Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: "наасэ адам "




Скачать 52.14 Kb.
НазваниеЗеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: "наасэ адам "
Дата публикации13.06.2013
Размер52.14 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > История > Программа
Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот

Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: "наасэ адам..." Не может быть, чтобы эта программа относилась к тому, что Он именно сейчас сделает, так как Тора не будет нам рассказывать о том, что имеет мимолетную ценность. Тора пишет о том, что нужно во всех поколениях. И тогда это надо понимать, как окончательную программу, ради чего сотворяется мир, а именно - для того, чтобы сделать Человека. Поскольку "человек" написано в единственном числе, то надо понимать, что раз у Адама, который объединял все души, это не получилось, то значит "в конце времен" еврейский народ не только дойдет до "человеческой жизни", но все человечество должно стать единым организмом, который будет называться "Человек" в сильном смысле слова.
Из комментариев Нехамы Лейбович к главе Ваякhель

Р. Авраам-Йеhошуа Гешель:

Одно из наиболее значительных слов в Торе – это слово "святой"; оно в гораздо большей степени, чем другие слова, способно раскрыть тайну и величие Творца. Но по отношению к какому из сотворенных предметов в Торе впервые используется эпитет "святой"? По отношению к горе? По отношению к жертвеннику?

В книге "Брейшит", в заключительной части рассказа о Сотворении мира, этот корень используется по отношению ко времени: "И благословил Бог день седьмой и освятил его..." (Брейшит 2:3). Здесь этот корень не применен по отношению к какому-либо из сотворенных материальных объектов.

Этот факт отражает радикальное отличие иудаизма от всех мифологий. Они предполагают, что после того, как сотворение неба и земли было завершено, Бог должен был выделить то или иное "святое" место – гору или источник, дерево или долину – в качестве объекта религиозного поклонения. Однако Тора освящает не материальный объект, а промежуток времени – субботу. С момента зарождения мировой истории существовала лишь одна разновидность святости – святость времени. А когда с Синая прозвучал голос Господа, призыв стать святым – быть "царством священников и святым народом" – был обращен к человеку. И только после того, как народ совершил ошибку, потребовав, чтобы у него было божество, которое можно было бы воспринимать физическим зрением, и осквернил себя грехом, создав золотого тельца, ему была дана заповедь построить Мишкан, который являлся воплощением святости в пространстве. Кроме того, Мишкан был наполнен множеством ритуальных предметов, предназначенных для совершения священного служения и для того, чтобы вызывать соответствующее религиозное чувство.

Мишкан освятил Моше:

^ БЕМИДБАР
7:1 И БЫЛО, КОГДА ОКОНЧИЛ МОШЕ ВОЗВОДИТЬ МИШКАН, И ПОМАЗАЛ ЕГО, И ОСВЯТИЛ ЕГО...


Однако суббота была освящена Всевышним:

БРЕЙШИТ
2:3 И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.

Эйдельберг

Что такое еврей

Мне выпала на долю редкая привилегия: сидеть у ног необыкновенного раввина, раввина, с которым консультировались философы, физики, биологи, политологи и, конечно, другие раввины. Кроме того, что он был сведущ в светских дисциплинах, он был выдающимся талмудистом 20-го века. Наблюдая за ним и слушая его из недели в неделю на протяжении многих лет, я сформировал в своем сознании некую парадигму иудея. Разумеется, бесконечное множество евреев, среди них и автор этих строк, не дотягивают до этой парадигмы, так же как бесконечное множество физиков, не говоря уже о дилетантах или просто неспециалистах, не могут равняться с Эйнштейном. Поэтому ни один еврей не должен обижаться на нижеследующее.

Вопрос “Кто еврей?” (в смысле, кого можно считать евреем) бледнеет в сравнении с всеохватным “Что такое иудей?”.

Из всех уникальных характеристик иудея, который в современном русском языке оказался вымещенным “евреем”, я упомяну лишь наиболее, на мой взгляд, значительные. Первая проста: иудей соотносит все вопросы, касающиеся мышления, действий и эмоций, с Торой, регулируя и налаживая все аспекты своей жизни по ней, а точнее, по ее законам, в целом именуемым Галахой. Если он сам недостаточно сведущ в Галахе, он консультируется со своим раввином и следует его мнению. В свою очередь, у каждого раввина имеется свой раввин (мнение которого он ставит выше своего).

В этом свете интересно отметить, что преемник Аристотеля в его Лицее, Теофраст, считал евреев “народом философов, постоянно занятым вопросами божественного”, имея в виду постоянное и обязательное изучение ими Торы. Когда у живущих по Торе евреев возникают вопросы или разногласия, они ищут разрешения проблемы в Гмаре. Иными словами, они обращаются к Талмуду или к таким работам великих толкователей Торы как “Мишне Тора” Маймонида (Рамбама), “Шулхан арух” р.Йосефа Каро, или к более современным знатокам Торы, таким как Виленский Гаон, раввин из Бриска или Хафец Хаим. Если же они не в состоянии самостоятельно найти в книгах разрешение проблемы, они обращаются к признанным ученым знатокам Торы, как они обратились бы за консультацией в случае болезни к выдающемуся врачу.

Поэтому, строго говоря, споры между живущими по Торе евреями не являются личными. Верно, что наши Мудрецы использовали иногда довольно едкие выражения. Вежливость не является последним словом при выяснении разногласий в вопросах понимания Торы. Почему? Потому что в жертву вежливости нередко приносится истина. Многие вежливые люди уважают чувства оппонента больше, чем его интеллект. Их вежливость может скрывать небрежное отношение к истине, отсутствие подлинного интереса к собеседнику, или трусливое нежелание вызвать его неприязнь. Все это не следует понимать как защиту грубости. Но целью выяснения разногласий в понимании Торы является выяснение истины, а не сглаживание эмоций. “Раббан Шимон Бен Гамлиэль сказал: Мир стоит на трех принципах: истина, справедливость и мир” (Трактат Авот, 1:18). Порядок перечисления весьма значителен: истина является предварительным условием справедливости и подлинного мира. Понятно, однако, что истина, правда может быть болезненной, она может испугать и оттолкнуть. “Р.Элиэзер сказал: Грейся у огня ученых, но опасайся их горящих углей (относись к ним с почтением), чтобы не обжечься тебе; ибо укус ученых ранит, как укус змеи, их жало так же смертельно, как жало скорпиона, яд их подобен яду змеи, и все их слова - как угли из огня (и следует к ним прислушиваться” (там же, 2:15).

Истина как основа жизни во всей ее полноте - это высшая забота и цель Мудрецов и Пророков. Для них истина и Тора идентичны. От воплощения в жизнь этого единства зависит интеллектуальная честность и достоинство иудея, как и чувство солидарности и выживание еврейского народа. Только путем превращения своей жизни в произведение искусства, созданное по законам Торы, еврей может достичь наиболее рациональной свободы, с одной стороны, и личного и общественного совершенства, с другой.

Вторая уникальная характеристика еврея (иудея) заключается в следующем: он соотносит историю стран и народов с историей и всемирно-исторической функцией еврейского народа. Он рассматривает доктрины и обычаи нееврейского мира в свете законов и учений Торы. Это значит, что еврей не считает любую философию просто верной или фальшивой. Аналогичным образом, любые деяния, будь-то отдельных личностей или целых стран, он не считает просто плохими или хорошими. Он оценивает относительную ценность (или бесценность) идей, положительность (или злобность) деяний при помощи абсолютного стандарта Торы.

Поскольку еврей знает, что человек предполагает, а Б-г располагает, он понимает, как всевозможные идеи и деяния человечества “работают” в отношении единственного народа с Универсальной Историей - Сынов Израиля. (Это великолепно отражено в истории о Иосифе и его братьях, в глубины которой дано проникнуть лишь еврейским знатокам Торы.) Иными словами, чтобы понять историческую функцию нееврейской мысли и обычаев, необходимо понять всемирно-историческую функцию евреев.

Слово “иудей” происходит от имени Иуда, которое на иврите значит “он прославит”. В самом имени еврея мы видим всемирно-историческую цель еврейского народа. “Этот народ Я создал, чтобы рассказал о славе Моей” (Исайя, 43:21), что означает бесконечную мудрость Б-га, Его власть и милосердие, проявляющиеся в каждой сфере бытия.

К сожалению, ничто не отставлено дальше, чем эти цели, в сознании евреев, стоящих у руля в государстве Израиль. Безусловно, именно по этой причине правительство Израиля стало столь ничтожным, а само существование Израиля - столь ненадежным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" icon«В начале сотворения Всесильным неба и земли…» этими словами открывается...
Более того, в Талмуде сказано, что от слов «В начале сотворения» и до завершения рассказа о Творении смысл повествования отнюдь не...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconЗеев Дашевский Время нашей свободы №197. 04. 2006
Исход из Египта – это начало рождения народа Израиля и основа всей нашей традиции. Выход из египетского рабства на свободу составляет...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconАдам Дж. Джексон. Десять секретов здоровья
Существует очень немного неизлечимых болезней. Так говорит таинственный старый китаец, или доктор Дао, как назвала его одна из исцеленных...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconРав Яаков Фильбер Обработка Пинхаса Полонского Адам и Авраам Параллель...
Бытия, но двое ее героев являются, безусловно, наиболее выдающимися из всех это Адам и Авраам. Между этими двумя людьми имеется явная...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconОбращение сетевого движения «био-альтернатива» к политическому и экономическому сообществам
Россия хоть и переместится с нынешнего 10-го на 6-е место в табеле крупнейших экономик мира, однако отставание от первой тройки будет...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconЗенон Косидовский Библейские сказания
Удивительные открытия, касающиеся сотворения мира, рая, потопа и Вавилонской башни

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconВведение 3
«О политической эко­номии Адама Смита было сказано почти бесконечно много, о самом же Адаме Смите — очень мало. А между тем дело...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconДля чего нужны испытания?
Жертвоприношение Ицхака – самое трудное из всех испытаний Авраама. О нем в Торе сказано: «Б-г испытал Авраама» (Берешит, 22: 1)....

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconПервая лига. Итоги первого круга
Фк «Барановичи» во главе с Андреем Кипра вот-вот начнёт свои первые матчи второго круга в первой лиге. Мы решили на некоторое время...

Зеев Дашевский. Из лекции 40 к Шмот Программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: \"наасэ адам \" iconЗ. Дашевский. Из лекции 13 к Бемидбар
Когда Бог говорит: «Нехорошо то, что человек один», то Он начинает искать ему помощника, и приводит к нему всех животных. Человек...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница