Скачать 160.97 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Социологи личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; марксистской социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие. ^ Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», его основных признаков. Начнем с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, то есть как существо биосоциальное. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом. Однако из того, что социальные качества человека, проявляющиеся в его многочисленных социальных свойствах, играют ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизнедеятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма существенна как в функционировании собственно биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности. Основные сущностные свойства человека — его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь, порождены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловеческие социальные качества, которые возвысили человека над природой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его социальной жизнедеятельности. Так что можно сказать: если содержание и структура человека биосоциальны, то есть представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения. Социолог, изучающий человека, исследует, прежде всего, его социальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельности. Изучение более конкретных социальных свойств людей — их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особенностей их деятельности и т.д., приводит нас к рассмотрению проблемы отдельных человеческих личностей. Итак, социальные свойства человека специфических социальных проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны — как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой. Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Личность и общество - это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Выше мы касались многих ее сторон. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и в некотором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы. Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельство: реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей. Такой подход опровергает постулаты так называемого методологического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнорируют значение общества и его интересов в жизнедеятельности отдельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как самодостаточного субъекта, который исключительно сам творит и реализует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Социальные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются. Чего здесь больше — заблуждений или лукавства?? Ведь кажется ясным, что никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. Все это говорит о том, что методологический индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практической точки зрения. Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств. Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ. Любая человеческая личность характеризуется прежде всего своим духовным миром. Богат он или беден, широко проявляется в общении с другими людьми или замкнут в самой личности, активно влияет на духовное формирование и поведение многих людей — детей, юношей, взрослых — или остается невостребованным, постепенно тлеет и угасает в данной личности. Духовное содержание личности формируется под определяющим влиянием внешней социальной и природной среды, всех объективных и субъективных факторов ее жизнедеятельности. В той или иной степени оно влияет на деятельность и поведение личности и происходящие в обществе социальные процессы. К основным элементам духовного содержания личности можно отнести ее эмоции, интеллект и проявления воли, составляющие соответственно эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы ее психики. Свое место в духовном содержании личности занимают такие явления ее психики, как интуиция и инстинкты. Они играют свою роль в поведении человека, в его познавательной, производственной, художественной и иной деятельности. Благодаря психической, прежде всего интеллектуальной, деятельности личности ее духовное содержание наполняется знаниями о различных явлениях общества и природы, элементами нравственного, эстетического и религиозного сознания, различными проявлениями воли. Вместе с тем вырабатываются и такие явления духовного мира личности, как различные мифы и предрассудки. К своего рода обобщающим проявлениям духовного содержания личности относятся ее мировоззрение и ценностные ориентации. Вообще мировоззрение любых социальных субъектов, в том числе классов, других социальных групп, наций, отдельных личностей и т.д. можно характеризовать как внутренне расчлененную структурную целостность, в которой взаимодействуют между собой три основные стороны: (1) познавательная, (2) ценностно-ориентировочная и (3) мотивационно-побудительная. Познавательная сторона мировоззрения - это система знаний о мире (обыденных и научных), мифологических представлений и религиозных взглядов. Все это может быть представлено в сознании отдельной личности в том или ином сочетании. Все зависит от того, насколько развита сама личность и насколько она овладела содержанием соответствующих наук. Как в обыденном, так и в научном сознании личности присутствуют соответствующие понятия, суждения и умозаключения, выступающие в том или ином эмоциональном контексте. Ведь личность — не компьютер, а живой человек. Мысля о чем-то, она в той или иной степени испытывает определенные эмоции, выражающие, в частности, ее эмоциональное отношение к тому, о чем она мыслит. Поэтому в мировоззрении, как прежде всего миропонимании, присутствуют соответствующие мироощущения и мировосприятия. Учет этого бывает очень важным для социолога, который исследует, например, воздействие мировоззрения какой-то личности или множества таковых на их практическую деятельность и прежде всего на их отношение к сложившейся социальной действительности, к тем или иным социальным процессам — экономическим, политическим и другим. Понятно, что научное мировоззрение влияет на мироощущения и мировосприятия личности, способствует утверждению в ее сознании научных представлений о мире и избавляет от разного рода предрассудков и мифов. Ценностно-ориентированная сторона воспринимает то или иное явление чаше всего с точки зрения его прямого или косвенного значения для себя. Данное обстоятельство может осознаваться ею более или менее ясно, а может восприниматься на уровне подсознания. Этим обусловлены ее представления об объективной ценности для нее различных предметов и явлений общественной жизни. Таким образом, формируется избирательное отношение той или иной личности к действительности, которое базируется на определенной системе ценностей. Так возникает система ее ценностных ориентации как органическая часть ее мировоззрения — его ценностно ориентировочная сторона. В данном случае речь идет об ориентации личности на определенные духовные ценности — моральные, эстетические, религиозные, а также на политические, правовые и другие ценности. На основе этих ценностных ориентации она мыслит, действует и ведет себя определенным образом. Так в наше время ценностные ориентации одних людей направлены на духовное обогащение своей жизни, служение своему народу и т.п. Другие люди ориентируются на иные, скажем, только материальные ценности, определяющие нередко их обывательское, а то и антиобщественное поведение. То и другое имеет место в современной России. Социологические исследования ценностных ориентации различных социальных групп и отдельных личностей дают представления об их намерениях и направлениях их социальной активности в ближайшей и отдаленной перспективе. Мотивационно-побудительная сторона выступает в виде формирующихся в сознании людей потребностей, интересов, целей и идеалов, прямо или косвенно определяющих мотивы их деятельности и их внутренние побуждения и проявления воли. Таким образом, сформировать у личности определенное мировоззрение значит существенно обогатить ее духовный мир, сделать едва ли не главное в этом направлении. Формирование у нее современных научных знаний о мире, обществе и человеке, системы ценностных ориентации (например, ориентации на такие ценности, как гуманизм, патриотизм, социальная справедливость и т.п.), а также мотивов и побуждений к социально полезной деятельности означает по сути дела ее всестороннее духовное развитие. Это позволяет ей самостоятельно разбираться в самых сложных процессах общественной жизни, что во многом исключает манипуляцию ее сознанием, то есть внушение ей определенного образа мыслей и поведения со стороны кого бы то ни было, в том числе со стороны разного рода своекорыстных политиканов и других манипуляторов. В то же время повышается ее ответственность за свои дела и за судьбы Отечества, в котором личность живет и действует. |
![]() | Происхождение денег | ![]() | Список используемой литературы |
![]() | Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,... | ![]() | Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок |
![]() | Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма... | ![]() | Выводы и предложения Список используемой литературы |
![]() | Вавилоне (VII в до н э.), за ним по одному в столетие храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н э.), статуя Зевса в Олимпии ( V в до н э.... | ![]() | Возможность сосредоточения всех функций системы в одном арме позволяет возложить на работника канцелярии учет делопроизводства и... |
![]() | Настоящий список литературы подготовлен справочно-библиографическим отделом по материалам профессиональных периодических изданий... | ![]() | Настоящий список литературы подготовлен справочно-библиографическим отделом по материалам профессиональных периодических изданий... |