«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история)




Скачать 133.85 Kb.
Название«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история)
Дата публикации02.04.2013
Размер133.85 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
Яковлева М.Г., учитель литературы
Гордеева М.Л., учитель истории

(МОУ СОШ №59, г. Чебоксары)
«Идея «сверхчеловека» - трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А.М. Горького)

Интегрированный урок в 11 классе (литература+история)


Я знаю свой жребий… Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным.

Ф. Ницше

…человек вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости.

Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога.
М. Горький


Цели:

- дать представление о философских идеях Ф. Ницше и показать их влияние на общественное сознание литературной России;

- развитие у учащихся критического, сравнительно-исторического и ассоциативного мышления; совершенствование навыков анализа текста;

- помочь учащимся осознать губительное и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, показать трагизм личности Ницше и Горького.

^ Форма урока: интегрированный урок истории и литературы.

Оборудование: портреты и фотографии, цитатный ряд Ницше и Горького, тексты произведений Горького и фрагменты из трактата «Так говорил Заратустра» Ницше.
^ Ход урока.

Вступительное слово учителя истории и литературы.

<Рисунок1> <Рисунок2>

Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха Ницше. Одни считают его гениальным провидцем, предрекшим судьбу человечества в XX веке. Другие – основоположником самой чудовищной идеологии XX века, фашизма.

Что определило столь разную оценку его творчества, какие идеи выдвигались Ницше и какое воздействие они оказали на его современников и последователей, - это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

Что такое свобода? Какой она должна быть? Как ее добиться? Это те вопросы, которые волнуют в конце XIX века молодого писателя Максима Горького, в творчестве которого наиболее ярко видно влияние идей преобразования человеческого духа, его свободы и воли, выдвинутые Ницше. Сегодня мы проследим эволюцию взглядов Горького на эту идею.

^ Учитель истории. Личность и идеи Ницше.

В Европе конца XIX века было много последователей Ницше. Но, как ни странно, наибольший отклик его идеи нашли в философской и художественной среде России конца XIX - начала XX века.

Но кто же он, возмутитель спокойствия умов на Западе и в России – Фридрих Ницше. Его личная судьба и его личная трагедия нашли отражение в его философии.

^ Сообщение учащегося о личности Ф.Ницше. Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде в Реккене (Саксония). В пять лет потерял отца. После этого семья переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первоначальное образование. Позже он заканчивает знаменитую Пфортскую школу, выпустившую многих известных философов и историков Германии.

В двадцать лет он поступает в Боннский университет на теологический факультет, но через год переходит на филологический, посвящает себя изучению античной литературы, истории и искусства. Вслед за любимым преподавателем, профессором Ритшлем, Ницше переводится в Лейпцигский университет. Он очень выделялся среди студентов своими необычайными способностями: был поэтом, прекрасным филологом и знатоком языков, композитором, философом.

За свои выдающиеся способности и первые научные работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, он получает от Лейпцигского университета степень доктора наук. Причем звание ему присваивают в нарушение общепринятых правил, без экзаменационного испытания и без защиты диссертации. Еще до завершения учебы Ницше приглашается на преподавательскую кафедру в университет Базеля (Швейцария), где он и будет работать в 1869-1879 гг. Но преподавательская работа не приносит ему удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи с болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше полностью посвящает себя философии.

Он страдал сильнейшими головными болями, спазмами желудка, позже практически ослеп. Каждый день его жизни действительно требовал мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его философские идеи. К числу значительных его философских работ следует отнести «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин».

^ Слово учителя о философском учении Ницше. В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он «Сверхчеловек» Ницше?

  1. Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу.

  2. Это «аристократ» духа.

Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. «Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены». По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей.

  1. Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.

  2. Главная ценность – «благородное», то, что стоит «по ту сторону добра и зла».

Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде».

  1. Жизнь – постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти.

  2. Цель жизни – в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен «волей к мощи».

По сути, это призыв Ницше к саморазрушению «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца».

Как притягательны и вдохновенны казались эти идеи Ницше. Сам он писал:

Да, я знаю, знаю, кто я:

Я, как пламя, чужд покоя.

Жгу, сгорая и спеша.

Охвачу – сверканье чуда,

Отпущу – и пепла груда.

Пламя – вот моя душа.

Но своими идеями он сжигает самого себя. По словам современников, в частной жизни Ницше был необыкновенно любезным, мягким и сострадательным человеком. Все поддавались обаянию его личности и благородству его характера. Но в идеях он был непреклонен и беспощаден. И эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. В 1889 г. Ницше охватывает безумие. И последние одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества: без друзей, без семьи, без связей, в бедности, в отчуждении и презрении и без проблесков сознания и счастья.

Сам Ницше очень интересовался Россией, высоко ценил русскую литературу. Он был одним из немногих европейских писателей XIX века, открыто признававших влияние на свое творчество русских мыслителей и писателей. Среди его знакомых было немало выходцев из России. Высоко оценивал Ницше и будущность России, духовные силы русского народа. Он отмечал, что когда эти силы прорвутся на свет, русский народ «удивит весь мир чем-то новым, глубоким и сильным». О самом Ницше в России официально заговорили в 1892 г. в журнале «Вопросы философии и психологии». Первая книга Ницше на русском языке была напечатана в 1898 г. Это был трактат «Так говорил Заратустра». Многие его труды печатались с сокращениями или вовсе запрещались церковной цензурой как антирелигиозные.

Элементы беседы с учащимися: Как вы думаете, почему в России начала XX в. столь популярными становятся идеи этого немецкого философа? Чем они привлекают русскую интеллигенцию? Какие идеи Ницше оказались наиболее близки русской творческой интеллигенции?

Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска новых путей развития, новых идей, пробуждения самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.

Но идеи Ницше глубоко запали в душу русских мыслителей, литераторов и интеллигенции в целом.

^ Учитель литературы. Философские идеи Ницше и литературная Россия. Знакомство Горького с идеями Ницше.

Мы узнали, что Ницше глубоко интересовала Россия, особенно литература. А как приняла литературная Россия самого Ницше?

В 1890-е годы Ницше читают, о нем пишут. К 1910-м годам опубликовано уже более ста статей и монографий, посвященных его творчеству, около ста пятидесяти переводов его произведений. Ницше читал Толстой, он тоже хотел вернуть человека к чистоте изначального христианского учения. Оба они совпадают в крайнем неприятии лицемерия современного им общества. Очень точно сумел определить характер философской мысли Ницше Михайловский. Именно он поставил вопрос о близости Ницше и Достоевского. Ницше действительно ценил Достоевского и называл его «единственным психологом», у которого он «мог бы чему-то поучиться». Ницше читал и Блок, который тоже воспринял идею сверхчеловека. Он покажет новую породу людей в своей поэме «Двенадцать». Идеями Ницше увлекались Маяковский и Зощенко, Пришвин и А.Белый.

Но необходимо отметить, что в 1923 году Ницше будет запрещен в России, его книги будут изъяты из библиотек. Многие от него откажутся. Откажется и Горький, который будет публично осуждать эту философию, почувствовав в ней разрушительную силу.

^ Учитель литературы. Основные идеи романтических произведений Горького и поиск концепции человека в пьесе «На дне».

Был ли Горький ницшеанцем? Русская критика много писала об этом. Сам Горький открещивался от этого и не любил, когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького переклички с Ницше очевидны.

Беседа с учащимися по фрагментам произведений Горького и Ницше: В чем вы видите сходство взглядов, образов? Вспомните романтических героев Горького, кто вам запомнился? Как идея «сверхчеловека» проявилась в них? Какие черты личности характерны для них?

Для романтических героев Горького характерны: независимость и стремление к абсолютной свободе; гордость; отсутствие мук совести; близость к природе, где нет морали; жажда борьбы, действия; руководство инстинктами.

Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Он задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. Горького и Ницше сближал общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью.

После серии романтических произведений 1890-х гг., полных бунтарских идей, Горький создает пьесу, ставшую важным звеном во всей философской системе писателя. Вспомните еще раз героев пьесы «На дне».

^ Кто является выразителем идей Горького? Какими чертами он обладает? Каковы его представления о человеке? Что утверждал Горький этой пьесой?

Человек должен быть жизнестроителем!

^ А что отрицает?

Отрицание религиозного сознания.

В июне 1902 г. Горький заметил: «Чувствую я, что в воздухе носится новое миропонимание, миропонимание демократическое, а уловить его – не могу, не умею». В это время он укрепляет свои связи с революционным подпольем, сближается в 1903 г. с большевиками. Но это не меняет философско-нравственные позиции писателя.

Итак, мы увидели, что философские взгляды влияют на формирование писательского взгляда. А что еще может повлиять? Конечно, время.

^ Учитель истории. Характеристика дооктябрьского 1917 г. периода в истории России.

1905-1917 гг. – этот период многие историки называют периодом Великой русской революции. Это переломный период в русской истории.

Беседа с учащимися: Какие события в истории России этого периода вы можете назвать? Какие противоречия существовали в русском обществе? Какие способы решения проблем предлагались?

Это и вихрь событий революции 1905-1907 гг., время надежд на утверждение конституционного строя в стране и время правительственного и революционного террора. Надежды на революционный слом старого строя и время разочарования в революционной борьбе. Это время экономического подъема и реформ Столыпина, но и их незавершенность и свертывание. И, наконец, это кошмар Первой мировой войны, обернувшийся национальной катастрофой: война проиграна, миллионы жертв, разруха, крушение монархии. И в зареве этой войны рождается Февральская революция 1917 г.

Сам Горький недолго обольщался романтикой Февраля. Он понял, что эта революция таит в себе страшные силы. В ней не «музыка», а рев разбушевавшейся стомиллионной стихии, готовой все смести на своем пути. И именно в это время писатель непосредственно обращается к теме революционеров-провокаторов. Эта тема заинтересовала его еще в годы Первой русской революции.

- Как вы думаете, какие события могли повлиять на это?

В 1906 г. русскую общественность потрясло дело Е.Азефа. Лидера эсеров, который в течение многих лет был агентом охранки.

^ Учитель литературы. Кстати, именно в 1906 г. Горький записывает следующие афоризмы и максимы: «Будучи подлецом, - не воображай, что это оригинально». «Жаждешь свободы? Иди служить в полицию». «Жаждешь абсолютной свободы? Поступи в агенты охранного отделения. Очень просто».

Какие произведения пишет Горький в этот период?

^ Краткая справка ученика о произведениях писателя этого периода.

1903 г. – «Человек», 1904 г. – «Дачники», 1905 г. – «Варвары», 1906 г. – «Враги», 1907 г. – «Жизнь ненужного человека», 1908 г. – «О цинизме», 1909 г. – «Разрушение личности», 1910 г. – «О современности», «Две души» и другие.

^ Учитель истории. Тема нравственного выбора человека в революции волнует Горького. Сам он получал немало писем-исповедей от бывших сыщиков и провокаторов. После Февральской революции были открыты архивы Охранного отделения, и демократическая общественность была шокирована обнаружившимся количеством наемных провокаторов в революционной среде.

^ Учитель литературы. «Новый» Горький. Восприятие новых произведений.

Новый Горький после Октябрьской революции начался с концепции человека. Ему всегда были интересны люди, выломившиеся из своей среды (босяки, правдоискатели, революционеры). Он сам по сути был таким. Его интересовал механизм поведения человека. В характере людей из народа, ради которых совершалась революция, он разгадывает проявления разных типов сознания и находит в них «болезни духовного зрения».

В предреволюционную пору он призывал к героическим деяниям. Он воспевал героев действия, преобразователей жизни. Он не поддавался сомнениям в эффективности социальных преобразований. У него было страстное желание «разбудить в людях действенное отношение к жизни», увести их от терпения и непротивления, от философии страдания на поле битвы за радость и счастье.

Революционная эпоха заставила Горького усомниться в правоте своей позиции. Он не перестал верить в революционно преобразующегося человека, но усомнился в однозначно положительном воздействии революционной бури на человека. Горькому стало понятно, что идея «очеловечивания» оборачивается идеей расчеловечивания. Практическая активность сочеталась с волей, но не с человеколюбием. Человек деятельный, социально активный разочаровал писателя. Новый Горький предстал в цикле рассказов 1922-1924 гг. Неоднозначно были приняты новые герои писателя, поэтому мы обратимся к одному из этих рассказов, чтобы понять взгляд Горького на человека в революции.

^ Учитель литературы и истории. Аналитическая беседа с учащимися по рассказу Горького «Карамора».

Обратите внимание на эпиграфы к рассказу, их шесть.

- Какой из них, по вашему мнению, может объяснить, почему и в каких условиях происходит процесс распада личности? Ни один из эпиграфов этого не объясняет. Но основной вопрос рассказа поставлен: в чем причина противоречивости человека, приводящей его к полному и необратимому падению?

-Расскажите, что вы узнали о герое. Можно ли его назвать человеком своего времени?

- Как отразилось время в рассказе?

- Как можно назвать то, что пишет Карамора? Признание, исповедь, психологическое исследование, история жизни.

- Как относится Карамора к описанию своей жизни? Главный герой очень рано начинает ощущать свою раздвоенность, противоречивость.

- В чем сказываются противоречия Караморы?

- В чем причина раздробленности героя? Может быть в том, что он занимается не своим делом, служит не своей правде?

- Почему он осознает, что путь революционера - это не его путь? У него нет любви к людям, а это необходимо социалистам.

- Как он объясняет заботу революционеров о людях? «Забота о людях исходит не из их любви к ним, а из необходимости окружить себя ими, чтоб с их помощью, их силою, утвердить свою идею, позицию, свое честолюбие».

- Какими предстают революционеры в рассказе Горького? Это фанатики (Леопольд), сочувствующие (Саша Варварина), рядовые («на всю жизнь обиженные», Басов), случайные («счетные машинки»), запутавшиеся (сам Петр Каразин –«Карамора»), провокаторы (Попов). Есть и идейные революционеры, но о них упоминается вскользь, без указания имени.

- Есть ли среди этих образов те, что привлекают автора? Нет, Горький их не видит, разочаровывается. А идейные революционеры тонут в массе остальных.

-Что за поступок совершает Карамора, который сам он назовет самыми скверными часами в своей жизни?

-Почему он его совершает? Как при этом он себя ощущает? Он убивает провокатора Попова, который является свидетелем его внутреннего состояния. Теперь стать провокатором очень легко, что и происходит. «Я сам был удивлен быстротой и легкостью, с которыми это решение возникло, - оно явилось так же естественно и просто, как возникает желание спать, гулять, выпить воды».

К чему приходит Карамора особенно ярко видно в его сне.

-Чем напуган Карамора во сне? Сущностью и истинной жизнью, своим настоящим «я».

Реальное пробуждение не становится пробуждением ото сна, в котором герой прозябает всю жизнь. Но теперь он осознает, чего не хватает людям – привычки жить честно.

-Каковы же причины противоречивости Караморы?

Трагедия расчеловечивания в рассказе Горького «Карамора» заключается в следующем: в «раздробленности» личности героя, в разрыве между идеалами и внутренней сущностью; в отсутствии своей правды; в отсутствии позиции и привычки жить честно; в отсутствии «хрусталика» (души, Бога). Героем движут чувство самосохранения и бессознательные инстинкты; в нем нет самоосуждения, чувства страха и ответственности. Горький признает опасность безрелигиозного сознания.

^ Учитель истории и литературы. Подведение итогов. Выводы по уроку.

Мы увидели с вами, что философская идея сверхчеловека может иметь совершенно разное воплощение и последствия. В судьбе Ницше – это личная трагедия и рождение мифа вокруг его философии. В творчестве Горького – это предупреждение об опасности воплощения этой идеи при отсутствии нравственного стержня в душе человека.

- Как вы думаете, чем может обернуться эта идея в реальной жизни? Какие действия и последствия вызвать?

Разрушительный, демонический дух философии Ницше, утверждение права сверхчеловека на вседозволенность оказались весьма удобными для использования их многими тоталитарными идеологиями XX века. Его возвышенная, аристократическая идея сверхчеловека на практике оказалась наиболее пригодной для «людей из толпы», безликих и слабых, которые силу духа заменили насилием над душами людей. Сам Ницше предчувствовал этот поворот событий. Жизнь упивающегося героизмом сверхчеловека по существу оказывается бесчеловечна.

И Горький не мог развить эти идеи иначе, чем сделал. Почему? Вспомните, как определял он смысл своего прихода в литературу, чем он был движим? Человеколюбием.Что нужно человеку, чтобы уберечься от гордыни и эгоизма, от пассивности и беспринципности? Наличие ценностного стержня, «хрусталика» в душе.
Список литературы.


  1. Басинский П. Неизвестный Горький// Горький М. Детство. Рассказы и очерки. М.: Слово/SLOVO, 2000. С. 5-17.

  2. Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русские писатели// Литература. 1996. №11.

  3. Гавриш Т.Р. Кто я? К изучению рассказов Горького 20-х годов в школе// Литература в школе. 1999. №6. С.40-44.

  4. Газизова А.А. Новый Горький ( 1920-е годы)// Открытый урок по литературе. Планы, конспекты, материалы. М.,2001. С.253-258.

  5. Горький М. Карамора// Собрание сочинений в 8-ми тт. М.,1988. Т.3.С.36-67.

  6. Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы// Собрание сочинений в 30-ти тт. М., 1950. Т.5. С.465-469.

  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006.

  8. Перцев А.В. Что действительно говорил Ницше?// Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. С. 291-304.

  9. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006. С. 5-53.

  10. Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба сверхчеловека Ницше.

  11. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX вв. М.,1993. С.157-189.

  12. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. М.,1991. С.155-187.

  13. Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин, Клейст, Ницше. М.: Республика, 1992. С. 225-292.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) icon«Песнь о Роланде». Историческая реальность и поэтическое воплощение....
Европы. Мы постараемся проследить эти процессы на примере «Песни о Роланде». Это одно из первых произведений на французском языке,...

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconТема: «Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconФридрих Вильгельм Ницше Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм
Непосредственным толчком к написанию книги послужили два доклада, прочитанные Ницше в Базельском музеуме соответственно 18 января...

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconУрок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconЛитература. 17
Его философия впитала в себя множество самых разнообразных источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме, Шопенгауэр,...

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconУрок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление....
Урок физики в 10 классе «Последовательное и параллельное соединение проводников»

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) icon«Интегрированный урок как средство формирования творческого потенциала учащихся»
Тема: «Интегрированный урок как средство формирования творческого потенциала учащихся»

«Идея «сверхчеловека» трагедия расчеловечивания» (философия Ницше и герои А. М. Горького) Интегрированный урок в 11 классе (литература+история) iconИстория школы имени Горького
Современная Волчанская гимназия №1 образовалась в 2004 году и является законной последовательницей общеобразовательной средней школы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница