Концептуальный диалог синергетики и постмодерна




Скачать 59.26 Kb.
НазваниеКонцептуальный диалог синергетики и постмодерна
Дата публикации19.03.2013
Размер59.26 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
Концептуальный диалог синергетики и постмодерна

А.А. Ткачев

ВятГГУ, аспирант 2 курса специальности «Онтология и теория познания»
Постмодернизм и синергетика — две наиболее выдающиеся концепции в науке и философии конца XX в. Принципы, заложенные в основы их структур, инновационны, предельно категоричны и не вписываются в предыдущие научно-исследовательские программы. Синергетика полагает объектом своего изучения все виды самоорганизующихся систем, а именно принципы их саморегуляции. Постмодернизм претендует на роль метафилософской парадигмы и объектом изучения предполагает окружающий мир во всем его многообразии. Постмодернизм, универсально трактуя свои базовые положения, дает альтернативную картину мира, раскрывая ее внутренние особенности существования. В то время как исторический процесс в подавляющем большинстве случаев рассматривается протяженным во времени, имеющим определенную структуру и принципы функционирования. Анализ этих составляющих позволяет говорить о какой-либо специфике истории и том или ином способе детерминации исторических явлений. Именно на этой основе могут осуществляться прогнозы на будущее.

В основании синергетической парадигмы, применительно к динамическим процессам, лежит принцип необратимости времени. Другими словами, если в традиционном естествознании «...мы мгновенно поменяем направление всех скоростей системы движущихся тел, эта система побежит в обратном направлении последовательно через все состояния, через которые она пришла к точке инверсии» [1,c.47], то в синергетической концепции, постулируется необратимость времени. Данная концепция фундирована открытиями в области квантовой механики и специальной теории относительности.

И. Пригожин выделяет, как минимум, три условия, которым отвечает история. Это необратимость, возможность появления новых связей и вероятность. В этом утверждении синергетика постулирует новую концепцию времени для науки. Изучение процессов самоорганизации доказывает, что именно необратимость есть механизм, создающий порядок из хаоса. Исследования в области синергетики М. Маркуса, С. Хокинга, Д.Н.Паркса выявили специфическую значимость содержательной стороны фактора времени в процессе самоорганизации макроструктур. Так, качественные параметры диссипативных структур имеют непосредственную зависимость от начальных условий и полностью «зависят от предыстории системы». На основании того, что у хаотической динамики имеется «существенная зависимость от начальных условий» сформулирован тезис, где «материя как объект современных физических законов не есть данность, но продукт истории» [1,c.96]. В рамках изложенной синергетической концепции правильным будет следующее утверждение: молекулы, образующие природные системы являются результатом предшествующей эволюции. Иными словами, поведение системы в том или ином состоянии напрямую зависит от последовательности изменения и самого набора изменяемых параметров.

С. Хокинг представляет всю историю в космологическом масштабе, как историю времени. Пригожин подтверждает, что «ныне физика обрела точку опоры не в отрицании времени, а в открытии времени во всех областях реальности» [1,c.69], «в каждой области физики мы вновь и вновь находим связанное со становлением материи необратимое время» [1,c.69]. Необратимость выступает как сущностная характеристика мира. «Мы живем в мире, где симметрия между прошлым и будущим нарушена, в мире, где необратимые процессы ведут к равновесию в будущем» [2,c.221]. Отсюда следует, что мы существуем в процессуальном мире, который постоянно возникает, находится на стадии становления.

Синергетика ориентирует не столько «от бытия к становлению», сколько к отказу от деления и изоляции в изучении «мира бытия» и «мира становления». Происходит переориентация и задается новая установка на интеграцию и синтез в исследовании. «Мы считаем, что бытие и становление должны рассматриваться не как противоположности, противоречащие друг другу, а как два соотносимых аспекта реальности» [1,c.145]. Очевидно, возникла потребность в синтезе наук о «наличном бытии» и наук о «процессе становления», отталкивающихся от новой концепции необратимого времени. Реализация данной потребности возможна за счет междисциплинарного синтеза.

Социально-гуманитарное познание опиралось на идею анизотропности времени, в то время как научно ориентированное естествознание использовало вневременной подход. Такая позиция нашла отражение у Ч.Сноу в его рассуждении о «двух культурах». Именно укорененность во времени гуманитаристики может служить поводом для обвинений в ненаучности гуманитарных наук. Синтез должен решить задачу преодоления, противопоставляемых друг другу сфер человеческой истории и материального мира.

Постмодернизм, как парадигма, обладает рядом комплексных идей. Так, заложенная в основу философии постмодернизма, идея темпоральности, ведет к включению в сферу рассмотрения гуманитарных наук феномена пространства. Постмодернизм строит свою программу, отталкиваясь от традиции модернизма, которому был характерен отказ от идеи времени через отрицание идеи прошлого и идеи преемственности. Это направление развивается, опираясь на неклассическую философию, пытаясь осмыслить идею времени, как таковую.

То, что в неклассическом естествознании осуществила синергетика, в неклассической философии было реализовано Хайдеггером. Именно он показал, что всякий вопрос об онтологии можно решить, лишь через феномен времени. Его работа «Бытие и время» переводит мышление с пути «бытия» на путь «становления». Философский постмодернизм дополняет свое содержание вышеуказанным отношением к феномену времени. Вся философия постмодернизма пронизана интересом к вопросу о времени. Так, у Рикера «наиболее отвечавшим новому исследованию критерием была оценка различных человеческих активностей с точки зрения их продолжительности во времени» [3,c.520]. Сартр пишет, что «время — это... связь, и Я имеет временной характер даже в самом своем бытии. Это значит, что Я не просто не боится времени, оно нуждается в нем для самоосуществления» [4,c.320]. Фуко задает вектор развития, говоря что «речь идет о том, чтобы превратить историю в противоположность памяти и, как следствие, развернуть в ней иную форму времени» [5,c.74-75].

Любая идеология с позиций постмодерна есть «ложное сознание». Идеология фундируется идеей прогресса, в то время, как постмодерн не признает идею линейной истории и линейного прогресса. Постмодерн рефлексирует собственное состояние как процессуальную постсовременность, разворачивающуюся после времени. Постмодернизм ломает линейный вектор времени, конституируя, тем самым, «конец истории».

Взамен линейной и другим видам интерпретаций истории Делез и Гваттари используют принцип ризомного понимания исторических процессов. Так, ризома с множеством ветвей в виде аттракторов и их пересечений, как точек бифуркации, полностью меняет представление о системных принципах развития истории. С позиции постмодернизма история, как таковая не существует. Постмодернизм отказывает истории в статусе цельной, единой, унифицированной, непрерывной структуры. Такая интерпретация истории строится на принципиальном отрицании всех предыдущих вариантов интерпретации исторических процессов. Используя принцип ризомы, как метапаттерна истории, постмодернизм придает ей качества дискретности и дифференцированности на всех уровнях. История выглядит как некий хаотичный полиморфный процесс без конкретного объекта.

Применительно к тексту постмодернизм формирует «принцип необратимости». У Р. Барта «необратимость рассказа» выводится из того, как сюжетная программа ведет фабулу через вопрос к ответу. Аналогии между постмодернизмом и синергетикой можно проследить через существование похожих функциональных составляющих. У Деррида концептуальными фигурами выступают авторские: «след», «отсрочка», «замещение»; у Р. Барта «память знака» и другие. Перечисленные составляющие элементы выполняют в постмодернизме роль, аналогичную той, что выполняют в синергетике «память химической реакции» или «обретение системой прошлого». И те, и другие элементы подтверждают принцип зависимости настоящего состояния системы от особенностей ее предыдущего развития и эволюции в целом.

Таким образом, явления смысла и времени в рамках философии постмодернизма имеют тесную содержательную связь. Время в постмодернизме и синергетике осознается как конструкция. Как и синергетика, философия постмодернизма, повернув от исследования «бытия» к аналитике «становления», формирует стратегию объединения и синтетического изучения их, как двух аспектов одной реальности. Можно утверждать, что идеи ризомности и необратимости времени выступают коррелятами между постмодерном и синергетикой. Они создают точку сопряжения, благодаря которой, между ними происходит синтез, и открываются дополнительные возможности дальнейшего симбиотического развития.

Примечания:

  1. Пригожин, И., Стенгерс, И., Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. - М.: Прогресс, 1986. — 432с.

  2. Пригожин, И., Николис, Г., Познание сложного: Синергетика от прошлого к будущему. – М.: ЛКИ, 2008. – 354с.

  3. Рикёр, П., Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2002. – 624с.

  4. Сартр, Ж.-П., Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638с.

  5. Фуко, М., Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. – Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconАлександр Дугин Конспирология Конспирология — веселая наука постмодерна
Данная книга является первой попыткой проанализировать конспирологию как социальное и культурное явление, как концептуальный синдром...

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconПостфеноменология и социальность в эпоху постмодерна. Эпоха постмодерна
Постфеноменология и социальность в эпоху постмодерна //, Екб.: УрГУ, 2008, Вып. №3-4 (9-10), с. 13-21

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconЮ. В. Веселов экономическая социология постмодерна
Поэтому обращение к теме модерна и постмодерна в экономической социологии нам кажется своевременным и актуальным

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconБудущие синергетики или немного саморефлексии
К какому главному выводу о путях современной науки приводит опыт развития синергетики? Какое будущее ожидает синергетику?

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconПроблема субъекта и объекта в философии постмодерна
Очевидно, лишь её философский анализ позволяет говорить о состоянии современной науки как постмодернистском. В рамках данной работы...

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconГаврилов Н. А., Имакаев В. Р формирование модели сетевой структуры...
Формирование модели сетевой структуры обмена опытом педагогов как результата синергетики образовательных систем

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconПсихологи сумели обучить шимпанзе некоторым жестам глухонемых. Но,...
«не дослушав», убегает. Видимо, способность слушать свойство человека, приобретенное им в процессе длительной эволюции. Умение вести...

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconФлуктуации. Бифуркации
Флуктуации, или незначительные, случайные возмущения в системе, играют, согласно моделям синергетики, тройственную роль

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconУправляемый хаос
Рассмотрено синергетическое направление в философии сциентизма. На многочисленных примерах показана субъективистская сущность синергетики...

Концептуальный диалог синергетики и постмодерна iconЛюбовь Подлипская Часть 1 27-28 марта 2007 года
Проповедники “закона притяжения” упускают ключевые элементы. Мои последние опыты и опыты моей семьи помогают заполнить концептуальный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница