Программа вступительного экзамена




Скачать 348.83 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер348.83 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра общей педагогики


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

В МАГИСТРАТУРУ
Направление 050100 – Педагогическое образование,

программа – Менеджмент в образовании

(очная форма обучения)

Нижний Новгород

2012

Программа вступительных испытаний
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Предмет педагогики. Методология педагогической науки

Становление научной педагогики. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания (XVII в.) и ее виднейшие представители (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев и др.). Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики и этнопедагогики.

^ Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс».

Функции педагогической науки (общетеоретическая, прогностическая, практическая (преобразовательная) функции). Задачи педагогической науки.

^ Образование как общественное явление и как педагогический процесс. Образование как социокультурный феномен. Образование и общество - это одна целостная система. Основные свойства образования (целенаправленность, историчность, функциональность, динамичность, эффективность, относительная процессуальная автономность). Образование как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, и как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

^ Взаимосвязь педагогической науки и практики. Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. Учитель и педагогическая наука.

^ Связь педагогики с другими науками. Место педагогики в системе научного знания. Формы связи педагогики с другими науками: использование идей, обобщающих выводов других наук; применение общенаучных методов исследования; использование конкретных результате в исследований, полученных другими научными дисциплинами; участие в комплексных, междисциплинарных исследованиях. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Значение теории для образования. Специфика педагогической теории и ее интегративная функция.

^ Система педагогических наук. Педагогические дисциплины, их классификация по главным видам образовательной деятельности и по сферам применения (этапам образования, различным контингектам воспитанников и обучающихся).

Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство.

^ Методология и методы педагогических исследований. Научное исследование как особая форма познания. Педагогическое исследование. Понятие «методология педагогической науки». Необходимость методологии. Методологическая культура учителя и педагога - исследователя.

Уровни методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Философские основания педагогики (экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неопозитивизм и др.). Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно- методологические принципы (подходы) педагогических исследован^ (личностный подход, системный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы).

Методологические характеристики педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Значение и место моделирования в педагогике. Логика педагогического исследования, его главные структурные элементы: эмпирическое описание, теоретическая модель, нормативная модель, проект. Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки).

Эмпирические и теоретические методы педагогических исследований: наблюдение, интервью, анкетирование, рейтинг и самооценка, педагогический консилиум, проведение диагностирующих контрольных работ, эксперимент, моделирование, сравнительно-исторический анализ, монографический метод.

Внедрение педагогической теории в школьную практику: проблемные теоретические семинары (беседы, диспуты, встречи с учеными); теоретические конференции; научно-теоретические семинары; научно-исследовательская деятельность учителей; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

^ Общемировые тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики: усиление демократических и гуманистических тенденций в развитии педагогики в современном мире. Творческое содружество педагогов мира в решении актуальных проблем образования. Изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире.

Глобализация образования. Формирование глобального (планетарного мышления учащихся. Перспективы глобализации общества.

^ Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторь ее развития

О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности Понятия «личность», «развитие личности», «формирование личности» «социализация личности». Концепции развития личности (биологическая социологическая, биосоциальная). Противоречия - движущая сила развита личности. Внешние и внутренние противоречия, общие (универсальные) 1 индивидуальные противоречия. Основные закономерности развития личности.

^ Личность как объект и субъект воспитания. Цели прогрессивны: мыслителей прошлого о развитии личности (Гельвеций, Гольбах, Дидрс Вольтер, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) Основные факторы развития личности (среда, биологические задатю (наследственность) и воспитание). Научная трактовка проблемы об основны: факторах развития личности. Определяющая роль воспитания в развита* ] формировании личности.

^ Роль активности самой личности, ее творческо-г,реобразующе\ деятельности в собственном развитии. Внешние и внутренние фактор! развития личности. Внешние факторы (макросреда, мезо- и микросредг природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном ] педагогическом смысле). Внутренние факторы (природные склонности ] влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человеке возникающих под воздействием внешних воздействий - среды и воспитания' Развитие и формирование личности - результат взаимодействия внешних ] внутренних факторов.

Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.

^ Теории развития личности: психоаналитическая (3. Фрейд и ел последователи); теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и др.) экзистенциальная (К. Ясперс-и др.); гуманистические (К. Роджерс, А. Масл ' ] др.); антропософия (Р. Штайнер); когнитивная (Ж. Пиаже и др.' ингеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.); теологические (Ж. Маритен ] др.); деятельностная (А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский и др.) и др.

^ Разработка в педагогике проблемы целей воспитания Формирование всесторонне и гармонично развитой личности ка] основная цель (идеал) современного воспитания

Понятие о цели воспитания. Значение целей воспитания для разработю педагогической теории и методических основ воспитания.

^ Цели воспитания в истории педагогики. Абстрактно-философски] подход к определению целей воспитания в различные периоды развита, общества. Социально-экономическая обусловленность односторонней воспитания в эпоху домашнего производства и зарождение идеи < всестороннем развитии личности. Развитие машинного производства ] возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимост всестороннего и гармоничного развития личности. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об Образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» о задачах и содержании воспитания личности учащихся в общеобразовательной школе, начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях.

^ Формирование всесторонне и гармонично развитой личности основная цель, то есть идеал современного воспитания. Составные части всестороннего развития личности: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Реальные цели воспитания.

Связь решения проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Основные социально-экономически требования в современных условиях демократизации и гуманизации общества и их определяющее влияние на содержание воспитания всесторонне и гармонично развитой личности (раскрытие и реализация созидательных способностей личности, ее умственно-интеллектуального и творческого потенциала; формирование правильных моральных и идейно-политических убеждений; нравственное воспитание и развитие; гражданское и национальное воспитание; воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира).

Обогащение и совершенствование содержательных частей всестороннего и гармоничного формирования личности по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе.

^ Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя Связь реализации всестороннего и гармоничного развития личности ^ возможностями общества (материальными и духовными, уровнем развития самой школы). Отражение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности в учебных планах школы, в учебных пропэаммах и учебниках и других нормативно-методических документах, которыми учителя должны руководствоваться в своей работе. Зависимость развития учащихся, его всесторонность и гармоничность от учителя, его научно-педагогической подготовки и качества проводимой им учебно-воспитательной работы.

Иерархия (соподчиненность) целевых установок учебно-воспитательного процесса: всеобщие, или стратегические цели школьного воспитания; целевые установки воспитания по классам и годам обучения; цели учебно- воспитательной работы по отдельным предметам в каждом классе; цели отдельной темы, урока или внеклассного мероприятия.

Цели воспитания в зарубежной педагогике.

^ Целостный педагогический процесс

Сущность понятия «целостный педагогический процесс». Структура педагогического процесса и его компоненты: целевой (определение целей обучения и воспитания), содержательный (разработка содержания образования); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса); оценочно- результативный (проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса).

^ Функции целостного педагогического процесса: воспитывающая, социальная, развивающая, образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса; психолого-педагогические основы. Взаимодействие в педагогическом процессе.

^ Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности.

Закономерности, обусловленные социальными условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий.

Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая р^ь деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь социальной группы и личности в учебно- воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.

^ Принципы целостного педагогического процесса: целенаправленность педагогического процесса; гуманизация и демократизация; культуросообразность, связь с жизнью; природосообразность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знаний и поведения; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Самовоспитание и самообразование - высший этап педагогического процесса. Критерии эффективности целостного педагогического процесса.

^ Педагогическая деятельность и ее характеристика. Личностная и профессиональная Я - концепция учителя. Концепция деятельности: Д: концепция. Концепция воспитанника: В - концепция. Технологические законы и правила педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Педагогическая инноватика. Виды педагогических инноваций. Типы учителей, определяемые по их отношению к новому.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена
Таким образом, в программу экзамена включены вопросы по объекту и предмету психологии, истории развития психологии как науки, ее...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена
Особое внимание уделяется выявлению умений применять химико-методические знания в химико-педагогических целях. Таким образом, в программу...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование»

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
«Батыево нашествие». Борьба против иноземных захватчиков в XIII в. Политический портрет Александра Невского

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Тема География как наука. Основные этапы истории науки. Теоретические и прикладные вопросы современной географии

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100...
Предмет и метод экономической теории. Основные современные течения экономической мысли в конце ХХ в

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 230700...
Фгаоу «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению
Системный подход к проектированию ла (цель создаваемой системы, свойства, иерархическая структура, критерии, задачи оптимизации,...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена по направлению подготовки 190700....
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница