Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников




Скачать 440.84 Kb.
НазваниеОрганизационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер440.84 Kb.
ТипАвтореферат
vbibl.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3




Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте
http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ТЫСЯЧНАЯ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических

наук

Научный руководитель –

доктор педагогических наук,

профессор В.Н. Гуров

Ставрополь - 2004

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования этнического самосознания

старших школьников ………………………...……………..…………..….11

^ 1.1. Понимание сущности этнического самосознания на основе разных

научных подходов в научной литературе………………...…..………...…11

1.2. Особенности формирования этнического самосознания в старшем

школьном возрасте …………………………….……………………….….36

^ 1.3. Моделирование формирования этнического самосознания школьников в

полиэтническом общеобразовательном учреждении ………..…………. 63

Глава 2. Организационно-содержательные условия формирования

этнического самосознания старших школьников в полиэтническом

общеобразовательном учреждении…………………………………..…... 92

^ 2.1. Организация и содержание психолого-педагогической деятельности

общеобразовательного учреждения по формированию этнического

самосознания …………………………….…………………………….…...92

^ 2.2 Эффективные формы, методы и средства формирования этнического

самосознания старших школьников……………………….…………….118

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы полиэтнического

общеобразовательного учреждения по созданию организационно-

содержательных условий, способствующих эффективному

формированию этнического самосознания у старших

школьников…………………………………………………………..……145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………………….167

ЛИТЕРАТУРА …………………...…………………………………………….170

ПРИЛОЖЕНИЕ…………...……………………………………………………191

3

Введение

Проблема формирования этнического самосознания в практике

педагогической действительности наиболее острой стала в последние 10 – 15

лет. Это во многом связано с социальными факторами (распадом СССР,

вынужденной миграцией, вооруженными конфликтами и др.) и с процессами,

происходящими в системе образования. Исходя из этого, возникает

необходимость педагогического управления этнической социализацией

подрастающего поколения, формированием этнического самосознания.

^ Образование, выполняя социальную, культурологическую,

педагогическую функции, способствует сохранению и развитию

национальных культур, включению детей в настоящее, прошлое и будущее

культуры, формированию целостного миропонимания, культуры

межэтнических отношений.

Наиболее актуальна проблема формирования этнического

самосознания для полиэтнических регионов России, к которым относится

Ставропольский край. Полиэтническая 026d025e02структура общества создаёт

специфические условия этнического воспитания, требует новых методов и

подходов к его организации и содержанию в полиэтническом

общеобразовательном учреждении.

Являясь ключевым понятием в системе этнопедагогических и

этнопсихологических феноменов, проблематика формирования этнического

самосознания находится на стыке интересов истории, философии, этнологии,

социологии, психологии и педагогики. Однако долгое время в отечественной

науке она рассматривалась преимущественно историками, этнологами,

философами и социологами, предметом исследования которых стали

особенности этнического самосознания представителей различных

этнических групп (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева,

В.И.Козлов, П.И. Кушнер, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.). В то же время в

психологии и педагогике проблема формирования этнического самосознания

4

находилась на периферии научного анализа. В настоящее время наблюдается

актуализация интереса к данному вопросу с позиций педагогики и

психологии (Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, З.Ф. Мубинова__________, О.Д. Мукаева,

^ В.С.Мухина, И.С. Кон, В.С. Кукушин, Г.У.Солдатова, В.Ю. Хотинец,

Т.Г.Стефаненко, М.Г. Тайчинов и др.). Тем не менее, проблематика

этнического самосознания и его формирования в условиях образовательного

учреждения изобилует спорными и нерешенными вопросами и требует более

глубокого анализа. Среди ученых нет единства взглядов на феноменологию и

структуру этнического самосознания, особенности его формирования в

разные возрастные периоды, имеют место значительные затруднения в

объяснении условий, средств, методов и механизмов его формирования. В

настоящее время существует необходимость в интеграции взглядов на

проблему формирования этнического самосознания, которая отвечала бы

природе этого явления с точки зрения этнопедагогики, являющейся

междисциплинарной областью знания.

^ Интенсивная разработка вопросов формирования этнического

самосознания школьников и, вместе с тем, неопределённость эффективности

его формирования у старшеклассников, порождают противоречия, которые

выдвигают эту педагогическую проблему в ряд актуальных и требуют своего

разрешения:

- между значимостью исследования организационно-содержательных

условий обеспечения эффективного формирования этнического

самосознания старшеклассников и недостаточной разработанностью

теоретических и практических положений обозначенной проблемы;

- между общественной потребностью в формировании этнического

самосознания старших школьников и недостаточной разработанностью

условий и технологий её формирования в условиях полиэтнического

общеобразовательного учреждения;

- между сложившейся практикой формирования этнического самосознания

старшеклассников в общеобразовательном учреждении и необходимостью

5

создания оптимальных организационно-содержательных условий

обеспечения эффективности данного процесса;

- между необходимостью изменения подходов и технологий формирования

этнического самосознания старших школьников в условиях

полиэтнического общеобразовательного учреждения и недостаточной

подготовленностью педагогов к этой деятельности.

В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационно-

содержательные условия, обеспечивающие эффективное развитие

этнического самосознания у старших школьников в полиэтническом

общеобразовательном учреждении. Указанная проблема обусловила выбор

темы настоящего исследования.

^ Цель исследования: выявить организационно-содержательные условия

формирования этнического самосознания старших школьников в

полиэтническом общеобразовательном учреждении.

Объект исследования: формирование этнического самосознания

старших школьников.

Предмет исследования: организационно-содержательные условия,

направленные на формирование этнического самосознания старших

школьников в процессе обучения и воспитания в полиэтническом

общеобразовательном учреждении.

Гипотеза исследования: формирование этнического самосознания

учащихся старших классов в полиэтническом общеобразовательном

учреждении будет осуществляться эффективно, если:

- в содержание обучения будут включены специальные дисциплины,

направленные на повышение этнокультурной, конфликтологической,

этической и правовой компетентности, развитие эмпатических

способностей старших школьников;

- при организации образовательного процесса будут внесены изменения в

должностные обязанности специалистов и педагогов, связанные с

^ 6

реализацией функции формирования этнического самосознания

школьников;

- педагогами будут активно использоваться интерактивные формы и

методы, способствующие формированию этнического самосознания

учащихся старших классов;

- в целенаправленный процесс формирования этнического самосознания

старших школьников будут активно включаться семьи учащихся и

этнокультурные общественные организации.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом определены

задачи исследования.

^ 1. Проанализировать современное состояние исследования проблемы

формирования этнического самосознания старших школьников в

педагогической теории и практике деятельности общеобразовательного

учреждения.

^ 2. Разработать программу и методический инструментарий изучения

процесса формирования этнического самосознания старшеклассников в

полиэтническом общеобразовательном учреждении.

^ 3. Выявить специфику формирования этнического самосознания

старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении.

4. Определить основные направления в содержании и организации

деятельности полиэтнической школы, способствующие повышению

эффективности формирования этнического самосознания старших

школьников.

Методологическую основу исследования составили общенаучные

принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности,

научности; философско-гуманитарный и культурно-антропологический

подходы к человеку, этносу, культуре, этническому самосознанию;

философские и психологические представления о формировании

компонентов культуры, этнопедагогической культуры как процессе,

осуществляемом в совместной деятельности и общении.

^ 7

Теоретической основой исследования являются:

- теоретико-методологические положения о сущности этнического

самосознания и теоретические основы его формирования (А.В. Авксентьев,

В.А. Авксентьев, Ю.В. Арутюнян, А.Б. Багдасарова, Д. Берри, Ю.В. Бромлей,

^ К.М. Бэр, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, П.И. Кушнер, У. Самнер,

А.Тэшфел, Дж. Тернера, В.А. Тишков, Г.Г. Шпет и др.);

- исследования Гв области проблем формирования этнического

самосознания (А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, М. Барретт, Г.Н. Волков,

^ Н.М.Лебедева, З.Ф. Мубинова, О.Д. Мукаева, В.С. Мухина, И.С. Кон,

В.С.Кукушин, Ж. Пиаже, И.А. Снежкова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко,

С. Томпсон, Дж. Финни, Р.М. Фарр, В.Ю. Хотинец, Э. Эриксон и др.);

- учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности

социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, В.Г.Бочарова,

Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Г.М. Гогиберидзе, В.И. Горовая, В.Н. Гуров,

^ Э.В. Ильенков, И.А. Малашихина, А.В. Мудрик, М.М. Поташник,

А.В.Спирин, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, П.А. Флоренский, В.А.Шаповалов,

И.А. Шаповалова, М.И. Шилова и др.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconИсследование проблем этнического самосознания в научной литературе
«Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации»

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconАктуальность темы исследования обусловлена тем, что культура отдельного...
Важное место в формировании этнического самосознания в поликультурной системе занимают стереотипы поведения и восприятия, основанные...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconПроблема идентичности и национального самосознания стала активно...
В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconО проведении межведомственной профилактической акции
Челябинска с целью профилактики безнадзорности и правонарушений, формирования гражданской ответственности и правового самосознания,...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconПлан. Самооценка у дошкольников. Представление о себе основа самооценки...
Этот оценочный компонент я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так же как связанный с самооценкой уровень...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconТеоретические предпосылки формирования организационно – экономического...
Принципы формирования организационно – экономического механизма управления инновационным развитием региональной экономики

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconПсиходидактические методы формирования экологического сознания младших школьников
В статье представлены методы, формирующие экологическое сознание младших школьников при организации образовательного процесса на...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconI этап: ■ Октябрь ноябрь: Школьные олимпиады по текстам, утвержденным школьными мо
Настоящее Положение об областной олимпиаде младших школьников определяет порядок организации проведения областной олимпиады школьников,...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников icon«Проблемы формирования учебной мотивации в современной школе»
«Повышение учебной мотивации школьников к образованию как основа для формирования их личностных, метапредметных и предметных результатов...

Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница