Скачать 440.84 Kb.
|
Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ТЫСЯЧНАЯ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор В.Н. Гуров Ставрополь - 2004 Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования этнического самосознания старших школьников ………………………...……………..…………..….11 ^ научных подходов в научной литературе………………...…..………...…11 1.2. Особенности формирования этнического самосознания в старшем школьном возрасте …………………………….……………………….….36 ^ полиэтническом общеобразовательном учреждении ………..…………. 63 Глава 2. Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении…………………………………..…... 92 ^ общеобразовательного учреждения по формированию этнического самосознания …………………………….…………………………….…...92 ^ самосознания старших школьников……………………….…………….118 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы полиэтнического общеобразовательного учреждения по созданию организационно- содержательных условий, способствующих эффективному формированию этнического самосознания у старших школьников…………………………………………………………..……145 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………………….167 ЛИТЕРАТУРА …………………...…………………………………………….170 ПРИЛОЖЕНИЕ…………...……………………………………………………191 3 Введение Проблема формирования этнического самосознания в практике педагогической действительности наиболее острой стала в последние 10 – 15 лет. Это во многом связано с социальными факторами (распадом СССР, вынужденной миграцией, вооруженными конфликтами и др.) и с процессами, происходящими в системе образования. Исходя из этого, возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формированием этнического самосознания. ^ педагогическую функции, способствует сохранению и развитию национальных культур, включению детей в настоящее, прошлое и будущее культуры, формированию целостного миропонимания, культуры межэтнических отношений. Наиболее актуальна проблема формирования этнического самосознания для полиэтнических регионов России, к которым относится Ставропольский край. Полиэтническая 026d025e02структура общества создаёт специфические условия этнического воспитания, требует новых методов и подходов к его организации и содержанию в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Являясь ключевым понятием в системе этнопедагогических и этнопсихологических феноменов, проблематика формирования этнического самосознания находится на стыке интересов истории, философии, этнологии, социологии, психологии и педагогики. Однако долгое время в отечественной науке она рассматривалась преимущественно историками, этнологами, философами и социологами, предметом исследования которых стали особенности этнического самосознания представителей различных этнических групп (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И.Козлов, П.И. Кушнер, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.). В то же время в психологии и педагогике проблема формирования этнического самосознания 4 находилась на периферии научного анализа. В настоящее время наблюдается актуализация интереса к данному вопросу с позиций педагогики и психологии (Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, З.Ф. Мубинова__________, О.Д. Мукаева, ^ Т.Г.Стефаненко, М.Г. Тайчинов и др.). Тем не менее, проблематика этнического самосознания и его формирования в условиях образовательного учреждения изобилует спорными и нерешенными вопросами и требует более глубокого анализа. Среди ученых нет единства взглядов на феноменологию и структуру этнического самосознания, особенности его формирования в разные возрастные периоды, имеют место значительные затруднения в объяснении условий, средств, методов и механизмов его формирования. В настоящее время существует необходимость в интеграции взглядов на проблему формирования этнического самосознания, которая отвечала бы природе этого явления с точки зрения этнопедагогики, являющейся междисциплинарной областью знания. ^ самосознания школьников и, вместе с тем, неопределённость эффективности его формирования у старшеклассников, порождают противоречия, которые выдвигают эту педагогическую проблему в ряд актуальных и требуют своего разрешения: - между значимостью исследования организационно-содержательных условий обеспечения эффективного формирования этнического самосознания старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной проблемы; - между общественной потребностью в формировании этнического самосознания старших школьников и недостаточной разработанностью условий и технологий её формирования в условиях полиэтнического общеобразовательного учреждения; - между сложившейся практикой формирования этнического самосознания старшеклассников в общеобразовательном учреждении и необходимостью 5 создания оптимальных организационно-содержательных условий обеспечения эффективности данного процесса; - между необходимостью изменения подходов и технологий формирования этнического самосознания старших школьников в условиях полиэтнического общеобразовательного учреждения и недостаточной подготовленностью педагогов к этой деятельности. В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационно- содержательные условия, обеспечивающие эффективное развитие этнического самосознания у старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования. ^ формирования этнического самосознания старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Объект исследования: формирование этнического самосознания старших школьников. Предмет исследования: организационно-содержательные условия, направленные на формирование этнического самосознания старших школьников в процессе обучения и воспитания в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Гипотеза исследования: формирование этнического самосознания учащихся старших классов в полиэтническом общеобразовательном учреждении будет осуществляться эффективно, если: - в содержание обучения будут включены специальные дисциплины, направленные на повышение этнокультурной, конфликтологической, этической и правовой компетентности, развитие эмпатических способностей старших школьников; - при организации образовательного процесса будут внесены изменения в должностные обязанности специалистов и педагогов, связанные с ^ реализацией функции формирования этнического самосознания школьников; - педагогами будут активно использоваться интерактивные формы и методы, способствующие формированию этнического самосознания учащихся старших классов; - в целенаправленный процесс формирования этнического самосознания старших школьников будут активно включаться семьи учащихся и этнокультурные общественные организации. В соответствии с темой, целью, объектом и предметом определены задачи исследования. ^ формирования этнического самосознания старших школьников в педагогической теории и практике деятельности общеобразовательного учреждения. ^ процесса формирования этнического самосознания старшеклассников в полиэтническом общеобразовательном учреждении. ^ старших школьников в полиэтническом общеобразовательном учреждении. 4. Определить основные направления в содержании и организации деятельности полиэтнической школы, способствующие повышению эффективности формирования этнического самосознания старших школьников. Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; философско-гуманитарный и культурно-антропологический подходы к человеку, этносу, культуре, этническому самосознанию; философские и психологические представления о формировании компонентов культуры, этнопедагогической культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общении. ^ Теоретической основой исследования являются: - теоретико-методологические положения о сущности этнического самосознания и теоретические основы его формирования (А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, Ю.В. Арутюнян, А.Б. Багдасарова, Д. Берри, Ю.В. Бромлей, ^ А.Тэшфел, Дж. Тернера, В.А. Тишков, Г.Г. Шпет и др.); - исследования Гв области проблем формирования этнического самосознания (А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, М. Барретт, Г.Н. Волков, ^ В.С.Кукушин, Ж. Пиаже, И.А. Снежкова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, С. Томпсон, Дж. Финни, Р.М. Фарр, В.Ю. Хотинец, Э. Эриксон и др.); - учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, В.Г.Бочарова, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Г.М. Гогиберидзе, В.И. Горовая, В.Н. Гуров, ^ А.В.Спирин, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, П.А. Флоренский, В.А.Шаповалов, И.А. Шаповалова, М.И. Шилова и др.). |
![]() | «Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации» | ![]() | Важное место в формировании этнического самосознания в поликультурной системе занимают стереотипы поведения и восприятия, основанные... |
![]() | В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку... | ![]() | Челябинска с целью профилактики безнадзорности и правонарушений, формирования гражданской ответственности и правового самосознания,... |
![]() | Этот оценочный компонент я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так же как связанный с самооценкой уровень... | ![]() | Принципы формирования организационно – экономического механизма управления инновационным развитием региональной экономики |
![]() | В статье представлены методы, формирующие экологическое сознание младших школьников при организации образовательного процесса на... | ![]() | Настоящее Положение об областной олимпиаде младших школьников определяет порядок организации проведения областной олимпиады школьников,... |
![]() | «Повышение учебной мотивации школьников к образованию как основа для формирования их личностных, метапредметных и предметных результатов... | ![]() | Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии |