Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу




Скачать 113.02 Kb.
НазваниеСоциальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу
Дата публикации20.07.2013
Размер113.02 Kb.
ТипАнализ
vbibl.ru > Культура > Анализ
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Концептуальной основой деятельности МБОУ ПРОГИМНАЗИЯ №71 на основании положений программы «Детство» является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта, предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координация деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ.

  2. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

    • исследований состояния здоровья детей;

    • диагностика физической подготовленности дошкольников;

    • анализ профессиональной компетенции воспитателей;

    • проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;

    • анкетирование среди родителей.

  3. Анализ созданных условий в детском саду.

  4. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБОУ по здоровьесбережению.

  5. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

  6. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

В МБОУ разработана «Программа Здоровья», которая позволяет целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.

Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в МБОУ. Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении созданы благоприятные условия для повышения двигательной активности детей, проведения физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

В МБОУ оборудован физкультурный зал, имеется спортивный комплекс, различные тренажеры, а также пособия, изготовленные инструктором по физической культуре, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.

Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке МБОУ имеется спортивная площадка, оборудованная беговой дорожкой, полосой препятствий, ямой с песком для прыжков, а также оформлено разнообразное спортивно-игровое оборудование.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, косички, змейки; для подлезания – дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули «Гусеница», «Туннель». Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все физкультурное оборудование доступно для детей.

Реализация оздоровительной деятельности МБОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В группах раннего возраста - это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы, сухое обтирание, уход за полостью рта.

С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины «Ревит», витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, лимоны, проводятся смазывания носа оксолиновой мазью, употребление фитонцидов (чесночные бусы).

Целью психологической службы МБОУ является создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка. Реализация этой цели положила основу для психокоррекционной и развивающей работы в нашем детском саду.

1. С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.)

Уже четвёртый год в нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми впервые посещающих детский сад по программе работы ДОУ по “Повышению адаптивных возможностей детей младшего дошкольного возраста”. Она предусматривает создание условий в ДОУ в период адаптации, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, формирование навыков общения. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса и рассчитаны на 2 этапа.

1 этап – предварительная работа с родителями и педагогами;

2 этап – включение детей в режим МБОУ.

Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация, игры-драматизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включён весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты – логопеды, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, руководитель изостудии), родители детей, впервые посещающие детский сад и старшие дети (средняя, старшая, подготовительная группы).

Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик, при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции).

2. С целью содействия развивающему образу жизни ребёнка в детском саду в учебно-воспитательный процесс были введены занятия с психологом во всех возрастных группах:

  • Младшая группа – час эмоциональной зарядки. Основная цель: развитие эмоций, сближение детей друг с другом.

  • Средняя группа – психогимнастика. Основная цель: эмоциональное развитие, развитие коммуникативных навыков.

  • Старшая группа – «Гимнастика ума». Основная цель: развитие коммуникативных способностей, познавательное развитие – мышление, память, внимание, воображение.

  • Подготовительная группа – «Гимнастика ума». Основная цель: развитие познавательных способностей. Готовность к школе.

Занятия ведутся 1 раз в неделю по подгруппам (8-10 детей) в специально отведённом кабинете психолога, в утренний отрезок времени согласно временным и возрастным требованиям.

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья поступающих детей, значительное сокращение детей с 1 группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

Работа по физическому воспитанию строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребенка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль организации физического воспитания в детском саду осуществляют директором МБОУ, медицинская сестра, педиатр детской поликлиникой, закрепленный за МБОУ, зам. директора по УВР.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных снарядах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацией.

Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя", на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.

А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя «Неделя Здоровья», где дети принимают участие в «Весёлых стартах», «Малых олимпийских играх» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводит как инструктор по физической культуре, так и воспитатели. В зимний период проводятся лыжные прогулки. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой, лыжня с препядствиями.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Эффективными формами работы с педагогическими кадрами стали семинары-практикумы, педагогические тренинги, масте-класс, лектории, повышению педагогического мастерства педагогов способствуют смотры-конкурсы, которые проводятся ежегодно.

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы (поделок из бросового материала), анкетирование. Наиболее эффективными признаны педагогические тренинги, практикумы, диспуты, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки.

Так, инструктором по физкультуре совместно с медицинской сестрой организован семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им были рекомендованы специальные комплексы для выполнения в домашних условиях.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.). Постоянно действуют рубрики «Советы Доктора Айболита», «Мы растем» и др.

В нашем детском саду работают консультативные пункты: логопедическая служба, психологическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению и укреплению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, режимных моментов, постоянная опора на интерес детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному развитию детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconЗадачи: Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки,...
Цель: Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconПсихолого медико-педагогического сопровождение детей, родителей доу цель программы
Задача психолого-педагогического сопровождения: Создание в образовательном учреждении психосберегающей среды, способствующей максимальному...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconГодовой план работы по организации педагогического процесса на 2011 2012 учебный год
Усовершенствовать блочно – тематическое планирование и моделирование воспитательно образовательного процесса в доу, соответствующее...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу icon10. Психолого-педагогическая работа
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса; способствовать созданию оптимальных...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconАнализ работы доу за 2011-2012 учебный год
Методическая работа а доу – это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного...
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconКонференция состоится 10-11 апреля 2013 года. Форма проведения конференции...
«Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические...

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconМетодические рекомендации «Организация здоровьесберегающей среды в доу» 2011г
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста стр. 1- 4

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconСочинение волшебной сказки по аналогии с традиционной сказкой «Бабушка Метелица»
«Проектирование образовательного процесса в доу в условиях модернизации дошкольного образования»

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу iconПрограмма развития государственного образовательного учреждения для...
Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница