Скачать 1.3 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Брянский Государственный университетимени академика И.Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Кафедра отечественной истории древности и средневековья Е.А. Шинаков, Г.П. Поляков, А.А. Чубур ОсновыВосточноевропейской археологииУчебно-методическое пособиедля студентов специальностей «История» и «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» ![]() ^ ББК63.4. Шинаков Е.А., Поляков Г.П., Чубур А.А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, РИО БГУ, 2010 -128 с. ISВN В пособии даётся общее представление о науке археологии с упором на территорию Восточной Европы в форме сжатого конспекта лекций – систематического изложения её различных аспектов в хронологической последовательности, а также необходимых методических рекомендаций и материалов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и может быть рекомендовано как дополнительное пособие для подготовки студентов дневного и заочного отделений факультета истории и международных отношений БГУ Рецензенты: А.М. Дубровский – д.и.н., профессор (Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского). С.В. Чернышов – к.и.н., профессор РАЕ (Московский психолого-социальный институт) Р.В. Новожеев – к.и.н., профессор РАЕ (Брянская государственная сельскохозяйственная академия) . . I. Введение Основная задача археологии как учебной дисциплины значительно шире и глубже, чем простое усвоение названий культур и памятников. На прочном фундаменте фактов она призвана формировать исторические знания и историческое мышление будущего специалиста. На широком фоне археология подчёркивает единство всего человечества, единство основ человеческой цивилизации и культуры. Археология очень быстро накапливает новые данные, новые источники, обогащается и вместе с тем меняет свои взгляды, развивается. И это развитие происходит так быстро, что многие сведения, казавшиеся стройными и незыблемыми, устаревают, появляются новые концепции, обосновываются новые культуры. Поэтому специалисту-историку следует постоянно пополнять свои знания в области археологии, совершенствовать их, сочетать местный археологический материал с общим, раскрывая возможности археологии в создании исторических реконструкций. Отличие «Основ археологии», от большинства других исторических дисциплин состоит в том, что он лишь вводит студентов в эту науку, в её методы и проблемы. Авторы стремились дать хронологически полную картину последовательной смены археологических культур, в основном на территории Восточной Европы, типологию и методы изучения материальных остатков жизни людей и, соответственно, формирования этнокультурных миров этого региона от эпохи палеолита до средневековья. В пособии изложение выходит за пределы данной территории лишь изредка, когда необходимо показать единство и связи с мировыми цивилизациями и когда какая-либо проблема не может быть решена только на материалах данного региона. В том случае, когда среди исследователей нет единства во взглядах на ту или иную проблему, мы старались изложить научные позиции и гипотезы участников дискуссии. Учебное пособие написано в соответствии с действующим ГОС ВПО для специальностей «История» и «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Оно призвано, в какой-то степени, восполнить дефицит учебной литературы, но отнюдь не заменить учебники по археологии. Вследствие этого мы приводим в настоящем издании лишь самый необходимый и минимальный, строго обусловленный спецификой учебного пособия список обязательной литературы. Студенты, интересующиеся отдельными проблемами, могут обратиться к библиографическому указателю археологической литературы. В пособии отсутствует иллюстративный материал, который в изобилии представлен в учебниках, однако добавлены типологические схемы некоторых артефактов, отсутствующие в существующих учебниках. При составлении пособия были использованы как новые недавно опубликованные материалы археологических исследований, так и не опубликованные оригинальные, полученные авторами в ходе полевых работ. Пособие состоит из конспекта лекций – достаточно лаконичного изложения учебного материала, методических рекомендаций и кратких планов семинарских занятий, а также необходимых материалов для самостоятельной работы студентов по предмету. Материал курса лекций необходим для подготовки к зачётам и экзаменам. Студенты легче вспомнят материал по тексту данного конспекта. Кроме того, конспект послужит основой самостоятельной работы студентов в вузе и для самообразования после его окончания. К каждой теме дан список рекомендуемой литературы. Список литературы является примерным, кроме него для зачётного конспектирования, подготовки докладов, спецвопросов и квалификационных работ можно использовать литературу, рекомендованную к семинарским занятиям. Поощряется самостоятельный тематико – библиографический поиск в Интернете, фондах библиотек факультета, университета, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея. Рекомендуется создавать тематические подборки статей из сборников и периодических изданий: Советская (Российская) археология (СА и РА), Краткие сообщения Института археологии (истории материальной культуры) АН СССР (РАН) (КСИА и КСИИМК), Археологические открытия АН СССР (РА) (АО). Допустимо под контролем преподавателя и использование научно-популярных журналов типа «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Знание – сила», «Родина» и др. Для подготовки квалификационных работ обязательно использование, помимо литературы, неопубликованных источников, хранящихся (в Брянске) в областном краеведческом музее и в этнолого-археологической лаборатории БГУ в виде коллекций находок, чертежей, зарисовок вещей и текстовых отчётов о работах археологической экспедиции БГПИ-БГУ и отрядов, а также других научно-исследовательских учреждений области. Методические рекомендации и материалы призваны помочь студентам-историкам в изучении сложных экономических, социальных, культурных и этнических процессов, происходивших на территории Восточной Европы в древности и в средневековье. Главная цель пособия – снивелировать разрыв в объеме подлежащего восприятию материала, сложности и недифференцированности по степени важности материала учебников малым числом аудиторных занятий, акцентируя внимание студентов на наиболее важных, с учетом региональной специфики, темах. Авторы благодарят всех коллег, помогавших советами и рекомендациями при написании данного пособия. Основная рекомендуемая учебная, справочная и научная литература
II. Конспект лекционного курса Тема 1. Предмет, понятие и методы археологии § 1. Сущность археологии. Археология (от греч. «архайос» – древность, «логос» – знание) – знание древности. Археология - изучение прошлого человечества по материальным источникам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Это мнение развивали, прежде всего, представители так называемой «новой археологии» 1960-х гг., и оно до сих пор остается позицией достаточно влиятельного меньшинства. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств. В России археология расценивается как часть истории, которая изучает прошлое человечества на основе особой категории ископаемых источников (вещественных). Это совокупность исследований, относящихся к материальным объектам, которые вместе с другими данными могут осветить историю и образ жизни людей прошлого (отдельные события, повседневную деятельность, институты, верования и т.д.) Отличие теоретической археологии от истории состоит в периодах, которые изучает археология и история, базирующаяся на письменных источниках. Археология изучает, в основном, дописьменный период, а также способствует получению новых памятников письменности. Даже для эпох, когда существовали письменные источники (античное время, раннее и развитое средневековье), археология играет значительную роль, т.к. изучает те стороны жизни, которые недостаточно освещены в них. Археология изучает, прежде всего, материальную культуру, но отчасти и духовный мир древнего человека, социально-политическую организацию древнего общества. Полевая археология — наука о методике археологических разведок, о раскопках памятников, о правильном их использовании для исторических построений, — то есть часть археологического источниковедения. Археологические источники, по сравнению с письменными, более объективны, но и более ограниченны, поскольку в земле сохраняется далеко не всё. Особо важны неразрушенные комплексы найденного – то есть не только вещи, но и контекст, в котором они найдены, зачастую дающий информации больше, чем сама вещь. Именно тут кроется вред от «черных копателей» разрушающих контекст, изымая из него вещи для своих грабительских коллекций. Так уничтожаются страницы древней истории. Таким образом, археология – наука о том, как из «мертвых» вещей извлечь теоретическую информацию. Объектом исследования археологии являются следы древних материальных культур, предметом исследования – древние человеческие общества. \ |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является... | ![]() | ... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир... | ![]() | Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008 |
![]() | Составитель Синицына З. М. Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. Учебно-методическое пособие для студентов... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 образование и педагогика»,... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся... | ![]() | Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения... |