Почему мы не слышим спасительные шофары?




Скачать 72.33 Kb.
НазваниеПочему мы не слышим спасительные шофары?
Дата публикации19.06.2013
Размер72.33 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > История > Вопрос
П.Полонский

(1995 г.)

Геула и Катастрофа

1. Связь между "марором" и Катастрофой
2. Почему мы не слышим спасительные шофары?
3. Кто несёт ответственность за Катастрофу?
4. Опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик

1. Связь между "марором" и Катастрофой

Кончается Песах, и первой же выделенной датой еврейского календаря после него оказывается 27 Нисана - День Катастрофы европейского еврейства. К сожалению, связь этих дней не случайна.

У многих народов есть традиционные кушанья, которые они едят в свои национальные и религиозные праздники; и всегда эта традиционная еда вкусная и сладкая. И только еврейский народ оказывается исключением - у него, единственного из всех, в традиционную Пасхальную еду входит "марор", назначение которого в том, чтобы напомнить нам о горечи именно в разгар празднования.

Песах - это праздник освобождения, Геулы, избавления; и он является не только памятью об Исходе из Египта, но и принципиальной схемой процесса Избавления вообще - и, в том числе, с выходом из Галута и постепенным (еще не законченным на сегодня) построением еврейского государства в наши дни. Внутри этого процесса заключена не только радость избавления, но и горечь катастрофы; и когда, на Пасхальном Седере, мы складываем и едим вместе мацу (символ Геулы) и марор (символ Катастрофы) - то мы еще раз подтверждаем глубокую связь, этих понятий.

На Пасхальном Седере мы едим "горькую зелень" дважды - один раз отдельно ("марор"), другой раз вместе с мацой ("корех"). И в этом мы можем увидеть соответствие двум Катастрофам, которые произошли с нашими предками в Египте: одна - это порабощение в самом Египте, вторая - гибель в процессе Исхода тех евреев, которые не хотели уходить из Галута. Эти две трагедии, как мне кажется, соответствуют (хотя и в противоположной хронологической последовательности) двум катастрофическим ситуациям в нашем веке: первой, унесшей 6 миллионов жизней непосредственно перед Исходом; и второй, которой грозит нам опьянение идеей "Нового Ближнего Востока".

^ 2. Почему мы не слышим спасительные шофары?

В наше время принято останавливаться в молчании перед Катастрофой, и попытки того или иного теологического объяснения ее воспринимаются многими почти как святотатство. Более того, есть немало людей, которые оправдывают Катастрофой свой атеизм; "Как можно верить в Бога, если Он допустил уничтожение шести миллионов евреев?" - говорят они. И здесь, мне кажется, что после того, как прошло уже 50 лет со времени этих событий, мы должны не побояться и сказать самим себе: да, с религиозной точки зрения, главной причиной Катастрофы явилась наша собственная вина. Рав А.-И.Кук, еще в 1920-е годы, говорил: есть три Шофара, в которые трубит Бог, призывая евреев к Исходу из Галута. Большой шофар - это любовь к Эрец-Исраэль. Если евреи его не слышат, то Бог трубит в Средний шофар, и это - желание восстановления еврейской национальной жизни. Если же евреи не слышат и этот шофар, то Богу ничего не остается, кроме как трубить в Малый шофар, и это - погромы и преследования, которые, согласно метафоре, данной у пророков, "за волосы вытаскивают евреев из Галута". В 1920-е и даже 30-е годы призыв Большого и Среднего шофаров не был услышан евреями. Большинство харедимных руководителей ортодоксального еврейства Польши, Западной Украины и Литвы выступили против сионизма, против "самовольного" переселения евреев в Эрец- Исраэль. Принципиальными антисионистами были также и лидеры реформистского иудаизма, в идеологии которых вплоть до самой Катастрофы одну из основ составляла идея отказа от Эрец-Исраэль и интеграции в жизнь народов Европы, желание стать "французами или немцами Моисеева вероисповедания". Ничем не лучше них вели себя и евреи-атеисты, видевшие, в большинстве своем, спасение в социализме, а не в сионизме. В конечном счете, почти все части еврейского народа проявили нежелание выходить из Галута, и это привело к тому, что мы были "выдраны за волосы из Галута", оставляя за собой куски живого мяса.

^ 3. Кто несёт ответственность за Катастрофу?

А ведь модель подобной Катастрофы содержится еще в истории Исхода из Египта. Мидраш рассказывает, что, несмотря на все предупреждения, на "Большой" и "Средний" шофары (казни Египетские), целых 4/5 народа - несколько миллионов евреев! - не хотели уходить из Египта, и они погибли во время 9-й казни, "тьмы", предшествовавшей Исходу. Кто был виноват в этой Катастрофе? - Только мы сами, не хотевшие услышать призыв к переезду в Эрец-Исраэль.

Подобная ответственность нас самих за катастрофу прослеживает Пасхальная Агада и в истории собственно рабства египетского. Да, пребывание евреев в Египте было обусловлено Божественным провидением; но жестокое притеснение со стороны египтян было, в конце концов, вызвано нашими собственными действиями. Когда евреи пришли в Египет по приглашению Фараона, то ситуация в Египте показалась им настолько хорошей, что они быстро забыли, что сначала лишь временно планировали они переждать там голод. А за то, что решили евреи, что могут они "жить, как все нормальные народы" и быть подобными своим соседям, - пришло рабство и притеснение, и бросание детей в реку. Чтобы помнить о том, что именно опьянение дружбой с египтянами привело нас к рабству, в качестве "марора" выбирают такую зелень, которая вначале сладкая, а потом горькая - как отрезвление от иллюзий.

^ 4. Опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик

И если сегодня опьянение "мирным процессом" заведет нас в тупик и приведет, не дай Бог, к новой катастрофе - кого мы будем в ней винить? Скажем ли мы опять "как же это Бог допустил столь неожиданное и жестокое разрушение в еврейском государстве?" Или поймем, что мы сами не слушали предупреждений, не слушали ни Большой шофар (желание владеть Иудеей и Самарией из любви к своей земле - кто вообще сегодня обсуждает серьезно подобные доводы!), ни Средний Шофар (желание сохранить контроль над "территориями" ради безопасности)? Не этим ли мы сами вынуждаем Бога трубить в Малый Шофар?

День памяти жертв Катастрофы должен научить нас ответственности. Постараемся же прислушаться к Большому и Среднему Шофару, чтобы не заставлять Бога трубить в Малый.
Религиозный подход к Катастрофе

1. Первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа
2. Не надо надеяться, что объяснение появится в иудаизме в будущем
3. Соображения, полезные в поисках собственного ответа на вопрос

Катастрофа Второй мировой войны не является единственной

И если бы потеряли веру при прежних катастрофах - сегодня некому было бы спрашивать

Надо спрашивать себя не "Какое объяснение...", а "Что Бог от меня хочет в связи с Катастрофой?"

^ 1. Первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа

Каждый раз, когда я выступаю с лекциями об иудаизме перед какой-нибудь новой аудиторией, и предлагаю слушателям задать любой интересующий их вопрос, то почти всегда одним из первых бывает вопрос о религиозном подходе к Катастрофе. Особенно велика вероятность, что именно такой вопрос будет задан, если в аудитории есть люди пожилого возраста. Они спрашивают: "Как же вы, религиозный человек, можете согласовать Божественное Милосердие с тем, что во время Второй мировой войны погибла треть еврейского народа?"

И поскольку приближается День Катастрофы, то я хотел бы посветить этому вопросу сегодняшнюю статью.

Первым шагом, который должен помочь нам приблизиться к пониманию этой проблемы, - и, также первым ответом, который я даю слушателям, задающим вопрос о Катастрофе, - является ответ: "Я не знаю". Иными словами, первым шагом к пониманию является признание отсутствия ответа. Действительно, я не имею никакой точной схемы, которая давала бы рациональный ответ на поставленный вопрос. Более того - любая попытка четкого ответа, предполагающая "решение проблемы" и, следовательно, закрытие вопроса, - представляется недостойной и аморальной, и уже поэтому неверной. И также любая попытка дать Катастрофе некое "стандартное" религиозное объяснение, например, объяснить ее Божественным наказанием за невыполнение тех или иных заповедей, - интуитивно ощущается нами, как морально ущербная. А ведь моральное чувство есть проявление Бога в нашей душе, и поэтому, если какое-то объяснение противоречит этому Божественному проявлению, то это означает, что в таком объяснении что-то не так. И поэтому первым шагом в направлении понимания является отказ от объяснения, и осознание того, что "Я не знаю".

^ 2. Не надо надеяться на то, что объяснение появится в иудаизме в будущем

При этом следует все же заметить, что отсутствие на сегодняшний день объяснения Катастрофы вовсе не означает, что такое объяснение не появится в иудаизме в будущем. (Под "иудаизмом" здесь, как и во всех других статьях, - я, естественно, понимаю ортодоксальное направление еврейской религии.) Иудаизм - это система динамичная и развивающаяся; и несмотря на то, что в настоящее время у меня нет ответа на вопрос о религиозном объяснении Катастрофы (как, кстати, нет ответа и на многие другие религиозно-философские проблемы), - не следует отбрасывать надежду, что через некоторое время - десять, пятьдесят или сто лет, - такой ответ появится. И здесь надо отметить, что сама постановка проблемы - "где же был Бог!?" - является очень даже правильной и еврейски-религиозной. Все книги пророков полны великой жаждой человека увидеть Божественную руку в истории, увидеть логику и смысл в окружающей нас жизни, понять, "где же был Бог". Но, как сказано в Торе, указал Бог даже Моисею, что не может он увидеть Лица Бога, (т.е. понять настоящее и будущее), но только оглядываясь назад, в прошлое, и чем меньше уровень наш как пророков - тем большая дистанция при взгляде в прошлое необходима нам, чтобы увидеть Его.

^ 3. Соображения, полезные в поисках собственного ответа на вопрос

Итак, фундамент религиозного понимания ответа на вопрос о Катастрофе состоит в том, что такого ответа сейчас у нас нет. Однако было бы совершенно неверно на этом остановиться. У нас нет ответа, "снимающего вопрос", но имеется ряд идей, над которыми стоит подумать. Я попытаюсь изложить некоторые соображения, которые могут оказаться полезными читателю, в его поисках собственного, личного ответа на вопрос о религиозном отношении к Катастрофе. Понятно, что ни одно из этих соображений не является ответом, а они могут только служить направлениями размышления.

Соображения эти такие:

1. Катастрофа Второй мировой войны не является единственной в еврейской истории. Она является, конечно, событием уникальным, но все же лишь одной из постигших народ Израиля Катастроф. Разрушение Первого (6 в. до н.э.) и Второго (1 в. н.э.) Храмов, а также поражение восстания Бар Кохбы (2 в н.э.) были никак не меньшими катастрофами, чем Вторая Мировая война. Во время каждой из этих катастроф число погибших тоже исчислялось третью народа, и, кроме того, было разрушено еврейское государство, и евреи были изгнаны из своей страны. А в нашем веке, при всех его ужасах, все же невозможно при оценке "Божественного милосердия" игнорировать тот факт, что, несмотря на катастрофу, еврейская жизнь в Эрец-Исраэль и Государство Израиль были созданы.

2.Кстати, если бы в связи с происходившими в древности Катастрофами евреи потеряли веру в Божественное провидение, то на сегодняшний день еврейский народ не существовал бы, и вопрос задавать было бы некому.

З. Важно понять, что в жизни очень часто правильным ответом на случившееся является не объяснение, а действие. Возможно, нам следует смириться с тем, что мы не можем объяснить Божественные планы, однако действовать при этом мы обязаны. И поэтому религиозный вопрос к Катастрофе должен быть сформулирован не словами "как объяснить...?", но словами: "Что Бог от меня хочет в связи с Катастрофой?" Обдумывание религиозной мысли в этом направлении я оставляю читателям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Почему мы не слышим спасительные шофары? icon1 Часто задаваемые вопросы
Почему тампоны являются надежным препаратом? Почему после применения тампонов, наблюдается эффект омоложения? Почему препарат обладает...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconКрепкая семья, супружество… Как часто мы слышим эти слова из всех...
Крепкая семья, супружество… Как часто мы слышим эти слова из всех источников массмедиа. И православных тоже. Но это только слова,...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconВ. Г. Колташов Диалектическая психология
Что нами движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему ведем себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас желать нового? Почему...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconВ недельной главе “Бо” (“Войди”) рассказывается о последних трех...
Почему б-г покарал Египет именно десятью казнями? Может быть, достаточно было бы восьми или девяти? Или наоборот — и десяти недостаточно?...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconБлижнем Востоке Дерек Принс Сцена подготовлена Мир полностью готов к ужасному концу
Это не случайность, что новостях мы постоянно слышим об Израиле, крошечной стране на Ближнем Востоке

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconЭти «проклятые вопросы»
«Почему мы страдаем? Почему в мире столько не­справедливости? Какой смысл в горе и страданиях?»

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconПутешествие в сверхъестественное
Верите ли вы в то, что в мире существуют такие сверхъестественные силы как Бог и Сатана? Почему и почему нет?

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconАдам Джексон "Десять секретов счастья"
«Я просто хочу быть счастливым». Почему же тогда счастливых людей так мало? Почему одной из самых быстро развивающихся областей в...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconАлександр Торин Кризис 1998-1999
Кстати, о турбине. Вон она, рядом, за иллюминатором. Скажите мне, ради всех святых, почему эта круглая громадина так гадко дрожит,...

Почему мы не слышим спасительные шофары? iconКогда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?
Почему внешнеполитические успехи России в первой половине XIX в сменились поражением в Крымской (Восточной) войне?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница