Урока Цель проведения мастер-класса




Скачать 168.34 Kb.
НазваниеУрока Цель проведения мастер-класса
Дата публикации24.07.2013
Размер168.34 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Культура > Урок
Сценарий мастер-класса по теме:

«Физкультурная (оздоровительная) минутка

- элемент современного урока»
Цель проведения мастер-класса: познакомить участников с формами и методами проведения физкультурной минутки на уроках по общеобразовательным предметам, а так же с особенностями проведения оздоровительной (дыхательной) гимнастики.

Задачи проведения мастер-класса:

1. образовательная: формировать практические знания, умения, навыки и рациональные приёмы правильного проведения физических (оздоровительных) минуток;

2. развивающая: развивать умения осуществлять полноценные физкультурную минутку и дыхательную гимнастику;

Форма проведении мастер-класса: лекционно-практическое занятие

( подготовительный момент: разделить участников на 3 группы)
Часть первая. Теоретическая.

I. Обоснование, выбранной темы мастер-класса.

  1. Организационно-мотивационный момент.

-Уважаемые коллеги, Здравствуйте!

-Я начинаю нашу встречу этим словом.

-Так, друг другу желает быть здоровым.

-Задумывались ли вы, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что для любого человека именно здоровье - самая главная ценность.

-Однажды Сократа спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?” Великий мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делает еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!”.

^ Здоровье – наш бесценный дар.

Оно небезгранично.

Оно напоминает шар,

И все в нем гармонично.

В нем есть любовь и красота,

Есть ценность и величье,

Все укрепляет доброта,

А символ – наша личность.

-Всего несколько строк, но из них, очевидно, что Здоровье человека вмещает в себя все человеческие ценности.Здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

-Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от состояния здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы.А дети, как известно, определяют будущее своей страны.

-Озабоченность вызывает тот факт, что уровень здоровья наших детей за последнее десятилетие упал до критической отметки: к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников.

Вопрос 1: Уважаемые коллеги, в чём, по вашему мнению, состоят причины ухудшающегося здоровья наших детей? И с какими последствиями этих причин вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

(2-3 ответа участников)

(Свой вариант ответа)


^ Здоровье учащихся


проблемы

причины



1. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

2. Нарушение осанки. Искривление позвоночника
3. Нервно-психические расстройства.

4. Ослабление иммунитета (результат- массовые простудные заболевания).

5. Избыточный вес

1. Малоподвижность в процессе урока и в течение дня.

2.Ннедостаточная освещенность кабинета или дальность расположения учащихся в классе.

3. Перегрузка учебными занятиями и учебными действиями на уроках.



-Я совершенно с вами согласен (или нет). Увеличение учебных нагрузок, и как следствие уменьшение двигательной активности.

- Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.

-Мы с вами являемся свидетелями последствий «двигательного дефицита»: снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

-Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей стало приоритетным направлением модернизации Российского образования и заложено в новые государственные образовательные Стандарты.  

-Одной из задач по решению данной проблемы является внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы.

-Та как урок является основная формой учебного труда школьников, и большую часть времени дети проводят именно на уроках, значит, именно ему отводиться основная роль для внедренияздоровьесберегающих технологий.
2. Групповая работа: моделирование комплекса современных здоровьесберегающих технологий.

Задание 1.Уважаемые коллеги, я уверен, что каждый из вас на своих уроках применяет эти технологии. Поэтому у меня задание для каждой группы:

^ Представить комплекс современных здоровьесберегающих технологий, применяемых на ваших уроках.

(2-3 минуты для подготовки. После представления каждой группой представить свою версию).


физкультурные (оздоровительные) минутки



Комплекс

здоровьесберегающих технологий

рациональная плотностьурока



оптимальное сочетание различных видов деятельности



индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей



включение в урок вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у школьников ценностейздорового образа жизни и потребностей в нем



целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части



создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки

-Итак, каждой группой названы физкультурные (оздоровительные) минутки. ^ Именно о них пойдёт речь в практической части нашего занятия. Потому как, подготовка к проведению физкультминуток на уроках общеобразовательного цикла, начинается на уроках физкультуры. Учитель физкультуры должен помогать учителям (учащимся) в подборе упражнений, помогать в умении проведения этих упражнений в классе, давать рекомендации учителям предметникам в проведении физкультминуток на урока (не секрет, что многие учителя испытывают затруднения при подготовке необходимых комплексов упражнений для разных возрастных групп детей.

- Ещё я хочу познакомить вас с одной из форм проведения оздоровительной минутки – дыхательной гимнастикой. На мой взгляд, самой сложной формой и самой эффективной при внедрении здоровьесберегающих технологий на уроках.

- На этом занятии мы попытаемся вместе разобраться в вопросе, который на первый взгляд кажется очень простым, но в то же время, требует специальных знаний о дыхании.

-Система дыхания, как мы знаем, тесно взаимодействует с другими системами организма и от того, насколько она будет развита, насколько мы будем осведомлены о её особенностях, как будем применять эти знания в повседневной жизни, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма. Полноценное дыхание помогает организму быстрее справляться с переутомлением. Кислород, насыщая ткани и органы, оказывает оздоровительный эффект. Особенно полезна дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний. Поэтому очень важно знать тот минимум сведений, который я хочу до вас довести.
Часть вторая. Практическая.

  1. Вступительное слово. Обоснование необходимости владения информацией по теме и овладения умениями использовать её на практике.

- Физические (оздоровительные) минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Но, тем не менее, систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Задачи физкультурных минуток.

  • снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

  • добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

  • возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;

  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Требования к проведению физкультминуток.

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, (выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата). Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

  • ^ Схема проведения физкультминуток.

Классы

Количество и время проведения на уроке

Продолжительность

Содержание

Первый класс

Две на каждом уроке (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте)

Не менее 1,5-2 минуты каждая

1 физкультминутка:

2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища

^ 2я физкультминутка:

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления е плечевого пояса и рук. туловища, на мобилизацию внимания.

Один из комплексов упражнений для глаз.

^ 2-4 классы

Одна на каждом уроке (на 20-25 минуте)

Не менее 3 минут

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз.

^ 5-9 классы

Начиная с 3 урока.

Одна (на 20-25 минуте)

Не менее 2-3 минут


^ 10 11 классы

Начиная с 4 урока.

Одна (на 20-25 минуте)

Не менее 2-3 минут



Вопрос 2: В чём, на ваш взгляд, состоит значимость и необходимость проведения физкультурных (оздоровительных) минуток?

(ответы участников. Затем представить свой вариант)

Восполняет «дефицит» двигательной активности

обеспечивают аккомодацию глаз и восстановление дыхания



улучшают обменные процессы


способствуют повышению внимания и активности детей на последующих этапах урока

предупреждают умственное переутомление и восстанавливают умственную работоспособность



Роль физкультурных (оздоровительных) минуток




переключают внимание с одного вида деятельности на другой

помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах

- Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, я хочу познакомить с основными видами проведения физкультминуток.


^ Дыхательная гимнастика

Танцевальные

(с использованием музыки)




Виды физкультурных (оздоровительных) минуток



Физкультурно-оздоровительные

Гимнастика для глаз


Двигательно-речевые

(выполнение движения под считалочку, стихотворение)

^ Подражательные (имитация движения и звуков окружающего мира)


- Из перечисленных видов, для сегодняшнего занятия мною были выбраны два из них: физкультурно-оздоровительные минутки и дыхательная гимнастика.



  1. Самостоятельная практическая работа в группах.

Задание 2. Уважаемые коллеги, каждый из вас на своих уроках проводит физические (оздоровительные) минутки.

Задание для каждой группы: в течение 3 минут необходимо подготовить и представить физкультурную (оздоровительную) минутку, руководствуясь вашим собственным опытом работы по данному направлению.

  1. минуты для подготовки. После представления каждой группой представить свою версию).

3. Имитационная игра. Проведение практического занятия учителем с участниками.

а) Демонстрация физкультминуток по функциональному характеру.

-Прежде чем, показать свои комплексы физкультминуток, я предлагаю каждой группе выбрать из предложенного перечня физкультминутки, исходя из их функционального характера. (Каждая группа выбирает карточку с комплексом).


^ Функциональный характер физкультминуток (ФК)


ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса

ФМ для мозгового кровообращения


-Теперь, каждая группа, под моим руководством, будет участвовать в демонстрации предложенной физкультминутки. Оставшимся двум группам необходимо выполнить задание.

Задание 3: фиксировать все ошибки и замечания по проведению и выполнению физкультминуток, а затем внести свои предложения по корректировке комплекса.

(Проведение физкультминуток с группами)

 1. Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения

а). Исходное положение - сидя на стуле.

1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение;

3-голову наклонить влево; 4-исходное положение;

5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-иеходное положение.
(^ Повторить 3-4 раза. Темп медленный).

б). Исходное положение - сидя, руки на поясе.

1-поворот головы направо; 2-исходное положение;

3-поворот головы налево; 4-исходное положение;

5-голову наклонить вперёд; 6-исходное положение.

(Повторить 4-6 раз. Темп медленный).

в). Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-поворот головы направо; 2-исходное положение;
3-поворот головы налево; 4-исходное положение.
(Повторить 4-5 раз. Темп медленный).

^ 2. Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а). Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-правую руку вперёд, левую вверх;

2-переменить положение рук.

(Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний),

б). Исходное положение - сидя или стоя.

Кисти тыльной стороной на поясе.

1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;

3-4-локти назад, прогнуться.

(Повторить 5-6 раз.Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный).

в). Исходное положение - сидя, руки вверх.

1-сжать кисти в кулак;

2-разжать кисти.

(Повторить 6-8 раз.Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний).

  1. ^ Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища.


Упражнения из положения сидя.

а). Сидя прямо, локти лежат на бедрах свободно свеситься вперед, согнувшись в талии, голова опущена, руки расслабленно съезжают вниз.

(Повторить 3-4 раза. Темп средний)

б) Сидя, поднимите высоко плечи - свободно опустите. Правое и левое. Попеременно и вместе.

(Повторить 3-4 раза. Темп средний)

в). Сидя прямо, свободно откинуться назад, на спинку стула

(Повторить 3-4 раза. Темп средний).

г)Сидя, приподнимите туловище, оперевшись руками на стул и пятки, затем свободно опуститесь в исходное положение.

(Повторить 3-4 раза. Темп средний).

д). Сидя, уроните голову на грудь, как это делает, засыпая, крайне усталый человек.

(Повторить 3-4 раза. Темп средний).
Упражнения из положения стоя.

а). Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову.

1-5-круговые движения тазом в одну сторону;

4-6-круговые движения тазом в другую сторону;

7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

(Повторить 4-6 раз. Темп средний)

б). Исходное положение - стойка, ноги врозь.

1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз,

левая, согнутая, вдоль тела вверх;

3-4 - исходное положение;

5-8-то же в другую сторону.

(Повторить 5-6 раз. Темп средний).

в). Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1-повернуть туловище направо;

2-повернуть туловище налево.

Во время поворота ноги остаются неподвижными.

(Повторить 4-6 раз. Темп средний).
а) Демонстрация оздоровительной - дыхательной гимнастики.

- Прежде, чем перейти к практической части данного направления занятия мне необходимо познакомить вас типами дыхания.


Брюшное

Грудное

Типы дыхания


Смешанное

- Давайте почувствуем все эти типа дыхания:

^ 1) грудное (положите ладонь на грудную клетку, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха);

2) брюшное (положите ладонь на живот, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха);

^ 3) смешанное (положите одну ладонь на живот, другую - на грудь, дышите так, чтобы на фазе вдоха первой начала подниматься ладонь, лежащая на животе, вслед за ней – ладонь, лежащая на груди).

Задание 4: Выполните самостоятельно, поочерёдно каждый тип дыхания по 3-4 раза.

- А теперь, проведём комплекс специальных дыхательных упражнений, которые предназначены для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, плеврит и различные респираторные заболевания).

  1. И.п. – основная стойка, руки подняты и согнуты в локтях. Резко вдыхая через нос, производим сжатие кистей, выдох – сглаженный, через рот.

  2. И.п. – основная стойка, руки на уровне пояса согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Резко вдыхаем через нос, одновременно выпрямляя руки вниз, выдох – сглаженный, через рот.

  3. И.п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью, кисти на локтях. Резко вдыхаем через нос, одновременно обнимая плечи. На выдохе внимание не акцентируется.

  4. И.п. – основная стойка, руки вдоль туловища. На фазе вдоха – наклон вперёд, руками тянемся к полу, выдох - сглаженный, через рот, при выпрямлении.

  5. И.п. – основная стойка, руки на поясе. Производим вдох на наклоне головы вперёд и назад. На выдохе внимание не акцентируется.

  6. И.п. – то же. Производим вдох на наклоне головы вправо и влево. На выдохе внимание не акцентируется.

  7. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, кисти расслаблены. На первом вдохе – руки вниз-влево, на втором – вниз-вправо, выдох – сглаженный, через рот.

  8. И.п. – основная стойка. На вдохе – поднимаем руки вверх-назад, ногу отводим назад, прогибая спину в пояснице. Чередуем левую и правую ногу, выдох – сглаженный, через рот.

  9. И.п. - основная стойка. На вдохе - сгибание рук с одновременным подниманием бедра. Тяжесть тела переносится при этом на опорную ногу. На выдохе внимание не акцентируется.

  10. И.п. – основная стойка. На вдохе – сгибание рук с одновременным отведением голени назад. На выдохе внимание не акцентируется.

Задание 5: В заключение каждый из вас оценит систему своего дыхания, используя тест на задержку дыхания на фазе вдоха и на фазе выдоха.

Тест №1. Задержка дыхания на выдохе (15 сек. и более – хороший результат).

Тест №2. Задержка дыхания на вдохе (45 сек. – удовлетворительно, 60 сек. – хорошо, 80 сек. и более – отлично).

4. Групповая работа. Моделирование физкультминутки (оздоровительной гимнастики).

- Сейчас работа в группах.

- Вам необходимо представить наиболее приемлемую, на ваш взгляд, модель физкультурной минутки или оздоровительной гимнастики, с учётом услышанного и увиденного на сегодняшнем занятии.

(Подготовка модели по группам. Защита).

Часть третья. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведём итог нашей встречи.

Надо помнить уважаемые коллеги!

1. При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

- подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;

- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;

- выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

2. Физические минутки должны быть:

- Интересными и разнообразными.

- Соответствовать возрастным особенностям.

- Хорошо подготовленными.

3. Для проведения можно использовать: различные предметы и подручные средства: ластик, книга, карандаш, газета. Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. На физкультминутках для психологической разрядки можно использовать музыку.

4. Использование физкультурных (оздоровительных) минуток способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

- Можно долго спорить о том, какими должны быть физкультминутки и нужны ли они вообще.  Важно при этом помнить:

- ^ Здоровье не купишь,

- Его не продать.

- Про это давно уже нужно всем знать!

- В заключение я попрошу вас выбрать карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению от нашей встречи. 

Красный – активное, восторженное настроение

 Оранжевый – радостное, тёплое

 Жёлтый – светлое, приятное

 Зелёный – спокойное, ровное

 Синий- грустное, печальное

 Фиолетовый- тревожное, тоскливое

 Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости

- Уважаемые коллеги! Спасибо за сотрудничество. Желаю вам крепкого здоровья!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Цель проведения мастер-класса iconУрока: комбинированный. Цель урока
...

Урока Цель проведения мастер-класса iconУрока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны

Урока Цель проведения мастер-класса iconПлан педагогического совета: 4
Цель обучения (урока) можно рассматривать как своеобразную директиву (предписание), задающуюся до планирования и проведения урока....

Урока Цель проведения мастер-класса iconТриединая цель урока
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...

Урока Цель проведения мастер-класса iconТехнологическая карта к уроку «Кислоты. Урок-путешествие». Цель урока
...

Урока Цель проведения мастер-класса iconСлайд №1 (На слайде появляется картинка «Все будет здорово!»)
Цель: Познакомить участников мастер-класса с видом декоративно-прикладного искусства «Вытынанка», его историей и техникой работы,...

Урока Цель проведения мастер-класса icon2009-2010 уч г. Цель урока
Цель урока: уточнить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи; формировать первоначальные представления...

Урока Цель проведения мастер-класса iconМетодические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции

Урока Цель проведения мастер-класса iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урока Цель проведения мастер-класса iconНа проведение мастер-класса, тренинга, презентации и т д. на ii-м...
Всего на протяжении фестиваля состоится 28 блоков (линеек) мероприятий, на которые можно подать заявки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница