Список используемой литературы




Скачать 160.97 Kb.
НазваниеСписок используемой литературы
страница1/2
Дата публикации14.07.2013
Размер160.97 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Культура > Реферат
  1   2
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение…………………………………………………………………….2

  2. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………3

  3. Стадии, способы и средства социализации личности………………….10

  4. Вопрос……………………………………………………………………..14

  5. Заключение………………………………………………………………..15

  6. Список используемой литературы………………………………………16


Введение
Социологи личности есть учение о личности как социальном су­ществе, действующем в том или ином обществе. Это один из важ­нейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духов­ные и другие — складываются из деятельности людей, представ­ляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побуди­тельных силах их деятельности, ее содержании и социальной на­правленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.

Многие мыслители прошлых эпох, осо­бенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль лич­ности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспи­тании людей, формировании просвещенных и полезных для обще­ства личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это поло­жение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпи­рического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; мар­ксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее дея­тельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии лич­ности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, пси­хоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.

^ Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в со­отношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человече­ской личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо на­чать с понятия «человек», его основных признаков.

Начнем с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, то есть как существо биосоциальное. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному об­щению, обусловившие историческое становление и развитие чело­века современного физического типа, обладающего разумом.

Однако из того, что социальные качества человека, проявляющиеся в его многочисленных социальных свойствах, иг­рают ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизне­деятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма сущест­венна как в функционировании собственно биологического орга­низма человека, так и в его социальной жизнедеятельности.

Основные сущностные свойства человека — его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь, порождены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловече­ские социальные качества, которые возвысили человека над приро­дой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его социальной жизнедеятельности. Так что можно сказать: если со­держание и структура человека биосоциальны, то есть представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения.

Социолог, изучающий человека, исследует, прежде всего, его со­циальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельно­сти. Изучение более конкретных социальных свойств людей — их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особен­ностей их деятельности и т.д., приводит нас к рассмотрению про­блемы отдельных человеческих личностей.

Итак, социальные свойства человека специфических социальных проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны — как свойства опре­деленных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельно­сти и общения. Однако как личности они могут существенно раз­личаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее соци­альное положение, то есть к каким социальным группам она при­надлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоз­зрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность и общество - это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Выше мы касались многих ее сторон. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и в не­котором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения

личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельно­сти. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направ­ленной прежде всего на развитие и реализацию его социально зна­чимых способностей.

Основополагающая жизненная проблема личности — адаптиро­ваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и та­ким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельство: реализуя свои интересы, не­обходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно на­ходить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разруши­тельная) жизнь общества и составляющих его личностей.

Такой подход опровергает постулаты так называемого методоло­гического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнори­руют значение общества и его интересов в жизнедеятельности от­дельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как само­достаточного субъекта, который исключительно сам творит и реа­лизует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Соци­альные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются.

Чего здесь больше — заблуждений или лукавства?? Ведь кажется ясным, что никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, эко­номическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, за­щищаются государством. Все это говорит о том, что методологиче­ский индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практи­ческой точки зрения.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружа­ют несчастные люди, если деградирует общество, в котором он жи­вет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его воз­рождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внут­ренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каж­дой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, лю­бовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установ­ки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

Любая человеческая личность характеризуется прежде всего своим духовным миром. Богат он или беден, широко проявляется в общении с другими людьми или замкнут в самой личности, актив­но влияет на духовное формирование и поведение многих людей — детей, юношей, взрослых — или остается невостребованным, по­степенно тлеет и угасает в данной личности.

Духовное содержание личности формируется под определяю­щим влиянием внешней социальной и природной среды, всех объ­ективных и субъективных факторов ее жизнедеятельности. В той или иной степени оно влияет на деятельность и поведение лично­сти и происходящие в обществе социальные процессы.

К основным элементам духовного содержания личности можно отнести ее эмоции, интеллект и проявления воли, составляющие соответственно эмоциональную, интеллектуальную и волевую сфе­ры ее психики. Свое место в духовном содержании личности зани­мают такие явления ее психики, как интуиция и инстинкты. Они играют свою роль в поведении человека, в его познавательной, производственной, художественной и иной деятельности.

Благодаря психической, прежде всего интеллектуальной, дея­тельности личности ее духовное содержание наполняется знаниями о различных явлениях общества и природы, элементами нравствен­ного, эстетического и религиозного сознания, различными прояв­лениями воли. Вместе с тем вырабатываются и такие явления ду­ховного мира личности, как различные мифы и предрассудки.

К своего рода обобщающим проявлениям духовного содержания личности относятся ее мировоззрение и ценностные ориентации. Во­обще мировоззрение любых социальных субъектов, в том числе классов, других социальных групп, наций, отдельных личностей и т.д. можно характеризовать как внутренне расчлененную структур­ную целостность, в которой взаимодействуют между собой три основ­ные стороны: (1) познавательная, (2) ценностно-ориентировочная и (3) мотивационно-побудительная.

Познавательная сторона мировоззрения - это система знаний о мире (обыденных и научных), мифологических представлений и религиозных взглядов. Все это может быть представлено в сознании отдельной личности в том или ином сочетании. Все зависит от того, насколько развита сама личность и насколько она овладела содержанием соответст­вующих наук.

Как в обыденном, так и в научном сознании личности присут­ствуют соответствующие понятия, суждения и умозаключения, вы­ступающие в том или ином эмоциональном контексте. Ведь лич­ность — не компьютер, а живой человек. Мысля о чем-то, она в той или иной степени испытывает определенные эмоции, выра­жающие, в частности, ее эмоциональное отношение к тому, о чем она мыслит. Поэтому в мировоззрении, как прежде всего миропони­мании, присутствуют соответствующие мироощущения и мировос­приятия. Учет этого бывает очень важным для социолога, который исследует, например, воздействие мировоззрения какой-то лично­сти или множества таковых на их практическую деятельность и прежде всего на их отношение к сложившейся социальной действи­тельности, к тем или иным социальным процессам — экономиче­ским, политическим и другим.

Понятно, что научное мировоззрение влияет на мироощущения и мировосприятия личности, способствует утверждению в ее созна­нии научных представлений о мире и избавляет от разного рода предрассудков и мифов.

Ценностно-ориентированная сторона воспринимает то или иное явление чаше всего с точки зрения его прямого или косвенного значения для себя. Данное об­стоятельство может осознаваться ею более или менее ясно, а может восприниматься на уровне подсознания. Этим обусловлены ее представления об объективной ценности для нее различных предметов и явлений общественной жизни.

Таким образом, формируется избирательное отношение той или иной личности к действительности, которое базируется на опреде­ленной системе ценностей. Так возникает система ее ценностных ориентации как органическая часть ее мировоззрения — его ценно­стно ориентировочная сторона. В данном случае речь идет об ори­ентации личности на определенные духовные ценности — мораль­ные, эстетические, религиозные, а также на политические, право­вые и другие ценности. На основе этих ценностных ориентации она мыслит, действует и ведет себя определенным образом.

Так в наше время ценностные ориентации одних людей направ­лены на духовное обогащение своей жизни, служение своему наро­ду и т.п. Другие люди ориентируются на иные, скажем, только ма­териальные ценности, определяющие нередко их обывательское, а то и антиобщественное поведение. То и другое имеет место в со­временной России.

Социологические исследования ценностных ориентации раз­личных социальных групп и отдельных личностей дают представле­ния об их намерениях и направлениях их социальной активности в ближайшей и отдаленной перспективе.

Мотивационно-побудительная сторона выступает в виде формирующихся в сознании людей потребностей, интересов, целей и идеалов, прямо или кос­венно определяющих мотивы их дея­тельности и их внутренние побуждения и проявления воли.

Таким образом, сформировать у личности определенное миро­воззрение значит существенно обогатить ее духовный мир, сделать едва ли не главное в этом направлении. Формирование у нее со­временных научных знаний о мире, обществе и человеке, системы ценностных ориентации (например, ориентации на такие ценности, как гуманизм, патриотизм, социальная справедливость и т.п.), а также мотивов и побуждений к социально полезной деятельности означает по сути дела ее всестороннее духовное развитие. Это позво­ляет ей самостоятельно разбираться в самых сложных процессах

общественной жизни, что во многом исключает манипуляцию ее сознанием, то есть внушение ей определенного образа мыслей и поведения со стороны кого бы то ни было, в том числе со стороны разного рода своекорыстных политиканов и других манипуляторов. В то же время повышается ее ответственность за свои дела и за судьбы Отечества, в котором личность живет и действует.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Список используемой литературы iconСписок используемой литературы
Происхождение денег

Список используемой литературы iconКонтрольная работа Дисциплина: Мировая экономика Вариант: №23 студент заочного
Список используемой литературы

Список используемой литературы iconСписок используемой литературы
Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,...

Список используемой литературы iconТест 12 Заключение 14 Список используемой литературы 15 Введение
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок

Список используемой литературы iconСписок используемой литературы
Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма...

Список используемой литературы iconПлан введение I кадры Кадры как совокупность двух групп: промышленно-производственная,...
Выводы и предложения Список используемой литературы

Список используемой литературы iconСписок используемой литературы
Вавилоне (VII в до н э.), за ним по одному в столетие храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н э.), статуя Зевса в Олимпии ( V в до н э....

Список используемой литературы icon5 Указания по выполнению контрольной работы №2 117 Список используемой литературы 120
Возможность сосредоточения всех функций системы в одном арме позволяет возложить на работника канцелярии учет делопроизводства и...

Список используемой литературы iconОфтальмология (рекомендательный список литературы)
Настоящий список литературы подготовлен справочно-библиографическим отделом по материалам профессиональных периодических изданий...

Список используемой литературы iconСтоматология (рекомендательный список литературы)
Настоящий список литературы подготовлен справочно-библиографическим отделом по материалам профессиональных периодических изданий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница