Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до




Скачать 41.75 Kb.
НазваниеЯакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до
Дата публикации03.06.2013
Размер41.75 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
«Ваишлах»

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: «И остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до утренней зари. И увидел [тот], что не одолевает его, и тронул его бедренный сустав – и вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с неизвестным. И сказал [тот]: ”Отпусти меня, ибо занялась заря”. Но ответил [Яаков]: ”Не отпущу тебя, пока не благословишь меня”. И спросил тот его: “Как имя твое?” И он ответил: “Яаков”. И сказал [тот]: “Не Яаков [будет] отныне имя твое, а Исраэль, ибо ты боролся и с ангелом, и с людьми и победил”» («Брейшит», 32:25-29).

Из слов того, кто боролся с Яаковом, мидраш выводит, что это был ангел-хранитель Эйсава. Неизвестно, происходило ли все это наяву или было пророческим откровением – как бы то ни было, Рамбам, один из величайших комментаторов Торы, видит в этой битве борьбу прародителя евреев с духовным покровителем других народов мира. Яаков побеждает в ней и удостаивается имени Исраэль благодаря своей способности устоять перед любыми враждебными ему силами.

В том, что эта странная борьба продолжалась до того, как занялась заря, содержится намек на историческое предназначение еврейского народа в период изгнания, который будет подобен долгой ночи перед восходом солнца. И ангел в итоге благословляет Яакова, признавая тем самым, что тот заслужил право на свою особую, иную, чем у других народов, судьбу.

Рамбам сформулировал правило, ключевое для книги «Брейшит» и для еврейской истории в целом: «Деяния отцов – указание для потомков». По поводу главы «Ваишлах» он писал: «В этой главе есть еще один намек: на судьбу будущих поколений – ибо все, что произошло между Яаковом и Эйсавом, – это прообраз великих и малых событий, которые будут сменять друг друга на протяжении тысячелетий в течение всей истории взаимоотношений сынов Израиля и потомков Эйсава, евреев и остальных народов».

Есть еще один примечательный эпизод в происшедшем у реки Ябок. Яаков готовится к жизненно важной для него встрече, но, тем не менее, возвращается в оставленный им лагерь, чтобы проверить, не осталось ли там забытое впопыхах имущество. Этот штрих к портрету нашего праотца свидетельствует об удивительной гармоничности и целостности его натуры, сочетавшей в себе самую возвышенную духовность и трезвое, даже прагматичное отношение к материальному миру. Именно синтез духовного и материального начал, восприятие нашего мира как единого целого, не разделенного на противостоящие друг другу аспекты, рассматривается Торой в качестве идеала бытия и является отличительным признаком иудаизма во все времена. Воплощенное в нашем праотце Яакове, именно это мироощущение и послужило источником его силы в победоносном противостоянии и ангелу, и человеку, давшем ему право на имя Исраэль.

И послал Яаков пред собою посланцев...
«И остался Яаков один. И боролся с ним некто до восхода зари, и увидев, что не одолевает, ударил Яакова по бедру и вывихнул ему бедро» (32.25-26).


«И остался Яаков один». В этих словах комментаторы усматривают не только описание конкретной жизненной ситуации одного из праотцев, но и пророчество о судьбе евреев в истории. О том же самом, но как бы «с другого берега» с предельной недоброжелательной остротой говорит Билам (Валаам): «Вот народ, который живет отдельно и между народами не числится» (Бемидбар (Числа) 23.9).

Билам, желая проклясть Израиль, в конечном счете, против своей воли, благословляет его. Эта ситуация в значительной мере повторяет то, чем кончилась борьба Яакова: «некто» — таинственный противник, в котором еврейская традиция видит враждебного ангела (ангела Эсава), вынужден благословить его. Ночная схватка становится последним препятствием, которое Яаков должен преодолеть, возвращаясь в страну, обещанную ему и его потомкам Всевышним, Он пересекает границу хромым — последствие недавнего поединка. Однако родная земля целительна: «И пришел Яаков целым в город Шхем» (33.18). Обычно переводят «пришел ... благополучно». Но непосредственный смысл стоящего в оригинале слова «шалем» — именно «целый». Это означает, что Яаков, в конечном счете, оправился от причиненного ему «вывиха» и избавился от «хромоты» — наглядного выражения увечий, приобретенных в галуте (изгнании).

«И взял из того, что было у него под рукой, в подарок Эйсаву» (32:14)

Эйсав видит лишь внешнюю сторону бытия. Он полагает, что имущество Яакова обретено только благодаря физическому труду и способностям. Но Яаков всем сердцем благодарен Творцу (33:11), от которого он получил силы и разум, и теперь ему тяжело отдать злодею дарованное Небесами. Он решает отдать Эйсаву лишь то малое, о чём он мог позволить себе думать как о нажитом своими руками, своим трудом.

«Бог одарил меня, и есть у меня все» (33:11)

Яаков считает, что имеет ровно столько, сколько Всевышний считает необходимым для него, и рад тому, что у него есть («есть у меня все»), — в отличие от Эйсава, который гордо заявляет: «У меня есть много» (33:9) — считая достоинством обладание богатством, намного превышающим его потребности.

«Устраните из вашей среды богов чужих» (35:2)

Имеются в виду религиозные символы идолопоклонников, изображенные на вещах, захваченных в Шхеме. Поскольку жители Шхема добровольно отказались от идолопоклонства, их идолы и связанные с ними вещи уже не использовались в качестве культовых предметов. Тем не менее Яаков настрого запрещает домочадцам брать их с собой. Еврей не должен держать у себя в доме то, что напоминает ему о существовании чуждых культов.

«И послал Яаков перед собой ангелов к Эйсаву, брату своему, в страну Сеир, во владения Эдома» (32:4).

Но ведь мы знаем о том, где обитал Эйсав, зачем Тора еще раз напоминает об этом? Сказано в трактате «Авот»: «Сторонись плохого соседа, и не води дружбу с грешником...» (1:7). Даже праведник, живущий под одной крышей со злодеем, невольно перенимает у него душевные качества. Яаков опасался отправить к Эйсаву в качестве посланцев собственных сыновей, предвидя, что тот может дурно повлиять на них. Поэтому «И послал Яаков перед собой ангелов...», а не людей, «к Эйсаву» — грешнику, «в страну Сеир, во владения Эдома» — в место, где человек не может научиться ничему хорошему. Для подобных миссий больше подходят бесплотные ангелы («Хомат-эш»). Если еврея преследуют эйсавы и он нуждается в помощи, не грех заставить потрудиться даже ангелов! (р. Симха-Бунем из Пшисхи).

«У Лавана жил я...» (32:5)

«И шестьсот тринадцать заповедей соблюдал, и не перенял его дурные свойства» (Раши).

Посетовал Яаков на то, что, хотя и остался он праведником и соблюдал заповеди как полагается, все же не сумел научиться у Лавана вкладывать в них столько души и огня, сколько тот вкладывал в свои злодеяния (Магарам Шапиро из Люблина).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconВстреча Яакова и Эйсава 32: 4-33: 17
Яаков говорит об Эсаве как о брате, прежде всего, чтобы раскрыть предназначение своей связи с ним — привести его к Творцу, сделать...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconНаш праотец Яаков пытался убежать от своего брата-злодея Эйсава....
Вс-вышнего (Который обещал хранить его и дать ему победу над Эйсавом) и за бегство: “Так случается со всеми, кто идет не по той дороге,...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconИтак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом....
Эсавом. У яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава “Ваишлах” (“И послал”) начинается с рассказа...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconТест №1 По высшей математике «Теория вероятностей»
Если вероятность одного события зависит от того, произошло или не произошло другое событие, то такие события называют

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconПрезентация со звуковым сопровождением
Ребята, как вы думаете, о каком событие сегодня пойдет речь? Какое событие произошло во время Второй мировой войны? С 8 сентября...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconУчите матчасть там очень сильно бьют
Ну, не накопилось у них еще серьезных исторических фактов, так из мелочи сделают грандиозное событие. Молодцы, мне это нравится (это...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconМотосафари в гималаях
Сарчу (1 ночь) – цоморири (1 ночь) – лех (3 ночи) – кхардунгла – лумаюру – улетокпо (1 ночь) – алчи – ликир – лех (1 ночь) – сарчу...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconИнформационная встреча (презентация)
Контакт с аудиторией (кто за чем пришел? что интересно услышать? кто впервые на презентации? и т д.)

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconЛорд Рэйвен довольно популярная личность в неприлично узких кругах....
Лорд Рэйвен – довольно популярная личность в неприлично узких кругах. Нет никого, кто не знал бы его, кто не слышал бы его имени,...

Яакову предстоит судьбоносная встреча с Эйсавом. В ночь, предшествующую ей, произошло чудесное событие: и остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до iconСобытие а произойдёт, если произойдут не менее чем 2 события из трёх...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница