«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается




Скачать 145.55 Kb.
Название«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается
страница1/2
Дата публикации18.06.2013
Размер145.55 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2


Международное историко – просветительское, благотворительное и правозащитное

общество «Мемориал»,

Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева,

Союз краеведов России,

Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного

гуманитарного университета
XIV ежегодный всероссийский конкурс

исторических исследовательских работ старшеклассников

«Человек в истории. Россия – XX век»


МИЛЕРМАН АЛЕКСАНДР ИСАКОВИЧ

строителю железно – дорожной магистрали «Кизляр – Астрахань» посвящается.
Работу выполнила:

Тулпарова Динара Зайдиламитовна

учащаяся 11 кл. гимназии № 6

адрес: 368803 Республика Дагестан, г. Кизляр

ул. Декабристов, № 26

тел: 89285111653

адрес школы: 368803 Республика Дагестан, г. Кизляр

МКОУ «Кизлярская гимназия №6 им. А.С. Пушкина»

ул. Циолковского,14

тел: 88723921518
Кизляр

2012г.

Введение

В страшные годы Великой Отечественной Войны миллионы людей ушли на фронт защищать Родину от немецко – фашистских захватчиков. А сколько осталось в тылу. Их тоже влекла непреодолимая сила идти в бой, отомстить за убитых отцов, братьев, за расстрелянных немцами матерей, сестер, детей, за разгромленные города и села. Но нужны были люди в тылу, надо было кому-то сеять хлеб, шить одежду, производить танки, боеприпасы, приближая тем самым победу. «В тылу как на фронте» - это был главный лозунг тыловиков. На уроках истории мы совсем мало говорим о тружениках тыла в годы войны, об их самоотверженном труде. Меня заинтересовала эта тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о кизлярцах – тыловиках, которые живут среди нас, об их судьбах, рассказать о них моим сверстникам, и оставить в истории память о них. Это обусловило выбор темы.

Одной из величайших народных строек военного времени было строительство железно-дорожной магистрали Кизляр-Астрахань, имевшая кодовое название НКПС №8, двадцать тысяч человек возводили стальные нити по безводной пустынной местности, понимая всю важность и значимость этой дороги для страны. Преодолевая нечеловеческие условия люди не щадили себя, каждый грамм вскопанной земли приближал заветную победу. Их оружием в этой войне были руки, держащие лопату. Большой объем работ выполнять приходилось вручную.

4 августа 2012 года исполнилось семьдесят лет со дня ввода в строй железно дорожной линии Кизляр-Астрахань. Эта дорога, протяженностью 350 км проходила по территории Дагестана и большей частью Калмыкии (220км). Работали на строительстве и жители Украины, Севастополя, Астрахани, Дагестана. Сегодня все меньше и меньше остается участников той великой стройки, в живых на сегодняшний день остались 404 человека.

И тем ценнее каждый оставшийся в живых. И тем нужнее, нам молодым память о тех людях, благодаря которым «Дорога Жизни» привела к победе.

Эта тема актуальна особенно сегодня, когда нравственные ценности сместились от духовного к материальному, когда в стране, победивший фашизм, вспыхивают очаги национализма. На примере подвигов строителей железно-дорожной магистрали Кизляр-Астрахань нужно воспитывать молодое поколение уважать созидательный труд и любить Родину.

Целью моей работы является воспитание нравственных ценностей, высокой гражданственности, донести до слушателя главную мысль: судьба одного человека – есть отражение судьбы всей страны. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне через воспоминание живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Одним из активных участников этого военно-трудового подвига, прошедшего славный путь от начала стройки и до ее победного завершения, и единственным на сегодняшний день живым свидетелем тех событий является старейший житель города Кизляра «Ударник сталинского призыва», «Отличник-путеец» - Милерман Александр Исакович.

^ Новизна данной работ заключается в том, что мы впервые обратились к изучению богатого жизненного и биографического пути Александра Исаковича. Наша краеведческая работа была направлена на исследование его семьи, и надеемся, что она будет иметь практическую значимость для изучающих историю своей страны.

^ Основным методом исследовательской работы является встреча, беседа с родственниками, сослуживцами, его учениками. Любезно предоставленные родственниками семейные архивные фото и видео документы стали основой для работы над данной темой.

Опорным источниковым материалом служили газетные статьи, фотографии, воспоминания, а также военно-историческая литература и интернет-ресурсы.


  1. ^ КИЗЛЯР – АСТРАХАНЬ - «ДОРОГА ЖИЗНИ»


22 июня 1941 года, в 4 часа утра тысячи немецких орудий открыли огонь по советским пограничным заставам, вероломно нарушив Пакт о ненападении, заключенный с СССР в 1939 году. Германия без объявления войны напала на нашу страну.

Особое место в колонизаторский планах Гитлера занимал Кавказ. Еще за полтора месяца до начала войны, 4 мая 1941 года немецкое командование разработало «План по овладению кавказскими нефтеносными районами». В нем прямо говорилось о том, что Германия может покрыть полностью свои потребности в нефти только за счет Кавказа, и кроме того, регион представлял широкий интерес, как богатый сельскохозяйственный источник.

Кавказ – важнейший экономический район страны, где до войны была создана крупная топливно – энергетическая база. На его долю приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа. Один Бакинский район давал почти три четверти всей нефти, добывавшейся в Советском Союзе.

Географическое положение Кавказа определяло его стратегическое значение. В довоенный период через Кавказ и порты на Черном и Каспийском морях осуществлялся значительный внешнеторговый грузооборот государства. В годы войны торговые пути, идущие через Каспийское море, занимали второе место после Северного морского пути.

После первых месяцев отступления Красной Армии, с потерей Украины, Белоруссии, Донбаса и других областей, когда экономическая база страны не работала в полном объеме, значение Кавказа еще более возросло.

В первый же год войны враг продвинулся далеко вглубь нашей страны. Шли ожесточенные оборонительные бои, страна теряла сырьевые и производственные базы. Предприятия спешно эвакуировались, при этом почти все производства перешли на военный заказ.

В качестве одной из главных задач немецко-фашисткого командования был захват Кавказа с целью овладения нефтяными районами Грозного и Баку и выхода к восточным странам. Нанося удары в южном направлении, немец планировал до начала сентября 1941г. захватить Грозный, в сентябре оккупировать Дагестан и к 25 сентября овладеть городом Баку.

Бакинская нефть транспортировалась с большими сложностями и окружным путем, что занимало много времени: сначала её переправляли на паромах, или просто «вплавь» на восточный берег Каспийского моря, а затем через Ашхабад, Ташкент доставляли к нефтеперегонным заводам, Куйбышева, кроме этого невозможно было эвакуировать раненных, а также предприятия и материальные ценности.

Зная вражеские планы по захвату Кавказа, и учитывая реально складывающуюся не в нашу пользу фронтовую обстановку, 16 августа 1941 года состоялось заседание ЦК ВКПб и Совнаркома СССР, где было принято решение о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Станция Кизляр была в то время тупиковой.

Эта магистраль имела важное стратегическое значение т.к. возросший, в условиях войны, объем военных грузов не мог быть обеспечен железнодорожным сообщением из Баку через Грозный, Армавир и Ростов вглубь страны, ведь дорога до Грозного в 1941-1942 годах находилась в руках немецких войск, оставалась лишь узкая полоска Кизляро – Астраханского участка, и возникла жизненная необходимость, в кратчайшие сроки, построить железнодорожный путь. Эта дорога стала одной из крупнейших строек военных лет для тружеников Кизляра. Самоотверженный труд работников дороги позволил в чрезмерно сжатые сроки выполнить основные работы.

На всем протяжении линия проходила по безводной, знойной, малонаселенной местности. Отсутствие поселений во многих местах заставляла разъездам давать не имена, а просто номера. Строителям дороги предстояло решать множество проблем. Объем работ был колоссальный; шесть миллионов кубометров земляной насыпи было уложено человеческими руками с помощью элементарных орудий труда: лопата, ведра, кирка, тачка, подводы. Грунт перетаскивали на носилках, в корзинах и мешках. Болотистые места преодолевали на телегах, в которые были запряжены верблюды или быки. Условия труда и жизни были очень и очень тяжелые: летом изнуряющая, угнетающая жара, комары, пыль, песок; осенью – дожди, слякоть, грязь, сырость; зимой – снежные бури, пронизывающие ветра, морозы. При всем этом не хватало теплой одежды, жилья, обуви, воды, хорошего питания. Но героический труд на трассе не прекращался ни на один день. Люди самоотверженно трудились, увеличивая рабочий день до двадцати часов в сутки. Каждый верил в победу, и считал свой труд важным, нужным для Родины. Наркомат путей сообщения для ускорения строительства направил на стройку 47-ю бригаду железнодорожных войск.

4 августа 1942 года первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Железнодорожная магистраль повысила надежность и устойчивость работы прифронтовых железных дорог. Только с августа по октябрь 1942 года по новой дороге было отправлено в район сражения 16 тыс. цистерн с горючим, эвакуировано в тыл страны 1296 паровозов, 8000 тыс. товарных вагонов с эвакогрузом, 3126 цистерн с горючесмазочными материалами, 17 поездов с ранеными, 3204 вагона с войсками, 1097 вагонов со снабженческим грузом.

Новая железнодорожная ветка в связи с сложившимися условиями не могла быть принята правительственной комиссией, но за весь период по вине железнодорожников не было допущено ни одного случая аварии или крушения поездов. Все работники дороги проявляли чудеса героизма на трудовом фронте.



  1. ^ ПРОФЕССИЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

МИЛЕРМАН АЛЕКСАНДР ИСАКОВИЧ.

На новый день, на новый бой, спешат не километры – годы,

Зовут на станции дела, и от заката до восхода Дорога жизнью пролегла…

И.Хлебников.

Александр Исакович родился в 1923году, на Украинской земле, в селе Шапитовка Винницкой области, в бедной крестьянской семье. В детстве, как и все мальчишки того времени мечтал стать летчиком, обладая природной смекалкой и дарованием учился отлично. Успешно окончив школу, он едет в Киев держать экзамен в Авиационный институт, но детская мечта рухнула, так как по состоянию здоровья он не прошел медицинскую комиссию, а желание учиться было огромным, и он в 1940году подает документы в Киевский Железнодорожный институт, отлично сдав вступительные экзамены, становится студентом этого вуза. Учился с увлечением и уже на первом курсе обратил на себя внимание педагогов. Как бы дальше сложилась судьба многих миллионов людей в нашей стране, если бы не война. Всех студентов призывного возраста мобилизовали в армию, и Александр Исакович был отправлен в учебную часть города Ростова с последующей отправкой на фронт.

В сентябре 1941 года началось строительство железной дороги Кизляр – Астрахань и его, как студента железнодорожного института, владеющего специальными знаниями, направляют на работу.

Разными специальностями пришлось овладеть: сначала работал рабочим по строительству полотна, путевым обходчиком, затем техником при проектировании, помогал составлять сметы. Александр Исакович говорил, что он «..прошел всю путейную науку, и меня в шутку называли «Ученый». 1 Трудными были годы строительства: голод, одежда не соответствовала сезону; по несколько недель приходилось проводить в степи; воды не хватало для питья, что говорить о том, чтоб искупаться, руки мыли росой; жили в землянках, спали на полу; два раза в неделю приходила вагон-лавка с хлебом и минимальным набором продуктов, выдаваемых по карточкам. Но молодость, сила духа, страстное желание Победы не давала возможности думать о трудностях. «…Что удивительно,- вспоминает Александр Исакович - не было больных, потому что мы были закаленные, трудились с малых лет, и вообще некогда было болеть…» 1

Август 1942г. Пошли первые поезда, но война продолжалась, и теперь стояла задача сохранить дорогу, а под ударами немецких авианалетов, это было очень тяжело. Бомбили постоянно, особенно днем, перевозка вагонов в основном осуществлялась ночью. Много было погибших, много было смертей. «…На моих глазах бомба попала прямо в вагон, где сидели дежурный стрелочник и охранник» - с болью вспоминает ветеран, и продолжает - очень хотелось идти на фронт, с оружием в руках сражаться против врага, но уход со стройки считался дезертирством, и могли отправить в штрафной батальон, но мы с товарищами согласны были на это, и тогда начальник военкомата, куда мы обратились, сказал, что мы нужны здесь! Мы должны приблизить Победу под Сталинградом. И продолжали трудиться, не смыкая глаз ни днем, ни ночью, и не было ни одного крушения, или автоблокировки поезда…».2

Позже Александр Исакович был направлен в Артезиан, где проработал четырнадцать лет от дорожного мастера, до начальника участка. Здесь, в Артезиане он встретил единственную свою любовь Клавдию Ивановну, с которой прожил в счастливом браке шестьдесят шесть лет. Клавдия Ивановна после смерти своего первого мужа, с которым прожила всего несколько месяцев до войны, приехала в Артезиан со своей маленькой дочкой к родителям. После Победы они поженились, он принял и воспитывал ее дочь Лидию как родную. В 1957 году Александр Исакович оканчивает высшие инженерные курсы железнодорожников в Ростове и его, как опытного работника распределяют на участки Северо-Кавказской железной дороги сначала в Моздок, а в 1959 году вновь в Кизляр.

Сюда он приехал уже со своей большой семьей: еще одной дочерью Софьей и сыном Михаилом, который принял эстафету отца и тоже стал железнодорожником. Дочь Софья, можно сказать тоже приняла семейную династию, она работала директором Железнодорожной школы станции Артезиан. С Кизляром связана вся его дальнейшая жизнь. Бессменно, 39 лет проработал он инженером технического отдела Кизлярской дистанции пути. После ухода на пенсию еще семнадцать лет он оставался на рабочем посту. Многие поколения сослуживцев говорят о нем как о грамотном специалисте, профессионале своего дела, человеке редкого трудолюбия и преданности своей профессии, всегда готовый поделиться своими знаниями с коллегами. У него было много учеников, но среди всех он особо выделял одного: Шихабутинова Султана, сегодня он занимает пост главного инженера. Султан Хихучович с любовью и огромной благодарностью вспоминает о своем учителе: «…Теоретические знания, полученные в Ростовском институте, закрепить на практике помог Александр Исакович, всегда открытый для всех, привыкший все вопросы решать до самого конца. Ко всем коллегам относился одинаково, с уважением, все к нему обращались с разными вопросами, и в шутку называли его «энциклопедией», так как он мог найти ответ на любой вопрос».1

За долголетний и добросовестный труд Милерман А.И. внесен в Книгу Почета, имеет медали «За доблестный труд», «Ударник сталинского призыва», «За трудовое Отличие», награжден почетным знаком «Отличник – путеец», орденом «Трудового Красного Знамени ». Дважды руководством железной дороги Александр Исакович был представлен на звание Почетного железнодорожника, но по каким - то непонятным причинам в высших органах власти эта кандидатура была отклонена.

Но главная награда - это память людей, работавших с ним, знавших его, которые искренне благодарны этому человеку за уроки профессионального мастерства, ответственного отношения к порученному делу.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается icon«Человек в истории. Россия XX век» родословие. История семьи ларисы трухан
История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconШестая всероссийская научно-практическая конференция «Россия – XXI...
Конференция «Россия – XXI век» входит в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconВ олимпиадах приняли участие 24 человека, из них 10 человек по русскому...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconК вопросу о памятниках истории и культуры Проценко Александр Витальевич
Проценко Александр Витальевич является руководителем Федерального государственного учреждения культуры (фгук) «Агентство по управлению...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconПетровская революция. Век Просвещения
Е. В. Анисимова “ Петр I: рождение империи’’ (“Вопросы истории”. 1987. №7 ), главу “Русская империя в XVIII веке’’ из “ Русской истории’’...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconИстория сознания и осознание истории
Чего достиг современный мир? Какой вклад в его развитие внесли отдельные страны и Россия, в частности? Ответ на эти вопросы призвана...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconТрансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе
Железный век. За ним следует бронзовый. Как долго, как долго ещё ждать, пока вернутся, следуя круговороту, более мягкие эпохи: век...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconАнализ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников моу «Каслинская...
Все типы заданий были составлены по основным содержательным линиям предмета: История России с древнейших времен по XVI век, история...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconАлександр Шумович Великолепные мероприятия. Технологии и практика...
...

«Человек в истории. Россия XX век» милерман александр исакович строителю железно дорожной магистрали «Кизляр Астрахань» посвящается iconСегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в...
Серкин Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории Московского городского педагогического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница