Открытая лекция




НазваниеОткрытая лекция
страница1/16
Дата публикации14.05.2013
Размер2.5 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ


Карлсруэ, 4 октября 1911 г.
Предмет, о котором сегодня пойдет речь, повсюду возбу­дил в наши дни всеобщий интерес; поэ­тому представляется совершенно оправданным рассматривать эту тему и с антропософской точки зрения, с которой я сам уже не раз имел воз­можность в этом городе обсуждать эту и другие те­мы. Конечно, та форма, в которой эта тема сегод­ня повсюду в наши дни понимается и становится популярной, далека от антропософской точки зрения. С одной стороны можно ска­зать, что антропософия как таковая является сегод­ня еще мало понятым и мало популярным делом, тогда как с другой стороны, следует, видимо, обратить внимание на то, что именно антропософское рас­смотрение предмета, который нас сегодня занимает, является необычайно трудным. Человеку современности трудно настроить свое серд­це и свою душу так, чтобы могли быть полностью поняты и по заслугам оценены антро­пософские истины об относительно близких вещах духовной жизни; тем более, что современное сознание оказывает внутреннее сопротивление, когда с точки зрения антропософии или духовной науки рассматривается тема, которая действительно требует от использовать эту духовную науку или антропософию, тончайшим образом направив её на труднейшие и в то же время священнейшие предметы человеческого размышления. К последним принадлежит то, что мы сегодня должны об­судить.

Исходить же можно из того, что сущность, которая должна встать в центре наших рассмотре­ний, уже многие столетия является центром всего чувствования и мышления человека; к тому же в душевной жизни человека она вызвала разнообразнейшие суждения, ощуще­ния и воззрения. Ибо сколь непоколебимым в тече­ние столетий предстает для неисчислимого множест­ва людей нечто, что сопряжено с именем Христа или также с именем Иисуса, столь же разносторонен образ Христа и также образ Иисуса, волновав­ший души, занимавший мыслителей в ходе столетий со времени событий в Палестине. Всегда было так, что образ Христа модифицировался в соответствие с общим мировоззрением, с тем, что в определенное время чувствовалось, ощу­щалось и рассматривалось как истинное. Это привело к тому, что в течение 19 сто­летия - уже подготовленное многими мыслями и ду­ховными устремлениями восемнадцатого столетия - то, что могло быть охвачено в духе как Христос, отступило перед тем, что в девятнадцатом и двад­цатом столетиях называют историческим Иисусом. Но если брать исторического Иисуса, вокруг кото­рого сегодня возникли далеко простирающиеся спо­ры, то именно в этом городе, в

Карлсруэ, у него есть значительнейшие представители, неутомимые поборники. Поэтому будет правильно в не­скольких словах указать на то, как обстоит дело с этими спорами, прежде, чем перейти к Христу Иисусу.

Можно сказать: под впечатлением того духов­ного течения, которое все, что относится к духовной жизни, рассматривает чисто внешне, в зависимости от того, что может считаться незыблемым из внеш­них документов - под впечатлением этого духовного течения пришли к тому, что девятнадцатое столетие обозначало как исторического Иисуса. Что же должно рассматриваться в качестве этого исторического Иисуса? Здесь принимают в расчет то, что как таковое позволяет определить себя в силу внешних исто­рических источников: что соответствующая лич­ность, о которой сообщает начало нашего летоис­числения, находилась в Палестине, затем умерла и снова воскресла для верующих. В полном соответствие с характером и природой нашей завершающейся эпохи, религия при теологическом исследовании всегда ограничивается тем, что считают возможным установить из исторических источников подобно тому, как из прочих исторических источников устанавливается какое-либо событие ми­ровой истории. Какие же исторические источники прежде всего берутся во внимание? Мне не нужно подробно объяснять - так как именно здесь, в

Карлсруэ, берет начало историческое исследование Иисуса - что можно, согласно суждению одного из значительнейших знатоков, уместить на четверти листа все исторические предания, не содержащиеся в Новом Завете. А то, что содер­жится об историческом Иисусе в каких-либо источ­никах - у Иосифа Флавия или у Тацита - это легко опровергнуть; ведь с точки зрения общепризнанной сегодня исторической науки, использовать эти сведения нельзя.

Таким образом, для иссле­дования Иисуса остаются лишь Евангелия Нового Завета, и то, что стоит в Посланиях Павла. Так вот, историческое исследование девятнад­цатого столетия подступило к Евангелиям. Рассмот­ренные чисто внешне, как предстают эти Еванге­лия? Если к ним подходить, как к другим источни­кам, например, как к документам о битве или тому подобном, они предстают как полные противоречий физические документы; их четыре, но с внешних точек зрения согласовать между собой их нельзя. И так называемая историческая критика в пух и прах разбивает эти источники. Следует сказать так; всё, что усердное, прилежное исследование скомпилировалона основе самих Еванге­лий, чтобы достичь верного образа Иисуса из На­зарета, было опровергнуто исследователями того направле­ния, которое представлено профессором Древсом1.

В отношении всего, что может быть сказано против историзма Евангелий, можно было бы, в сущности, объявить дело закрытым, поскольку стало ясно: тщательная наука и старательная критика нам показывают, что тем способом, каким обычно определяются исторические факты, ничего нельзя узнать о личности Иисуса из Назарета; не принимать этого сегодня было бы научным дилетантизмом Но здесь речь идет о совсем другой точке зрения. А именно, прежде всего о том, чтобы поставить вопрос: не является ли совершенно ложным понимание Евангелий теми, кто представляет учение Иисуса из Назарета в де­вятнадцатом столетии и кто хотел бы прийти к ис­торическому образу Иисуса, не лежит ли здесь большое недоразумение?

Чего,в сущности, хотят Евангелия? Хотят ли они быть историческими источниками в смысле 19 века? Пока не будет ответа на вопрос, чем хотят быть Евангелия, совершенно не может быть решен и другой вопрос: можно ли их вообще рассматривать как исторические источники?

В чем тут дело, это я пытался изложить уже много лет назад в моем труде "Христианство как мистический факт". И в этом отношении ответ на вопрос, который был сейчас поставлен: чем, собственно, хотят быть Евангелия? - дается не только содержанием, но уже и названием этой книги. Потому что название этой книги не "мистика христианства" или "мистическое содержание христианства"- речь идет совсем не об этом, но о том, что в книге должно быть показано, почему христианство само, по своему возникновению, по всему своему существованию не является внешним фактом, как другие внеш­ние факты, но является фактом духовного мира, который может быть понят только посредством прозрения в события духовной жизни, в мир, кото­рый лежит за внешним чувственным миром, - за тем, что могут установить исторические источники. Должно быть показано, что силы и первопричины, которые привели к палестинским событиям, лежат совсем не в той области, в которой разыгрываются или отражаются внешние исторические события; то есть, христианство не только может иметь мис­тическое содержание, но мистика, духовное ви­дение необходимы, чтобы распутать нити того, что разыгрывалось - не только для внешних документов, но и в полном таинственности духовном свершении - позади событий, чтобы сделать события Палестины возможными.

Чтобы понять, что такое христианство и чем может и должно оно быть в душе сегодняшнего че­ловека, если душа понимает себя правильно, следует коснуться того, насколько глубокое основание в духовных фактах человеческого развития находят слова такого хорошего христианина, как Августин2, когда он говорит: "То, что сегодня называется христианской религией, возникло уже у древних, не отсутствовало оно и у зачинателей человеческого рода. И когда Христос явился во плоти, истинная религия, которая была уже до этого, получает имя христианства."

Так указывает нам такой образцовый автори­тет на то, что с палестинскими событиями в челове­чество привнесено не нечто во всех смыслах новое, но то, что в известном смысле претерпело преобразова­ние, чего искала душа человека с древних времен, к чему стремился человек как к познанию.

О чем говорит такое изречение Августина? В существенном оно хочет сказать о том, что собы­тиями в Палестине человечеству было дано нечто, чего известным образом искали и раньше, но иным, нежели христианский путь, образом. И если мы захо­тим рассмотреть другой способ, как прийти к исти­нам и мудрости христианства, то историческое ста­новление человечества указывает на нечто, что можно обобщить одним словом, что сегодня еще находит мало понимания, но будет находить все больше и больше понимания, чем больше духовно-научное мировоззрение будет овладевать людьми. Это то, что включает в себя понятие "мистерии древности". Мы должны обратиться не просто к внешним религиям народов древности, но к тому, чем занимались в дохристианские времена в тех та­инственных местах, которые носили имя мистерии.

Чем были эти мистерии в древности?

Духовнонаучное объяснение этого вы получите, если возьмете то, что содержится в моем "Очерке тайноведения". Но есть также множество светских писателей, публично говоривших о том, что было тайной для человека древности. Здесь нам рассказывают, что лишь небольшое число людей допускалось в средоточия учения, называвшиеся мистериями и бывшие местами культа. Это всегда был небольшой круг, допускаемый священнослужителями к этим мистериям; небольшой круг, который настолько изолировался от внешнего мира, что чле­ны этого мистического круга говорили: чтобы прийти к тому, что должно быть достигнуто в мистериях, надо вести иной образ жизни, чем принято в обществе - прежде всего мы должны привыкнуть мыслить иным образом. Действительно, имело место известное обособление от общественности у тех, кто был учеником этих мистерий.

Мистерии были повсюду. Вы можете найти их у греков, у римлян, у других народов. Сегодня уже есть многочисленная литература об этом, так что сказанное здесь, может быть подтверждено внешним исследованием. Если такие уче­ники мистерий допускались к тому, чему там учили, то можно сказать: то, что они воспринимали, можно было бы сравнить с тем, что сегодня называют наукой, познанием - но это воспринималось не так, как воспринимаются знания сегодня. Ученик мистерий переживал нечто, и силой того, что с ним происхо­дило, он становился совершенно другим человеком.

Он в наивысшей степени чувствовал то, что можно выразить словами: в каждом человеке живет, глубо­ко внутренне скрытый и дремлющий, не знакомый обыденному сознанию высший человек. И как обычный человек своими глазами смотрит на мир, как он может посредством своего мышления размышлять о пережитом, так этот человек, вначале неизвестный внешнему познанию, может пробудить­ся в глубине человеческой природы, познать другой мир, недоступный внешнему взгляду, внешнему мышлению. Это называли рождением внутреннего человека. Это выражение произносят еще и сегодня.

Однако сегодня то, как оно произносится, имеет рассудоч­ный, абстрактный характер, и его принимают с та­кой легкостью. Однако когда ученик мистерий при­менял его к себе, это было обозначение чего-то ве­личественного, что можно было сравнить разве что с рождением человека в физическом смысле. Как то, чем является человек в физическом мире, рож­дается из смутных подоснов - будь то естественное основание по материалистическим воззрениям или духовное основание согласно духовнонаучным воз­зрениям - и таким образом становится во внешнем смысле физическим человеком, так и то, что прежде столь же мало наличествовало здесь, как физичес­кий человек до рождения или зачатия, действитель­но рождается как высший человек силой происхо­дившего в мистериях. Вновь рожденным, вновь ро­дившимся человеком становился ученик мистерий.

То, что существует сегодня как воззрение о познании, что всюду выдается за ответ на глубокий философский вопрос, являет собой полную противо­положность тому, что было основным нервом всего настроя и воззрения в мистериях. Сегодня человек спрашивает в духе Канта или Шопенгауэра: где пролегают границы познания? что может познать человек? Достаточно взять в руки лишь один номер газеты, и мы натолкнемся на ответ: границы познания пролегают тут-то и тут-то, и человек не может их переступить. Это противоречит тому, к чему стремились в мистериях. Конечно, говорили себе, человек не может решить ту или иную проблему, не может загля­нуть туда-то и туда-то. Но никогда не сказали бы и духе теории познания Канта или Шопенгауэра, что то или иное нельзя познать, но сказали бы, что нужно апеллировать к тому, что человек способен развиваться, что в нем заключены дремлющие си­лы, которые надо пробудить; и если они будут вызваны, человек поднимется к более высоким воз­можностям познания. Кантовский вопрос: где проходит граница познания? - не имел бы для древних мистериальных воззрений никакого смысла, но лишь вопрос: как сделать так, чтобы перешагнуть то, что в обычной жизни является границами познания? Как развить из человеческой природы более глубокие силы, чтобы увидеть то, что невозможно увидеть обычными силами?

Чтобы ощутить все волшебное дыхание мистерий, необходимо еще нечто, пронизывающее и сосообщения внешних писателей - Платона, Аристида, Плутарха, Цицерона. Мы должны уяснить себе, что в мистериальном ученичестве было совершенно иное состояние сознания, нежели состояние души современного человека по отношению к научным ис­тинам. То, что мы сегодня называем научными ис­тинами, может воспринять любой человек в любом настроении и состоянии духа. Сегодня видят признак истины именно в том, что она не зависит от того, что мы несем в душе. А для ученика мисте­рий самым важным было то, что перед тем, как по­дойти к великим истинам, он проделывал нечто, благодаря чему душа в отношении чувств и ощущений преобразовывалась. И то, что является нам сегодня как простейшее в научном познании - учени­ку мистерий это не подавалось бы таким образом, чтобы он мог это видеть внешне с помощью разума; но его душа так должна была быть подготовлена, чтобы он с робким благоговением приступал к тому, что могло к нему подойти. Поэтому подготовка к восприятию того, что могли дать мистерии, со­стояла не в учении, а в радикальном перевоспита­нии души. Важно было то, как душа выступала пе­ред великими истинами, перед мудростью, что она ощущала в отношении великих истин и мудрос­ти. И отсюда душа черпала убеждение: тем, что нам дано в мистериях, мы связаны с самими осно­вами мира, с тем, что струится из источников всех первооснов мира.

Так ученик мистерий получал подготовку к то­му, чтобы нечто пережить, о чем нам рассказывает и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытая лекция iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Открытая лекция iconЛекция Судить по совести или по закону? Лекция Судья и конфликты...
«Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем,...

Открытая лекция iconЛекция       для студентов III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит»
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике"

Открытая лекция iconЛекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...

Открытая лекция iconОглавление видео Лекций о медицине Болотова Лекция №1 Причины заболевания...
Валентин Дикулин, Ирменов из Украины – специалисты по лечение травмы позвоночника

Открытая лекция iconУслуги сертифицированы. Сертификат № росс ru ргр ос 78. 0007
«Самая открытая фирма года 2006», «10 лучших риэлторов-2008» от газеты «Деловой Петербург»

Открытая лекция iconАвтором настоящего доклада является Общественный фонд «Открытая позиция»
Настоящий доклад подготовлен по вопросам, касающимся доступа к правовой защите, и отправления правосудия

Открытая лекция iconЛекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций"
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций" для студентов...

Открытая лекция iconМолодой талант занялся преподаванием английского
Смышлёный котэ – именно так называется школа результативного английского, открытая в Санкт-Петербурге молодым бизнесменом Александром...

Открытая лекция iconOrange county resort hotel kemer
«De Wereld» закрытая секция рассчитана на 90 чел, открытая на 450 чел (посещение во время ужина: нечетные номера комнат с 19. 00...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница