Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок»




Скачать 81.14 Kb.
НазваниеПартнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок»
Дата публикации04.07.2013
Размер81.14 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
Партнерство МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания
Бондаренко С.В.,

заместитель директора по УВР

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок»

В статье автор делится опытом работы учреждения дополнительного образования с предприятиями и организациями различного уровня подчинения и направлением работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Рассматриваются формы и результаты взаимодействия.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества, олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины 19в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер, и было построено на основе коммунистической идеологии. В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьное краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер.

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. Вначале 1990-х годов в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

Вначале ХХI века в России в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства. Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто и сделать это одному учреждению не под силу. Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены все возрастные категории граждан. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив.

Понимая это, МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» взял за основу формирования и реализации общей стратегии патриотического воспитания партнерство с социальными объектами воспитания: территориальным управлением ж.р.Кедровка, Промышленновский, Союзом Молодежи Кузбасса, Советом ветеранов жилого района Кедровка г.Кемерово, Центром социального обслуживания населения, Центром по работе с населением «Кедр», отделением милиции №9 ж.р.Кедровка, разрезом «Кедровский», УК «Мегаполис» (жилищно-коммунальное предприятие), детской областной газетой «Свежий ветер», общеобразовательными школами.

Взаимодействие с учреждениями и организациями, за исключением Территориального управления ж.р.Кедровка, Промышленновский, осуществляется на основании заключенных договоров, по разработанным планам совместной деятельности.

В совместной работе выделяется несколько основополагающих ориентиров, формирующих единое пространство патриотического воспитания района:

- создание системы патриотического воспитания детей и молодежи через совместное комплексное взаимодействие. Характер данного вида деятельности выражается в сочетании обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти (работа в музее «Край родной», реализация городской программы «С любовью к городу», реализация программы учреждения по патриотическому воспитанию «Из поколения в поколение»);

- стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной, патриотической направленности (организация и проведение акций «Тепло наших рук», «Примите наши поздравления» - проведение выездных мини-концертов для не мобильных людей по месту жительства, для ветеранов войн в Областном госпитале);

- создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов детей и молодежи в объединениях по интересам (ежегодное анкетирование родителей и обучающихся с целью изучения образовательных потребностей и в последующем внесение корректировок в учебный план учреждения);

- кадровое обеспечение деятельности учебно-воспитательных комплексов (подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений, проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен);

- подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания;

- развитие органов ученического самоуправление, детских общественных объединений и организаций, поддержание молодежных инициатив (сотрудничество с Союзом Молодежи Кузбасса, совместное проведение мероприятий, организация работы трудовых объединений старшеклассников, органов ученического самоуправления).

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды. Подростки совместно с педагогами снимают видеоролики на злободневные темы, в которых освещают проблемы здоровьесбережения, экологической безопасности, сохранения культурных традиций. Используя материалы съемок, проводят пропагандистскую работу в образовательных учреждениях, поднимают социально-значимые вопросы в периодических печатных изданиях - детской областной газете «Свежий ветер» и районной газете «Кедровский вестник».

Большую роль в патриотическом воспитании играет сотрудничество с разрезом «Кедровский», который своим отношением показывает пример уважения к старшему поколению, который не оставляет своих работников один на один с трудной жизненной ситуацией, показывая пример взаимовыручки. Доброй традицией разреза является преемственность поколений, уважительное и бережное отношение к семейным династиям, общение с подрастающим поколением на равных. Все это позволяет детям чувствовать важность, казалось бы, не значительной работы по рекультивации отвалов разреза, к которой привлекают ребят на добровольной основе.

Дети, видя отношение взрослых к своей малой Родине стремятся выглядеть достойными своим родителям: активно принимают участие в весенне-осенний период, практически в еженедельных акциях «Чистый двор - чистая улица - чистый район» по уборке территории, в озеленении улиц ж.р.Кедровка, которые проводятся под патронажем территориального управления ж.р.Кедровка и УК «Мегаполис». И когда люди, приезжающие в Кедровку в качестве гостей восхищенно говорят: «Какой чистый и красивый поселок!», не раз приходилось видеть гордость в глазах детей от осознания того, что и они к этому причастны.

Большую роль в патриотическом воспитании играет совместная работа с отделением милиции №9 ж.р.Кедровка, которая включает в себя не только просветительскую и профилактическую работу по правонарушениям, моральному облику подрастающего поколения, но и традиционное мероприятие «Я – гражданин России» по вручению первого паспорта подросткам. Мероприятие проходит с обязательным приглашением родителей, ветеранов войны и труда, видных общественных деятелей района. В ходе него рассказывается о значении паспорта, символике России, Кемеровской области, г.Кемерово, гражданском долге. Из беседы с участниками отмечается, что вручение паспорта в такой обстановке несет очень серьезную воспитательную нагрузку, нежели подросток просто получает его в отделении милиции.

Совместная комплексная работа различных, по сути организаций, по патриотическому воспитанию подрастающего поколения действенна. Поскольку, не потеряются из виду в воспитательном процессе традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эта связь выражается через следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя».

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, традиций малой Родины. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Используемая литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». – М., 2001.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007.

  3. Леванова Е.А., Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика [Текст]: Методическое пособие \Е.А.Леванова, С.Б.Серякова, Т.В. Пушкарева, Е.В.Лисецкая – М., 2007.

  4. Вяземский Е.Е., Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма[Текст]: Методическое пособие \ Вяземский Е.Е. - М., 2007.

  5. Вяземский Е.Е., Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения[Текст]: \ Е.Е.Вяземский, И.В. Следзевский, А.Д. Саватеев\, \ Преподавание истории и обществознания в школе:- 2002. № 4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconМбоу дод «цртдю «Светлячок»
Организация работы моу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» по здоровьесбережению обучающихся

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconДополнительного образования детей «центр развития творчества детей...
Настоящее Положение разработано на основании Законов РФ "Об образовании", "О защите прав потребителей"; Правил оказания платных образовательных...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconОтчет о деятельности мбоу дод «цртдю «Светлячок»
В 2012-2013 учебном году учебным планом были запланированы занятия для 639 обучающихся, фактическая наполняемость творческих объединений...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconАвтор: Л. С. Обласова, канд пед наук, зам директора по научно-методической...
Автор: Л. С. Обласова, канд пед наук, зам директора по научно-методической работе боу дод «Центр развития творчества детей и юношества...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconОбъединения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр развития творчества детей и юношества...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconМбоу дод цртдю
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconДиректор боу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconСправка о состоянии работы по военно-патриотическому воспитанию у...
Директор мбоу сош №8 Назаралиева Шекерханум Шекерханум Ниязовна, заместитель директора по воспитательной работе Кадырова Гюльнара...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconКонкурс организует и проводит Учебно-методический центр безопасности...
Городской конкурс по пропаганде безопасности дорожного движения «Юный автомобилист» (далее Конкурс) является лично-командным первенством...

Партнерство мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества «Светлячок» в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с социальными субъектами воспитания Бондаренко С. В., заместитель директора по УВР мбоу дод «цртдю «Светлячок» iconМбоу дод ддт «Городской» им. С. А. Шмакова Протокол №1 от 28 августа...
Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок оказания платных дополнительных образовательных и других услуг в мбоу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница