Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева




Скачать 166.21 Kb.
НазваниеУрока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер166.21 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
  1   2   3
Итоговый урок по истории: «СССР в 1953-1964 гг.

Эпоха Н.С.Хрущева»
Цель урока

Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н.С.Хрущева

Задачи

  1. Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме «СССР в 1953-1964-гг», определить причины взлета и падения политики Н.С.Хрущева.

  2. Развивающая: развивать аналитичность и критичность мышления учащихся, умение сопоставлять исторические источники со своим мнением.

  3. Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей, критическое отношения к окружающей действительности.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний
Оборудование

1. Подборка исторических документов:

- « Из книги Сергея Хрущева "Никита Хрущев: кризисы и ракеты".

- Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева XX съезду КПСС.

- Высказывания современников о Н. С. Хрущеве.

- Из сообщения радио.

- Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

- Из информации Министерства обороны СССР в ЦК КПСС, 24 октября 1956 г.

- Из послания Ф. Кастро - Н. С. Хрущеву. 27 октября 1962 г.

- Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом

пространстве и под водой. 5 августа 1963 г.

- Из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина о событиях в Новочеркасске

1962 г.

- Из Заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956 г.

- Из послания Председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущева президенту США

Дж. Кеннеди 27 октября 1962 г. по московскому радио.

- Из постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака» от

23 октября 1958 г.
^ 2. Материал для моделирования: 4 ватмана, маркеры (синий, зеленый, красный,

черный);

3. Интерактивная доска.

Ход урока:


  1. Оргмомент – 3 мин. (1 слайд)

Учащиеся заходят в кабинет, рассаживаются по группам, сформированным по цвету.

Группа №1 –зеленый, Группа №2 – красный, Группа №3- черный, Группа №4-синий

На столе лежит набор маркеров соответствующего цвета, ватман, табличка

для названия команды, подборка исторических документов.



  1. ^ Постановка проблемы и предоставление необходимой информации (2 минуты)

В качестве разминки учащимся выдаются карточки с заданием, учащимся необходимо:

- ответить на вопрос, поставленный в карточке;

- определить к какой сфере деятельности (экономической, политической, социальной,

духовной) относится данное задание;

- дать название своей группе и написать его на карточке («политики», «экономисты»,

«идеологи», «социологи»);

- сформулировать тему урока и цель работы на уроке.
Карточка Группе №1 (2 слайд)

Установите соответствие между событиями и годами, когда они происходили:

1. Карибский кризис

2. Ввод советских войск в Венгрию

3. Освоение целины

4. Испытание первой водородной бомбы в СССР

А. 1953 г. Б. 1954 г. В. 1956 г. Г. 1962 г. Ответ: 1-г, 2-в, 3-б, 4-а.
Карточка Группе №2 (3 слайд)

Установите соответствие между фамилиями писателей периода «оттепели» и

названиями их произведений:

1.А. Солженицын 2. Б. Пастернак 3. И. Эренбург 4. В. Дудинцев

А. « Доктор Живаго» Б. «Оттепель» В. «Не хлебом единым»

Г. «Один день Ивана Денисовича» Ответ: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

Карточка Группе №3 (4 слайд)

Что из названного относилось к политике Н.С. Хрущёва в годы его руководства

страной?

  1. Предоставление права на пенсию колхозникам

  2. Неоднократное снижение цен на продукты питания

  3. Поддержка новых течений в искусстве

  4. Поддержка арендного подряда в деревне.

Ответ: 1, 3.
Карточка Группе №4 (5 слайд)

Какие три события из перечисленных ниже относятся к экономической политике

государства в период «оттепели» в СССР?
А) Начало освоения целинных и залежных земель

Б) Закупка хлеба за границей

В) Принятие Программы построения коммунизма Г) Массовое внедрение кукурузы Д)Ликвидация МТС

Е) Реабилитация репрессированных

1.АБГ 2. АГД 3. БГД 4. АДЕ

Ответ: 1. АБГ


Группа №1 (зеленый)– Определяет, что карточка относится к политической сфере

деятельности. Дают название «Политики»,

Группа №2 (красный) – к духовной. Дают название «Идеологи» или «Культурологи»

Группа №3 (черный) – к социальной. Дают название «Социологи»

Группа №4(синий) – к экономической. Дают название «Экономисты»

Выводят тему, определяют цель и задачи урока. (6 слайд)
3^ . Этап
Учитель: (7 слай)

- Ребята, вы правильно определили тему нашего урока «СССР в 1953-1964гг. Эпоха Н.С.Хрущева». На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ. Вы будете оценивать эпоху с точки зрения заданной сферы деятельности: «Политики» с политической,

«Идеологи» с духовной, «Социологи» с социальной, «Экономисты» с экономической.


  1. «Мозговой штурм» (8 слайд)


Задание 1

- Используя ватман и маркеры (у каждой группы своего цвета), напишите преобразования периода власти Н.С. Хрущева.

«Политики» - политические преобразования, «Идеологи» - культурные, «Социологи»- социальные и научно-технические, «Экономисты» - в области экономики.

(каждая группа выполняет работу на своем ватмане, моделируя эпоху 1953-1964гг)
Учитель: (9 слайд)

- Время вышло. Сейчас вы передадите свой наработанный материал по принципу «Водоворота» по кругу соседней группе. Получив новый лист, группа оценивает записи, сделанные предыдущей группой, выделяет (+) позитивные, и (-) негативные преобразования в политике Н.С.Хрущева. Группы могут пользоваться подборкой исторических документов, в качестве дополнительного материала, анализировать их. Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. В течение 3 минут каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет маркера. Это позволяет зрительно зафиксировать вклад в общую работу всех групп. После возвращения листа своим группам необходимо выполнить следующее задание.
^ Задание 2. (10 слайд)

- Указать даты написанных событий. Использовать можно исторические документы.

В течение 3 минут, каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет. Ватман возвращается своей группе, со всеми исправлениями и доработками.
^ Задание 3. (11 слайд)

- Ответьте на вопрос и зафиксируйте ответ на ватмане в соответствии с вашей группой «Политики» о политических реформах, «Идеологи» о культурных, «Социологи»- социальных реформах и научно-технические изменениях, «Экономисты» о экономических реформах.

Вопрос:

- Каковы, на ваш взгляд, результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?

В течение 3 минут, каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет.

^ 2. Защита моделей, подведение итогов. (12 - 16 слайд)

Подготовка выступающего к защите своей модели. Ответы на вопросы других групп (не более 5 минут). Выводы по теме «СССР в 1953-1964гг».

Учитель: вы защитили свои модели, сделали выводы об эпохе правления Хрущева.

Да, за время его правления были значительные успехи во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, но были и просчёты. В связи с этим в обществе нарастало недовольстве среди разных слоёв населения.

- Давайте запишем выводы в тетради. (17 слайд).

Выводы:

  1. В период правления Н.С.Хрущёва произошли  изменения во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

  2. Величие Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма.

  3. Его слабость – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость.


(18 слайд) - Вся деятельность этого человека носила половинчатый характер, незавершенный, волюнтаристский и субъективистский. Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать скульптор? Таким образом, он подчеркнул, что не все плохо в этом человеке – половина его светлая и хорошая.
^ 4. Домашнее задание

Учитель: - Ребята, у меня сундучок с сюрпризом. (Открывает) - Шоколад?!?! – он бывает черным и белым или черно-белым, горьким и сладким.

Так какова была политика Н.С. Хрущева для народа и всей страны? Над этим вопросом вы подумаете дома. ^ Домашнее задание - Вы должны написать эссе на одну из следующих тем: (19 слайд).

  1. «Какова была политика Н.С. Хрущева для народа и всей страны?»

  2. «Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление

личной власти?»

  1. Оценки за урок.


Приложение (Характерные для данной эпохи исторические документы).
    Из книги Сергея Хрущева "Никита Хрущев: кризисы и ракеты"
"ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы... Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца... Аппарат жаждал спокойствия и стабильности... Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры... Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.
        Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств... отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращение "малоэффективных" подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя... Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования... Отец исчерпал себя. Его время истекло...".

http://www.bitnet.ru/demo-ege/history.html
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрок русского языка в 9 классе Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге»
Образовательные: обобщить и систематизировать полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»
«Учитель года-2005», победитель номинации «Урок- поэзия души». Награждена почетной грамотой Министерства образования РФ

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconСамоанализ урока Общие сведения
Н. С. Хрущёва в 1957 1964 гг. Осуществление связи урока с предыдущими уроками: сам тип урока предполагает связь с предыдущими темами....

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрок в 8 классе: «Россия в царствование Александра 1»
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Правление Александра 1” в результате которого учащиеся должны сделать...

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconТема урока: «Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова»
Цели: систематизация знаний учащихся по творчеству писателя; подготовка к контрольному уроку

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрока : обобщение и систематизирование знаний, контроль знаний по пройденной теме
Тип урока: обобщение и систематизирование знаний, контроль знаний по пройденной теме

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconУрок по теме: «В мире разных профессий. Употребление much, many, a lot.(много)»
Образовательная: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по темам «Продукты», «Профессии»

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconАнализ посещенного занятия
Тип урока-занятия(овладение новым материалом, повторение и закрепление, контрольный, комбинированный, систематизация знаний)

Урока Систематизация и обобщение знаний учащихся основных тенденций развития СССР в во время правления Н. С. Хрущева iconКонспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.»
Подготовить небольшое сообщение о лицах, пострадавших во время массовых политических репрессий в СССР

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница