«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете




Скачать 125.22 Kb.
Название«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете
Дата публикации24.08.2013
Размер125.22 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением английского языка»

«Согласовано» «Утверждаю»

Рассмотрено на МО нач школы Принято на Пед. Совете

Руководитель МО Директор МОУ СОШ № 72

____________ Ганичкина Л.Е. _________ Силкова Н.А.

. Протокол №______ от

Протокол №­­__от

«____»___________2011 г «_____»______________2011г

Рабочая программа

Изобразительное искусство

1 класс

(2011-2012 учебный год, в условиях введения ФГОС второго поколения)


Учитель высшей квалификационной категории

^ Антонова Нина Ивановна

Учителя первой квалификационной категории

Крупина Наталья Александровна

Шишкина Наталья Дмитриевна

Новокузнецк, 2011


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, утверждённой приказом Министерства образования РФ 05.03.2004г. №1089 и авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова».-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2010.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих задач:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

^ Содержание программы

Изобразительное искусство

1 класс(33 часа)

Рабочая программа содержит в себе три раздела:

«Мир изобразительных (пластических) искусств»-9 часов;

«Художественный язык изобразительного искусства»-13 часов;

«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»-11часов.

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура);

^ Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) ;

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

^ Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:

-Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

-^ Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

-^ Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
^ Рабочая программа рассчитана на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:

Знать/понимать:
• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь :

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

-различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

-использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

-выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

^ Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

^ Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

^ Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

^ Личностные результаты освоения курса ИЗО:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства

  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.


Учебно-методические средства обучения:

I. Основная литература:

1.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2008.

2.Изобразительное искусство.1 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2008.

3.Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
^ II. Дополнительная литература:

1.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089

2.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224

3.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

4.Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. 5.Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

5.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.

6.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171

7.Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с

8.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

9.Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

10.Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

11.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

12.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

13.Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

14.Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175

15.Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

16.Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

17.Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

18.Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

19.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. 17.С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

20.Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255

21.Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

22.Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

23.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

III.Учебно-наглядное оборудование:

  1. Таблицы:

Хохлома

Гжель

Дымковская игрушка

Жостово

2.Обучающие электронные ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconСогласовано Утверждено директором бруо от 2011г. Агачкалинской сош...
В соответствии с этим образовательная программа школы это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников,...

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconОбсуждено и принято согласовано на ученическом на педагогическом совете учащихся совете
Ученическое самоуправление управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе,...

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconРассмотрено согласовано утверждаю
План воспитательной работы мбоу щкола-интернат основного общего образования г. Белебея

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconАвгуста 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № от
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете icon«24» июня 2011 года Рассмотрено и принято На педагогическом совете Протокол №4
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconПринято на педагогическом совете Протокол от «30» марта 20 12 №3
Настоящее Положение разработано с целью регламентации работы с личньми делами учащихся школы и определяет порядок действий всех категорий...

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconСогласовано утверждаю
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной...

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconОбразовательная программа начального общего в контексте фгос, основного...
Принято Введено в действие «Утверждаю» Советом школы приказом №1/3 Директор школы протокол №1 от 09. 2011г Сагитова У. А. от 09....

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconПриказ №78/2-од «25» октября 2011 года Согласовано на Совете школы...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бурашевская сош» создана в 1970 году. У моу имеется

«Согласовано» «Утверждаю» Рассмотрено на мо нач школы Принято на Пед. Совете iconОб утверждении Положения об ученическом совете школы
Руководителям мо классных руководителей И. В. Савиной, Г. А. Чистилиной довести до сведения классных руководителей 1-11-х классов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница