План педагогического совета: 4




Скачать 144.55 Kb.
НазваниеПлан педагогического совета: 4
страница1/2
Дата публикации03.05.2013
Размер144.55 Kb.
ТипДоклад
vbibl.ru > История > Доклад
  1   2



МКОУ СОШ №5

педагогический

совет

4

" Системный подход

при

проектировании целей урока"

г. Кизляр, 2012 г.

План

педагогического совета:
4

«Системный подход при проектировании целей урока»

  1. Доклад зам.. дир. по УВР Будалёвой СИ.

  2. Творческие отчёты:

а) Токарева И.Н.

б) Чупанова У.Ч.

в) Керимов Г.Х. '

г) Стерликова Б.А.

Задачи:

  1. методическое просвещение учителей;

  2. усиление мотидации педагогов в работе по данной теме;

  3. обмен опытом;


Доклад

«Системный подход при

проектировании целей урока»


Зам. дир. по УВР

МКОУ СОШ №5

Будалёва С.И.


^ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение, какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке, какие методы и средства обучения выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к формированию определенной системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, мировоззренческих установок и личностных сдвигов у учащихся.
Цель обучения (урока) можно рассматривать как своеобразную директиву (предписание), задающуюся до планирования и проведения урока. Цель можно рассматривать и как средство, регулирующее деятельность учителя на уроке и обеспечивающее понимание учащимися смысла учения.
Первым шагом при подготовке к любому уроку, как, впрочем, и при подготовке к воспитательному мероприятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны урока, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности учащихся и результативность учебного процесса.

Невнимательное отношение к цели урока приводит к тому, что этот компонент проектировочной деятельности учителя приобретает ритуальный характер, цели ставятся формально, без внутренней связи с другими компонентами урока, без учета логики учебного процесса, что в конечном счете обусловливает низкий уровень обученности и воспитанности учащихся.

При проектировании целей урока учителя допускают серьезные ошибки. К числу недостатков традиционной практики проектирования целей урока следует отнести следующие:

  • цели ставятся в общей форме без связи с другими компонентами урока;

  • в цели указывается только содержательная сторона урока (что подлежит изучению), но опускается его процессуальная сторона (как, с помощью каких средств и приемов познавательной деятельности обеспечивается усвоение учебного материала);

  • происходит смещение (путаница) целей и задач урока: задача - это средство достижения цели; цель ставится на весь урок, а задачи (подцели) - на этапы урока;

  • деятельность учителя и деятельность учащихся не расчленяются;

  • отсутствуют связи данного урока с целями ранее проведенных и последующих уроков, то есть нарушен принцип преемственности в целеполагании.

Прежде чем ответить на вопрос о том, как проектируются цели урока, необходимо ответить на два более общих вопроса, а именно: откуда берутся цели урока? Является ли проектирование целей обучения (урока) делом произвольным, если нет, то какими предписаниями, соображениями, указаниями руководствуется учитель при проектировании стратегических и оперативных целей урока?

Чтобы ответить на эти вопросы, придется сделать одно необходимое отступление. Дело в том, что эффективность обучения, достижение запланированных обучающих, развивающих и воспитательных целей урока зависит не только от научной, методической и технологической подготовленности учителя, сформированности у него конструктивных, организаторских, коммуникативных, инновационных профессионально-педагогических компонентов, но и от методологических позиций и методологической культуры учителя. Одним из методологических направлений исследования и построения урока является системный подход, предполагающий рассмотрение урока как целостного образования. Необходимость системного подхода при проектировании урока обусловливается тем обстоятельством, что именно такой подход позволяет получить об уроке целостное представление, увидеть взаимосвязь и взаимозависимость составляющих его компонентов, рассмотреть конкретный урок в системе других уроков.

Системный подход, как методологическое направление исследования, рассматривает каждый объект, явление как целое, имеющее определенную структуру и состоящее из определенного числа взаимосвязанных компонентов. К числу таких компонентов урока относятся:

  • цель;

  • содержание учебного материала;

  • методы и средства обучения;

  • организационные формы обучения;

  • деятельность учителей;

  • деятельность учащихся.


Взаимосвязь компонентов урока представлена на схеме 1.

Схема 1

Цели урока



Методы и средства обучения

Содержание учебного материала




Формы организации учебного процесса

Деятель

ность

учителя



Деятель

ность учащегося

Как видно из схемы, каждый компонент урока связан со всеми другими его компонентами. Изменение одного компонента урока приводит к изменению других компонентов. Наличие связей между компонентами явно недостаточно для отнесения урока к системным объектам. Важно не просто наличие связей между компонентами, но и наличие системообразующих связей. К числу таких системообразующих (определяющих) связей (отношений) относятся связи целей с другими компонентами урока.

Не имея возможности рассмотреть связи целей урока со всеми другими его компонентами, остановимся только на одной группе этих связей - связей целей урока с методами и средствами обучения.
Противопоставление различных групп методов обучения друг другу, увлечение активными методами обучения, которые рассматриваются как инновационные, является очередным заблуждением наших учителей.
В последние годы наши учителя стали необоснованно противопоставлять активные методы обучения традиционным, преувеличивать обучающие возможности первой группы и недооценивать значение методов второй группы, считая их пассивными. Дело в том, что различным учебным предметам (об их специфике будет сказано чуть ниже) соответствуют своя система передачи и усвоения содержания образования и методы обучения. При этом у каждого предмета есть ведущий метод обучения, а остальные методы являются дополнительными. Поэтому можно считать ошибочным стремление учителей к использованию преимущественно, скажем, активных методов обучения, не соотнося их с целями урока, особенностями учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и т. д. «Методы обучения, несмотря на широко бытующее представление об их сопоставимых качествах, не могут характеризоваться такими эпитетами, как хороший, простой, сложный, активный, пассивный, современный, традиционный, новый, старый, эффективный, неэффективный, популярный, модный и т. п. Методы обучения могут быть лишь адекватными и неадекватными тем целям, для достижения которых они были применены».

В обучении одни цели лучше достигаются на основе репродуктивных методов обучения, рассматриваемых в массовой школе как традиционные, а, следовательно, пассивные, что, конечно же, неверно, другие - на основе проблемных, третьи - на основе активных методов обучения.

При проектировании урока учитель должен иметь в виду не только обусловленность методов и средств обучения целями урока, но и зависимость целей от методов и средств обучения (есть ли в распоряжении учителя средства, достаточные для достижения целей урока). Здесь обнаруживается двусторонняя взаимосвязь целей и методов и средств обучения.

Далее, говоря о происхождении целей урока, следует иметь в виду и то, что урок как с л ожноор га н изо вам ная система является открытым, то есть он включен в систему более высокого порядка в качестве компонента (элемента) этой системы. Урок и его цели являются производными от целей вышестоящей системы. Следовательно, анализ вышестоящей системы, которая для конкретного урока выступает как среда и которая создает определенные условия функционирования урока, выступает первым и

обязательным условием для проектирования урока и его целей. На эту особенность целеполагания в образовании (проектирование целей урока) указывает Ю.А. Конаржевский: «Основными факторами формирования цели системы (урока. - З.А.) является требование системы вышестоящей».

Взаимосвязь целей урока с целями вышестоящих систем представлена на схеме 2.
Схема 2


Социальный заказ


Программа и учебный план




Цели изучения предмета (курса)




Цели изучения модуля

(раздела курса)




Цели урока

Как видим, цели обучения имеют иерархическую структуру. Цели обучения (урока) задаются на разных уровнях, и на каждом уровне существуют специфические формы и способы их описания. Общая стратегическая цель (социальный заказ) весьма отдалена от конкретного урока и задается вне системы образования. Социальный заказ есть не что иное, как задание системе образования по воспитанию определенного типа личности. Затем эта стратегическая цель переводится на педагогический язык, что находит отражение в учебных программах и учебных планах конкретных предметов, в целях изучения блока (модуля) уроков и отдельных уроков. Таким образом выстраивается дерево целей. На уровне учебного предмета, модуля уроков в зависимости от собственного ведения места своего предмета в структуре школьного образования, опыта педагогической деятельности, педагогического мастерства учитель определяет общие цели. А на конкретном уроке становятся инструментальными и технологичными.

Понимание учителем иерархической структуры целей обучения (урока) имеет для него практическое значение. При проектировании урока, а затем при его анализе учитель должен определить его эффективность не только с точки зрения того, удалось ли реализовать цели данного урока, но и с точки зрения того, реализованы ли цели вышестоящих систем. Ведь когда мы говорим о системном подходе при проектировании урока, то под этим подразумеваем не только то, как взаимосвязаны между собой компоненты этого урока, но и то, как его цели связанны с целями вышестоящих систем и способствуют их достижению.

Выше уже отмечалось, что цели урока определяются спецификой учебного предмета. Чтобы понять, почему на уроках по одним предметам преобладают преимущественно одни цели, а на уроках по другим предметам - другие цели, учителю необходимо знать специфику своего предмета. Учебные предметы различаются в зависимости от их функций, то есть главной цели обучения.
Исходя из главной функции учебные предметы подразделяются на предметы, где ведущим компонентом являются научные знания (физика, химия, история, география, биология и др.); формирование способов деятельности (иностранный язык, физкультура, трудовое обучение); формирование отношений (литература, музыка, изобразительное искусство).
Поэтому, если на уроках предметов, отнесенных к первой группе, доминирующей целью будет формирование знаний и умений, то это следует рассматривать как факт оправданный, а преобладание этой же цели на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки явно нецелесообразно. Для повышения эффективности учебного процесса каждый учитель должен знать, к какой группе принадлежит его предмет и каковы его (предмета) главные функции в системе обучения, и при проектировании целей конкретных уроков исходить из этой главной функции предмета.

Мы уже указывали на недостатки традиционной практики целеобразования и целеполагания. Как же реально должна проектироваться цель урока?
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План педагогического совета: 4 iconПрограмма «Школа будущего первоклассника»
План   работы  школы  на   2012 - 2013  у г рассмотрен и принят на заседании педагогического совета школы

План педагогического совета: 4 iconПлан учебно-воспитательной работы мкоу «Ихрекская средняя общеобразовательная...
План работы школы на 2012-2013 у г рассмотрен и принят на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 25 августа 2012...

План педагогического совета: 4 iconПлан Учебно-воспитательной работы Нюгдинской С. Ш. им. Х. Д. Авшалумова...
В школе функционирует 6 метод объединений, где задействованы почти все учителя педколлектива

План педагогического совета: 4 iconЗаседание педагогического совета Проведение заседаний пед совета с повестками
Составления расписания проведения итоговой аттестации консультаций учащихся 9-х классов

План педагогического совета: 4 iconПриказ №157/Д от 14. 05. 2013г. Принято на заседании Учредительного совета
Педагогического совета  мбоу сош №3 г. Амурска (далее – Учреждение) (протокол №5 от  29. 04. 2013), решением Учредительного совета...

План педагогического совета: 4 iconПлан принят на заседании педагогического совета школы-интерната №13 VI вида
Анализ деятельности школы-интерната №13 VI вида за 2011-2012 уч год. Задачи на 2012-2013 уч год

План педагогического совета: 4 iconПриказ 6 августа 1981 г. N 826 о положении и штатных нормативах медицинского,...
Цк кпсс и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870, на основании постановления Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г....

План педагогического совета: 4 iconУправление образования администрации Амурского муниципального района
Педагогического совета  мбоу сош №3 г. Амурска (далее – Учреждение) (протокол №5 от  29. 04. 2013), решением Учредительного совета...

План педагогического совета: 4 icon14. 122009 г. 14. 122009 г. Принято на заседании педагогического...
На заседании педагогического совета моу «Нижнее-Чуглинская средняя обшеобразовательная школа им. М. И. Дациева», протокол №3 от 14....

План педагогического совета: 4 iconЛогика в вопросах и ответах
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница