Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства»




Скачать 127.76 Kb.
НазваниеУрок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства»
Дата публикации24.08.2013
Размер127.76 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Культура > Урок
Урок 2
Тема: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Предмет: ИЗО.

Класс: 6.

Дата: 16.09.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком; учить выполнять рисунок карандашом с натуры; развивать навыки овладения техникой рисования; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: образцы рисунков разных видов; образец рисунка травянистых растений или веточек; плакаты с изображением материалов для рисования и приёмов техники рисунка.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Приветствие.


Учитель. О, вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье…
М. Светлов


  1. Проверка готовности учащихся к уроку.




  1. Смачивание красок.




  1. Сообщение темы урока.


Учитель. Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.


  1. Вводная беседа о значении искусства в жизни человека.




  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке.


Учитель. Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого – Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок… есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок – это лучшая школа, которая учит его видеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Эти особенности восприятия рисунка связаны с определёнными психофизиологическими качествами нашего зрения. Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения – линия – выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоёмкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество – он сохраняет в своём облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок – самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.


  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.


Учитель. Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространённый из них – обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме.

Посмотрите на плакате, как правильно держать карандаш при рисовании.

Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространённым, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для самостоятельных работ – их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по прошествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера – Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во второй половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные – более тёмные и более дешёвые. Но и они имели крупные недостатки – пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрёл в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является лёгкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных степеней твёрдости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твёрдости. Более твёрдые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие – буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти чёрного, что достигается штриховкой или тушеванием (растиранием).

Для тушевания применяют очень простой инструмент, называемый растушёвкой. Растушёвку можно изготовить самому – это туго свёрнутый рулончик из замши или рыхлой бумаги, заточенный с концов, очень напоминающий по виду толстый карандаш.

Посмотрите на плакате, что представляет из себя растушёвка и удлинитель.

При работе карандашом надо иметь хорошую, мягкую резинку. Но при применении резинки не следует злоупотреблять ею, то есть разматывать и втирать карандаш в бумагу.

Кроме графитных карандашей, художники пользуются ещё так называемыми итальянскими карандашами. Они изготовлялись из особого итальянского сланца, который иногда называли чёрным мелом. В XVIII-XIX веках в русской Академии художеств рисунок итальянскими карандашами рассматривался как обязательный.

В XIX веке появился заменитель итальянского карандаша. Такие карандаши выпускают у нас под названием «ретушь» и другие, которые так же, как и итальянские, отличаются отсутствием блеска и более глубоким чёрным тоном. Эти карандаши также имеют несколько степеней твёрдости (до трёх). Красящим веществом в них служит жжёная кость или газовая сажа.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом – сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь – материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.


  1. Виды рисунка.


Учитель. Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника.

Наглядным примером такого вида рисунка может быть работа Ф. А. Малявина («Набросок. Карандаш»).

Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) – в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.

Эскиз даёт общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude – изучение) – в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения.

Так, В. М. Васнецов, работая над картиной «Витязь на распутье», сделал большое количество эскизов. Карандашные эскизы к этому полотну рассказывают о поиске художником композиционного решения.

Васнецов ищет высоту горизонта, положение всадника относительно придорожного камня, форму последнего, рисует голову в шлеме, добиваясь наиболее удачного поворота, нужного выражения лица.

^ Учитель демонстрирует эскизы к картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье», выполненные карандашом в 1870-е гг., и комментирует показ.


  1. Ознакомление с толково-сочетаемостным словарём по искусству.




    1. Рисунок – разновидность художественной графики; искусство изображения линейных элементов (в противоположность колориту, краскам); изображение с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна.

Классификация рисунков по родам и видам:

  • по родам изобразительного искусства рисунок бывает: декоративный, миниатюрный, монументальный, станковый;

  • по видам изобразительного искусства: графический рисунок.

Какой-либо мастер, исследователь, преподаватель рисунка; выставка, значение, искусство, навык, назначение; влияние, изучение, преподавание рисунка.

Владение, занятие, увлечение рисунком.

Учиться; отдать предпочтение, уделить внимание рисунку.

Изучать; считать основой изобразительного искусства рисунок.

Владеть, заниматься рисунком.

Передавать что-либо, показать что-либо средствами рисунка.

Рисунок вводится в какое-либо произведение; имеет какую-либо особенность (самостоятельную художественную ценность); развивает (формирует) мышление; является средством познания мира (частью культуры, предметно-образным языком).

Рисунок в профессионально-художественном значении этого слова является главным элементом всех видов изобразительного искусства, структурной основой создания художественного образа в живописи, графике, скульптуре. (П. К. Суздалев.)


    1. Рисунок – нарисованное изображение предмета, сделанное карандашом, углём, красками.

Классификация рисунков:

  • по изобразительной поверхности: наскальный, страничный;

  • по технике: акварельный, вышитый, гравированный, карандашный, перовой, угольный; линейный (контурный), штриховой; объёмный, плоскостной, силуэтный;

  • по признакам цвета: монохромный, тоновой, чёрно-белый, расцвеченный, яркий и др.;

  • по жанру: жанровый, пейзажный, портретный, сюжетный и др.;

  • по назначению: газетный, журнальный, книжный, учебный, эскизный и др.;

  • по художественному направлению: академический, реалистический;

  • по количеству изображённых предметов: детальный, лаконичный, обобщённый, подробный;

  • по образности художественной речи: артистичный, жёсткий, живой, мягкий, наивный, острый, полный жизни, прихотливый, ровный, смелый, сухой, эмоциональный, энергичный;

  • по оценке зрителей: выразительный, блестящий, замечательный, изумительный, необычный, непримечательный, поразительный, прекрасный, талантливый, удачный, уникальный рисунок.

Разновидности рисунка: рисунок-акварель, рисунок-иллюстрация, рисунок-портрет и др.

Какой-либо рисунок акварелью, карандашом, пастелью, углём; кистью (тушью), пером; какого-либо мастера, художника (К. П. Брюллова); какого-либо характера; какого-либо периода: времён военных лет, современный и др.

Какой-либо рисунок в альбоме, в книге; в акварели.

Какой-либо рисунок для каких-либо целей: для газеты, журнала и др.

Какой-либо рисунок из какого-либо (Британского) музея, из Эрмитажа и др.

Какой-либо рисунок к картине, офорту, росписи.

Какой-либо рисунок на бумаге, фарфоре; на какой-либо сюжет.

Какой-либо рисунок по памяти, по какому-либо эскизу.

Какой-либо рисунок с гипсов, с натуры; с изображением каких-либо предметов; с чьей-либо подписью и др.

Какой-либо автор рисунка; деталь, композиция, контур, линия, материал, масштаб, тема, формат, характер, фрагмент, часть, элемент рисунка; воздействие, восприятие, описание, понимание, разработка, репродукция, соединение с цветом, сопоставление с картиной; выразительность, лаконизм, внутренняя напряжённость, орнаментальность, строгость, чёткость какого-либо рисунка.

Какой-либо альбом, каталог, коллекция, серия, цикл, выставка, собирание рисунков.

Анализировать, беречь; воспроизвести, вспомнить, выделить, выполнить, исправить, насытить деталями, оживить, посвятить кому-либо, чему-либо, противопоставить чему-либо, раскрасить какой-либо рисунок.

Восхищаться; украсить что-либо (выставку) каким-либо рисунком.

Иллюстрировать что-либо (текст) каким-либо рисунком.

Конструировать что-либо, ощущать что-либо; воплотить что-либо, добиться чего-либо (какого-либо эффекта), изобразить, показать что-либо, преобладать, проявиться в каком-либо рисунке.

Видеть, воспроизвести, запечатлеть, изобразить, показать что-либо на каком-либо рисунке.

Работать над каким-либо рисунком.

Прийти в восторг от какого-либо рисунка.

Судить о чём-либо; понять что-либо по рисунку.

Знакомить кого-либо (посетителей), сопоставить что-либо (натуру) с каким-либо рисунком.

Какой-либо рисунок воспроизводит что-либо; восхищает чем-либо; выделяется чем-либо; даёт какое-либо ощущение; иллюстрирует что-либо; отличается чем-либо (каким-либо исполнением); передаёт что-либо (движение, позу); поражает чем-либо; производит какое-либо впечатление; взят за основу чего-либо; выдержан в какой-либо гамме (в каком-либо стиле); решён каким-либо образом (в лаконичной форме); достоверен; интересен; полон чего-либо (жизни, каких-либо чувств); характерен для кого-либо, чего-либо; ясен и т. д.

М. А. Врубель (1856-1910), русский художник, огромное внимание уделял рисунку.

Рисунки Врубеля полны экспрессии, огня, страсти. Поразителен рисунок «Скачущий всадник»: кажется, всеми нервами, каждым мускулом ощущаешь яростный полёт одичавшего коня, слышишь его топот. (Ю. Л. Алянский.)

Учитель. Сегодня мы будем учиться не только рисовать рисунок, но и анализировать его, применяя толково-сочетаемостный словарь.


  1. Актуализация знаний.




  1. Последовательность выполнения зарисовки.


Учитель. Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений. Но для того чтобы вы правильно сориентировались среди стоящих перед вами задач, нашли наивернейший путь к закономерному окончанию рисунка, вы должны в своей работе соблюдать ту последовательность, тот порядок, о котором так убедительно говорит художник П. П. Чистяков: «Каждое дело …требует неизменного порядка, требует, чтобы всё сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания… Нарушение …порядка в делах приносит вред и ведёт к совершеннейшей неверности и путанице».

Взглянув на натуру, рисовальщик должен сразу отметить одновременно всё: пропорции, свет, цвет и т. д. Но так как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо, прежде всего, все детали привести к простейшей и характерной для неё форме.

Приступая к непосредственной работе, рисующий должен не только уместить, но и композиционно разместить на листе обобщённую форму рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно лёгкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное положение отдельных предметов.

Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие форму.

В процессе работы не следует сосредоточивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.


  1. Устное рисование.


Учитель. Перед вами находится натура – ваза со стоящими в ней травянистыми растениями. Рассмотрите представленную натуру.

Ответьте на вопросы:

    • Какую форму имеют травянистые растения?

    • С чего начнёте рисунок?

    • Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?


Физкультминутка
Выполнение упражнений:

  1. Исходное положение – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног (повторить 12-14 раз).

  2. Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счёт «раз» - подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение.

  3. Исходное положение – стоя, ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперёд, расслабленные руки спущены вниз. Покачивать из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.




  1. Практическая работа.


Задание. Выполните зарисовку с натуры отдельных травянистых растений или веточек (колоски, зонтичные и т. д.) карандашами разной твёрдости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов рисунка; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненной работы.


  1. Итог урока.




  1. Выставка рисунков учащихся.

  2. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать и объёмность предметов, и материал, из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству; принести словари по изобразительному искусству на следующий урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconУрок на тему «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры»
Цель – познакомить учащихся с бытовым и историческим жанрами изобразительного искусства

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconУрок на тему «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»
Цель: формировать у учащихся умения передачи настроения средствами изобразительного искусства

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconТема: «Цвета»
Продолжать знакомить ребёнка с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Познакомить с предметами, которыми пользуются...

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconПрограмма 1-го класса по изобразительному искусству включает изучение...
Т. е урок изобразительного искусства в 1-м классе – это интеграция различных художественно-педагогических средств, таких как театрализация,...

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconТема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»
Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconПоложение о 6-й Ташкентской Международной Фотобиеннале Раздел I....
В ташкенте: Центральный выставочный зал, Ташкентский Дом фотографии, Дворец творчества молодежи, Галерея изобразительного искусства...

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconВопросы к зачету История изобразительного искусства (5 курс)
Поэтическое изображение России мастерами "Союза русских художников" (К. Юон или С. Жуковский на выбор)

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconПроект урока изобразительного искусства
Информацию о народных промыслах вы получили на прошлых уроках. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания, т е подведём итог

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconИванка Я. Атанасова*, Светлин И. Наков**, Преслав И. Наков
Двуязычная семантическая сеть для русской и болгарской терминологий изобразительного искусства

Урок 2 Тема: «рисунок основа изобразительного искусства» iconВсероссийский конкурс изобразительного искусства "ангел вдохновения" положение миссия
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница