Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь




Скачать 430.31 Kb.
НазваниеФормирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь
страница1/4
Дата публикации23.03.2013
Размер430.31 Kb.
ТипАвтореферат
vbibl.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

КИСЕЛЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА


Формирование образа советской власти

средствами агитации и пропаганды: октябрь 1917-1920 гг.

(на материалах Орловской и Брянской губерний)

Специальность 07.00.02. – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук





Брянск 2011
Работа выполнена на кафедре новой и новейшей отечественной истории и права ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

^ Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Брянцев Михаил Васильевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Филимонов Виктор Яковлевич
кандидат исторических наук, доцент

^ Лупоядов Виктор Николаевич


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Смоленский государственный

университет»


Защита состоится «23» июня 2011 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.020.02 при Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, ауд. 320.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.


Автореферат разослан « 23 » мая 2011 г.

И.о. ученого секретаря

диссертационного совета

доктор исторических наук,

профессор В.И. Золотов

^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Проблема власти затрагивает фундаментальные основы общественного устройства и имеет непосредственное отношение к жизни любого гражданина. Это одна из тех проблем, изучение которых располагается в пространстве различных сфер гуманитарного знания: политологии, истории, социологии, антропологии, философии. Современная политическая история признает, что власть почти непрозрачна для общества, а массовое сознание оперирует образами, которые возникают под влиянием, как субъективных представлений, так и внешних информационных воздействий, в первую очередь через СМИ1. От качественных характеристик этих образов зависит отношение к власти, которое определяет готовность граждан взаимодействовать с нею, принимать эту власть, пренебрегать ею или прямо противодействовать.

Для группы радикальных революционеров, пришедших к власти в столице огромной империи в октябре 1917 года, создание и репрезентация своего образа как положительного было жизненно важным. То, как новая власть справится с задачей формирования своего образа как привлекательного, решало ее дальнейшую судьбу. Как заявлял В.И. Ленин: «Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной правде противопоставить свою правду и заставить её признать»2. Он же указывал и на главное средство реализации основной задачи: «Надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда»3. По мнению ряда историков, именно победа большевиков на «идеологическом фронте» внесла немалый вклад в утверждении их партии у власти. Острую научную актуальность несет в себе вопрос о том, какой новая власть советов желала выглядеть в глазах населения — что за образ стремилась сформировать в массовом сознании в октябре 1917 – 1920 гг., какие механизмы, формы и методы агитационно-пропагандистской работы при этом использовала. ег Степень изученности проблемы. Тема «Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды в октябре 1917-1920 гг. (на материалах Орловской и Брянской губерний)» до настоящего времени не являлось предметом специального исследования. В связи с междисциплинарным характером темы, мы посчитали обоснованным определить все предшествующие работы исследователей в три группы согласно проблемно-тематическому признаку. В первую группу вошли труды историков, посвященные агитации и пропаганде в период революции и Гражданской войны. Во вторую были включены работы специалистов-гуманитариев широкого профиля, в которых раскрываются различные этапы процесса формирования образа власти — так называемые труды по имиджиологии4. В третью группу работ вошли современные исторические исследования, затрагивающие отдельные аспекты формирования образа советской власти средствами агитации и пропаганды в период революции и Гражданской войны.

Характеризуя литературу, посвященную агитации и пропаганде в период революции и Гражданской войны, выделенную нами в первую группу трудов по теме, следует отметить, что это направление имеет насыщенную и глубоко разработанную традицию — темы агитации и пропаганды в раннесоветский период были одними из самых популярных в Советском Союзе. Это обстоятельство было обусловлено идеологическими приоритетами эпохи, наличием обширной источниковой базы, возможностью четкого методологического обоснования на платформе марксистско-ленинской методологии, а также тем неоспоримым фактом, что эффективность советской агитации и пропаганды признавались как сторонниками новой власти, так и ее ярыми противниками.

Под термином «пропаганда» нами понимается целенаправленное и политически мотивированное убеждающее воздействие на сознание отдельных людей и общественных групп с целью формирования их поведения в желательном направлении. Под «агитацией» можно понимать одно из средств политической борьбы, состоящее в распространении политических идей и лозунгов с целью влияния на общественное сознание, настроение граждан, побуждение их к целенаправленной активности, политическим действиям5. В целом видно, что агитация, как тактика, является средством пропаганды, которая, в свою очередь, ведает стратегией.

Первые попытки изучения идеологической работы большевиков периода Гражданской войны начались уже современниками. Особое место здесь занимают работы В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, М.И. Калинина6. В их трудах наряду с теоретическими размышлениями, имелись и практические советы, связанные с вопросами политической агитации и пропаганды. Изучением наследия В.И. Ленина, как ведущего теоретика в области агитации и пропаганды, в советский период занимался В.Я. Доброхотов7. Критически посмотреть на наследие Ленина делают попытки современные исследователи Е.Б. Калашникова, Н.Я. Елисеева8. В 1920−1940-х гг. в журналах и периодической печати публиковались первые работы, рассматривающие агитационно-пропагандистскую деятельность большевиков. Написаны они были на материалах воспоминаний непосредственных участников событий. Данные работы, в основном, носили описательный характер и отражали официальные партийные программы и установки советской власти9.

В конце 1940-х–начале 1950-х гг. были опубликованы основополагающие сборники центральных директив и постановлений в области агитации и пропаганды10. Это, несомненно, дало толчок к развитию исследования агитации и пропаганды большевиков в годы Гражданской войны на качественно новом уровне. Такое изучение политической пропаганды и агитации в нашей стране началось с середины 1950-х гг. и продолжалось вплоть до середины 1980-х гг., войдя в историю как «золотой век» в разработке темы раннесоветской агитации и пропаганды. Во многом это было связно и с общеполитической ситуацией «оттепели» в стране, когда историки получили возможность говорить больше на темы своих исследований. В это время появляются работы, в которых рассматриваются принципы, формы и методы большевистской пропаганды и агитации, защищается ряд диссертаций11. С 60-х гг. XX в. началось и широкое исследование советских праздников и обрядов. В большинстве работ массовые праздники советских лет рассматривались как комплексное политическое, социальное и культурное явление, выступающее важнейшей составной частью идеологической работы партии12.

Отдельную группу в рамках историографии историко-партийного направления составили научные работы, статьи и популярные очерки в краеведческих сборниках и периодической печати, изучающие различные аспекты формирования системы партийно-советских органов власти на территории Орловской и Брянской губерний. Первой ласточкой здесь стала работа М.Ф. Силаева «Большевики Орловской губернии в борьбе за победу Октябрьской социалистической революции»13. В ней, однако, как и во всех работах сталинского времени, факты вписывались в идеологическую схему, обильно наблюдалось цитатничество со ссылками на «Краткий курс» истории ВКП (б), слова и действия вождей партии Ленина и Сталина.

Вместе с началом общего исследовательского бума по стране во второй половине 1950-х – нач. 1960-х стали появляться и региональные работы по теме. Этому способствовала публикация источников в сборниках о деятельности местных губернских организаций в 1918-1920 гг.14. Наиболее полными научными трудами, рассматривающими процессы установления и укрепления власти советов на Брянщине, на сегодняшний день являются работы И.Е. Яненко: его монография15, а также главы двух «Очерков истории Брянской партийной организации» 1968 и 1982 гг.16 Автор, как никто ранее, использовал документы местных и центральных архивов, периодической печати, освещал события 1917-1920 гг. в каждом из уездов Брянской и Черниговской губерний. Деятельности главного агитатора Брянского уезда – председателя Брянского уисполкома И.И. Фокина, был посвящен совместный труд Д. Щербакова и Л. Школьникова17. Общую картину культурного строительства на Брянщине мы почерпнули из работы С.С. Сысоева18.

В целом, советской историографией был накоплен значительный опыт в разработке темы раннесоветской агитации и пропаганды: введены в оборот пласты архивных источников, в основном, законодательного и делопроизводственного характера. Но многие аспекты темы оставались неосвещенными, не ставился под вопрос и тезис о руководстве партией агитацией и пропагандой в годы Гражданской войны. Кроме того, в труды советских историков не вошли многие события в регионе, имеющие значение для нашей темы, так как они не соответствовали господствующим представлениям о «триумфальном шествии» советской власти по провинции.

После распада СССР характер научных работ изменился: трансформация общества привела к критическому осмыслению многих событий советской истории. Однако с этого времени в отечественной исторической науке количество исследований, специально посвященных политической пропаганде и агитации периода в 20-е гг. XX в., резко уменьшается. Среди диссертаций историков постсоветского периода, в которых раскрывались отдельные нюансы идеологической деятельности большевиков в масштабе страны или на примере других регионов, для нас особую важность представляют три: Е.Н. Старостина, М.Г. Шульман и А.С. Бочкаревой19.

Появление этих научных работ представляется нам поэтапным движением к рассмотрению темы под новым углом — от агитации и пропаганды до «формирования образа советской власти средствами агитации и пропаганды». Исходной точкой в исследовании темы было рассмотрение тематического содержания агитации и пропаганды с использованием описательного подхода и математических методов у Е.Н. Старостина. Своего рода промежуточный характер носило исследование М.Г. Шульман с попыткой применить подходы социальной психологии к митинговой агитации. Исследованием, непосредственно предшествовавшим нашему, стала диссертация А.С. Бочкаревой, в которой в качестве инструмента агитации и пропаганды рассматривалась политическая символика, являющаяся не чем иным, как приемом формирования образа власти. В своих работах авторы оставили традиционный подход к теме, выразившейся в формулировке тем. Но каждый из последующих исследователей раскрывал тему совершенно новым способом, приближаясь к постановке проблемы «от цели» пропаганды и агитации — формирования желаемого образа мыслей у населения и побуждения их к действию. Наше исследование, таким образом, логически вытекает из тех наработок, которые сделали предшественники в разработке регионального аспекта темы ранней советской агитации и пропаганды.

Вторым крупным блоком в историографии проблемы стали исследования об образах власти, относящиеся к современной дисциплине — имиджиологии. Философ и политолог Т.М. Зуева отмечает, что формирование образа власти в массовом сознании является важнейшей составляющей информационной политики государства. Достоинством ее труда является структурирование процесса изучения проблемы «формирование образа власти средствами информационно-коммуникативного воздействия». Здесь автор выделяет изучение субъекта, объекта, результата, методов, приемов и технологий достижения желаемых целей. Она же определяет и основные приемы формирования образа власти, относящиеся к символическому и вербальному воздействию на массовое сознание20.

Как признает Т.М. Зуева, тема «образа власти» в современной отечественной социально-философской литературе разработана слабо: понятийный и в целом научно-теоретический уровень ее разработанности невысок. Целостность подхода в имеющихся исследованиях отсутствует. В то же время нельзя сказать, что исследователи идут «кто во что горазд»: научный поиск осуществляется по определенным направлениям, соответствующим этапам процесса формирования образа власти: созданию, репрезентации, надзору за этими процессами21.

В осмысление феномена образа власти среди историков быстрее всех включились западные и отечественные исследователи средневековья и Нового времени. Они, следуя традиции школы Анналов, стали исследовать проблему создания и репрезентации образов власти через законодательные тексты, миниатюры, скульптуру, монументальную архитектуру22. Одним из первых, кто обратился с вопросом о репрезентации образа власти к российской истории, стал Р. Уортман23. Заложенные им идеи плодотворно развивают современные исследователи24.

Наиболее привлекательным, однако, для исследователей социогуманитарного направления остается феномен восприятия власти населением. Его разработкой занимаются политические психологи, социологи и политологи25. Авторов интересуют представления о власти в групповом и массовом сознании населения, сравнения их с медиа-образами и архетипами культуры26, изучаются особенности формирования и трансформации образа региональной власти27. Основными источниками для анализа выступают СМИ и социологические исследования.

Среди историков восприятие образа власти также стало одной популярных тем в последнее время. Так, О. С. Поршнева рассматривает эволюцию образа верховной власти в сознании крестьянства России в начале XX в., затрагивая проблемы делегитимизации монархии, обострения этатистских и эсхатологических настроений крестьянства в 1917 году28. Этому же процессу посвящена диссертация А.В. Дорофеевой, защищенная в 2009 г.29 На материалах периода Гражданской войны историки также пока говорят лишь о восприятии образа власти населением. На общероссийском материале образ власти в массовом сознании описывается в трудах Л.А. Обухова, А.Я. Лившина30, на материалах рассматриваемого региона представления населения о власти стали темами работ Н.А. Бельковой и М.В. Брянцева31.

В третью группу трудов, выделенных нами по теме работы, вошли современные исторические исследования, затрагивающие отдельные аспекты формирования образа советской власти средствами агитации и пропаганды периода революции и Гражданской войны. В них предприняты попытки анализа роли символов и ритуалов, языка и массовых действий в трансформации массового сознания населения. Так, вопрос о роли революционных символов в политической культуре граждан России в годы революции и Гражданской войны поднял в своих трудах Б.И. Колоницкий32. Семиотизация исторических исследований привела к убеждению многих исследователей в том, что символы и ритуалы, язык и массовые действия должны рассматриваться как исторический текст, подлежащий смысловой расшифровке33. Одним из прорывов в исследовании истории советского государства с этих позиций стала концепция культа вождя, фактически подменившего государственную религию. Классическим трудом здесь считается монография Н. Тумаркин «Ленин жив! Культ Ленина в Советской России»34. Что касается значения ритуала в культуре революции, то его мы смогли определить для себя, изучив труды П.К. Корнакова, В.В. Глебкина, Шт. Плаггенборга35.

Проблему адекватности восприятия советского «новояза» крестьянством подняли в своем совместном труде американский русист О. Файджес и Б. Колоницкий36. О том, что новая советская власть по-разному объясняла причины своих неудач, что существовал официальный дискурс агитации и пропаганды и внутренний язык партии, написал в американский советолог Д. Рейли37. Идею о том, что слова и политические термины стали играть роль смыслообразующего фактора, детерминирующего мышление и поведение в новой окружающей реальности, развил Д.М. Фельдман38.

Как признают почти все исследователи, взявшие на вооружение принципы семиотики и социолингвистики, революционные праздники и риторика агитационных материалов были направлены, прежде всего, на легитимизацию режима, обоснование его законности. Одной из самых оригинальных концепций в трактовке процесса легитимизации стала концепция нарратива Октября Ф. Корни39. Проблему мифологизации режима путем использования потенциала революционного нарратива об Октябрьской революции ставит в своих работах и С.Ю. Малышева40. Праздники новой Советской России как ритуалы со своим набором символов и инсценировок изучаются рядом современных исследователей41.

Как одно из ведущих средств манипуляции сознанием населения рассмотрел советскую газетную прессу в годы Гражданской войны Л.А. Молчанов42. В контексте истории политической культуры и политической психологии масс агитационно-пропагандистскую работу большевиков проанализировал С.В. Яров43. Говоря о культурно-антропологических условиях, в которых развернула свою деятельность машина агитации и пропаганды в годы ранней советской власти, большой интерес для нас представляет целый ряд работ о крестьянстве в годы революции и Гражданской войны44, равно как и работ общего характера, посвященных этому периоду в истории страны45.

В целом современные исследования отличает скрупулезность в анализе вводимых в научный оборот источников, а также новый взгляд на известные факты и события, в них активно используется междисциплинарный подход. Историографический обзор позволяет утверждать, что ни один из вышеуказанных авторов не ставил перед собой задачи изучения процесса создания и репрезентации образа советской власти средствами агитации и пропаганды в годы революции и Гражданской войны на территории Орловской и Брянской губерний.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconИдеология родная дочь агитации и пропаганды
Вслед за психоаналитиками, философами и экзистенциалистами, я убеждён, что именно идеи определяют поступки людей и что именно идеи...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconОтчет за 2012 год в области фк и С
В целях организации активного досуга, пропаганды здорового образа жизни и развития физической культуры и спорта в районе реализуется...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconС. Зайнабитдинов: эксперименты айтматова
Айнанайин Кыргыз элым, не раздражайся! На мгновенье уйми порывы, взгляни на себя трезво! Кого из тебя сделал, верный слуга советской...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconО проведении городской военно-патриотической
Игра проводится с целью формирования у учащейся молодежи патриотизма, национальной гордости, любви к Отчизне, пропаганды здорового...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconПредоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства,...
Настоящий Порядок устанавливает условия и порядок предоставления муниципальной поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconВопросы к экзамену по отечественной истории для студентов 1 курса
Установление советской власти на местах. Гражданская война и иностранная интервенция

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconПрограмма гбоу №634 с углубленным изучением английского языка «Здоровое...
«Наша новая школа» особую актуальность приобретает направление работы по созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconФормирование советской государственности
Выписки тем с элементами антикоррупционного образования из календарно- тематического плана по истории, обществознанию, литературе...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconВласти в государственных средствах массовой информации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации...

Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь iconI-iii ступеней
Тема проекта: «Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница