты в русской живописи классицизма.-2часа

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.

Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.

Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музицированием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

  1. Женщина-мать в искусстве XX столетия-1 час

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.

9.Обобщающий урок- 1 час

10. Человек в мире Природы. - 2 часа.

Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.

Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».

Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.

Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «КраснаяФудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).

^ 11. Человек. Общество. Время. Человек в художественной летописи мира.- 3 часа.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.

Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.

Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.

Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.

Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.

12.Итоговое занятие. - 1 час

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся


уроки

лабораторно-практические работы

^ Контрольные работы





  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе, на основе программы по литературе. 8-11 классы. Авторы программы...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 кл
Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной...
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница