Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин




Скачать 192.19 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин
страница1/2
Дата публикации18.09.2013
Размер192.19 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2


Министерство образования Российской Федерации

Краснодарский институт дополнительного профессионального

педагогического образования

Кафедра обществоведческих дисциплин

Васильев С.С.

к.и.н., доцент

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2000 – 2004 гг.



На современном этапе модернизации российского образования создание профильной школы обусловлено следующими причинами:

  • Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся (у более 70% старшеклассников есть желание изучать большинство общеобразовательных предметов на уровне основ, а углубленно – лишь те предметы, которые понадобятся для дальнейшей профессиональной специализации);

  • Недостаточные, по мнению учащихся, условия школы для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности;

  • Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ;

  • Специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего) образования, необходимость преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки.

Правда, на данном этапе довузовская подготовка чаще всего сама исправляет пробелы в подготовке выпускников школ к вступительным испытаниям в высшее учебное заведение.

Хочу еще раз оговориться, что речь в моем курсе идет об обучении профильном, т.е. уровень знаний учащихся здесь определенно на порядок выше по рассматриваемому предмету (в данном случае по истории), и соответственно подобным же образом (выше и разностороннее) должны выстраиваться требования олимпийских заданий.

Иными словами, в отличие от тестов Централизованного тестирования и ЕГЭ, перед которыми ставится задача дифференциации уровня подготовки ВСЕХ, подчеркиваю ВСЕХ, учащихся, олимпиадные задания изначально ориентированы на дифференцирование уровня подготовки ребят, изучающих данный предмет (в частности историю) углубленно.

Человек, выбравший для изучения подобный профиль, имеет, как правило, неплохие познания в смежных обществоведческих дисциплинах (правоведении, политологии, экономике и других). Вопросом престижа для него является хорошее знание русского языка и хотя бы одного иностранного.

В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

  • Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • Расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;

  • Обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Опыт обучения, дифференцированного по предпрофессиональной подготовке, имеется в наличии в России уже не одно столетие.

Еще в 1864 г. было введено разделение на «классическое» (т.е. открывающее путь для поступления в университет) и реальное образование. Проект реформы 1915-1916 гг. предусматривал три варианта: новогуманитарное, гуманитарное и реальное образование.

В советское время с 1918 по 1934 гг. в старших классах выделялось три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 году были введены единые учебные планы и единые учебные программы, однако в дальнейшем появилась необходимость дифференциации обучения, которая была реализована путем введения факультативных курсов в общеобразовательных школах и школ (или классов) с углубленным изучением отдельных предметов. В 70-80-х гг. ХХ в. Обучение старшеклассников было увязано с получением массовых профессий в системе учебно-производственных комбинатов. Однако этот опыт оказался малоэффективным: существенные затраты на узкопрофильное обучение не восполнялись из-за невостребованности этих профессий на рынке труда.

Диверсификация образования (начатая федеральным законом «Об образовании», 1992 г.) открыла возможности для создания широкого спектра общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, колледжей), реализующих широко вариативные программы обучения, в том числе и профильной подготовки.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей. В данной статье рассматриваются два из них:

  • Социально-экономический (упор делается на таких дисциплинах как история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

  • Собственно гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусствоведение и культурология).

В обоих профилях история занимает ведущее место и чаще всего, участники и призеры региональных олимпиад по истории так или иначе ориентированы на указанные выше профили образовательной деятельности.

Само создание олимпиадных заданий – процесс трудоемкий и ответственный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы.

Приходится обращать внимание на многообразие требований различных управленческих и административных структур к написанию подобных работ.

В этом случае определенную положительную роль играют документы министерства образования РФ и методические рекомендации, использующиеся Центром тестирования минобразования РФ и определяющие содержание тестов и ЕГЭ. Дополнительным фактором здесь является то, что многие высшие учебные заведения в нашей стране засчитывают результаты централизованного тестирования и ЕГЭ в качестве вступительных.

Так в спецификации по истории России за 2004 год в качестве базовых документов, определяющих содержание теста, указаны следующие:

  • Обязательный минимум содержания образования – Приказ министра образования РФ № 56 от 30.06.99

  • Примерная программа по истории (сост. Л.Н. Алексашкина, Данилов, Клокова) // Примерные программы среднего (полного) образования. М., Дрофа, 2000.

  • Программно-методические материалы. История. 10-11 кл. /сост. Т.И. Тюляева/ - М., Дрофа, 2000.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. Сост. Л.Н. Алексашкина; под ред. А.Ф. Киселева. – М., Дрофа, 2000.1

Подобные рекомендации в спецификациях к тестам и ЕГЭ даются каждый год и в отношении учебников для подготовки, т.е. литературы, из которой чаще всего берутся цитаты и темы, встречающиеся в тестовых заданиях. Однако, учитывая то, что в нашем случае речь идет об углубленном изучении истории, т.е. ученик, помимо учебных, прочитал еще ряд научно-популярных, научных, справочных, художественных произведений на историческую тематику, либо ознакомился с ними на других форматах и других носителях, в данном случае перечислять учебники было бы нецелесообразно.

Гораздо полезнее сосредоточить внимание на объектах контроля (т.е. обобщенных видах знаний и умений), которые проверяются олимпиадными заданиями:

  1. Знание фактов (места, обстоятельств, участников исторических событий).

  2. Знание дат, хронологических рамок, периодов, наиболее значительных событий и процессов.

  3. Знание исторических понятий и терминов.

  4. Умение обобщать и систематизировать.

  5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Умение работать с исторической картой.

  7. Знание исторических источников (основные разновидности, оценка приоритетности, умение использовать для самостоятельной исследовательской работы).

Содержание олимпиады непременно должно отражать историю России с древнейших времен до наших дней, при этом возможны и желательны отдельные задания, посвященные актуальным вопросам мировой истории.

Вкратце содержание можно представить в виде следующих разделов:

  1. Русь с древнейших времен до конца XVII в.

  2. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII – первой половине XIX вв.

  3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

  4. История России в 1917 – 1945 гг.

  5. СССР и Россия в 1945 – 2003 гг.

Хочу заметить, что представленное здесь содержание является базовым, в конкретных же олимпиадных заданиях каждый блок дополняется многочисленными доработками, которые в каждом отдельном случае имеют свои индивидуальные особенности. Это может быть и заимствование исторических событий из курса всеобщей истории (как известно, Россия проводила активную внешнюю политику), и проверка умений учащегося работать с картой, и уровень знания истории родного края и многое другое.

Если содержание олимпиадных заданий особых вопросов, как правило, не вызывает, то структура олимпиад – тема, требующая гораздо более пристального рассмотрения и часто вызывающая определенные споры.

В частности в период с 2000 по 2004 годы структура районных, зональных и краевых олимпиад первого и второго туров претерпела ряд изменений.

Общим осталось деление олимпиад по территориальному признаку на районные, зональные и краевые. Однако краевой уровень с 2003 года поделен на два тура.

Структура олимпиадных заданий первоначально в 2000-2001 и в 2001-2002 учебных годах выстраивалась в строгом хронологическом порядке.

Олимпиада состояла из трех блоков А, В, С.

Задания блока А отражали историю России с древнейших времен до наших дней в хронологическом порядке, также в данном блоке были представлены вопросы из всеобщей истории, так или иначе имеющие отношения к отечественной истории. Каждый вопрос из 40 или 45 представленных в блоке А был снабжен четырьмя вариантами ответов, из которых только один был верным..

Задания блока В включали в себя от 5 до 10 заданий открытой формы. Они уже не были распределены хронологически и обычно представляли собой вопрос, сформулированный в виде незаконченного предложения с многоточием в конце, вместо которого должно стоять название термина или синонима. И в том и в другом случае в бланке ответов требуется написать слово или словосочетание.

Блок С был и остается самой сложной и самой весомой частью олимпиады. Существует предубеждение, что правильное решение его неосуществимо, а без правильного решения всего блока С невозможным становится получение призового места на олимпиаде. С этим нельзя согласиться.

Во-первых призовые места получают работы, занявшие общее большее количество баллов. Во-вторых в 2001-2002 годах в заданиях С.1, (для 11 класса) правильное выполнение которого оценивалось в 20 баллов были вопросы, изучение которых обязательно должно входить в программу по истории для указанного класса. Например, в зональной олимпиаде 2001-2002 уч. Года для 11 класса задание С.1 было сформулировано так:

  • Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в 1900-1916 годах.

В краевой олимпиаде 2001-2002 уч. Года для 11 класса задание С1 было сформулировано так:

  • Объясните, почему Советская власть в России в 1917 – начале 1918 гг. установилась сравнительно быстро и по всей стране.

Материала для ответа на эти вопросы было достаточно, в частности в тех учебниках, которые указаны в спецификациях Центра тестирования минобразования РФ. Ответ требовалось дать развернутый, что позволяло объективно проверить и сравнить уровень исторических знаний учащегося, а также умение формулировать свой ответ.

Задание С2 отличалось уже большим разнообразием, здесь были предлагаемые ученику тексты с намеренно сделанными историческими ошибками, которые предлагалось найти и восстановить историческую действительность прошлого, либо исторические карты с вопросами из области исторической географии.

В задании С3 в 2001-2002 годах как правило приводились выдержки из различных исторических источников, иногда по-разному характеризующие какое-нибудь одно и тоже историческое событие, либо историческую личность. От учащегося требовалось определить о каком именно событии идет речь, либо назвать историческую личность.

Структурные изменения коснулись в первую очередь плана олимпиад, которые теперь выстраивались не хронологически, а проблемно. Больше стало появляться вопросов, требующих от учащихся не прямого ответа на вопрос, как в тестах и ЕГЭ, а вопросов, ориентированных на лиц, занимающихся изучением истории углубленно. Обобщенные типы вопросов и заданий для олимпиад по истории 2003 – 2004 гг. представлены ниже в плане олимпиады.
Обобщенный предметный план олимпиадных заданий для районных, зональных, краевых олимпиад (ПЕРВЫЙ ТУР) 2004 г.

№ п/п

Задания


Кол-во баллов

1

Принцип образования рядов (исторические даты) – однородность

8

2

Принцип образования рядов (исторические термины и понятия, имена исторических деятелей) – однородность

8

3

Принцип образования пар (исторические термины и понятия, имена исторических деятелей) – однородность

6

4

Принцип образования рядов (исторические термины и понятия, имена исторических деятелей) – однородность, выделение лишнего. Лишнее слово подчеркнуть

8

5

Поиск ошибок в историческом тексте. Пронумеровать их и исправить

10

6

Расположить исторические события и исторических деятелей в хронологической последовательности

6

7

«Да» или «Нет» - однозначно ответить на утвердительное предложение

7

8

Работа с картой (дислокация объектов, определение границ)

7

10

Работа с Приложением 1.

Перед Вами портреты деятелей отечественной и зарубежной истории (см. Приложение 1). Подпишите каждый портрет, указав фамилию (или имя) исторического деятеля.

18

9

Работа с Приложением 2.

Определить названия и авторов художественных произведений 1и2

Чему они посвящены? Кто из героев имеет реальный исторический прототип?

12

11

Соотнести исторический термин и варианты комментариев к нему

9

12

Восстановить цепь родства между двумя историческими личностями

18

13

Соотнести имена политических деятелей и факты их биографий

7

14

Заполнить таблицу

12




Политическая партия

Общественно – политическая организация

Дата образования







Государства







15

Установить соответствие между:

  1. фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями

  2. именами политических деятелей и названиями организаций в которые они входили

  3. политическими лозунгами и временем, когда они провозглашались

Ответ в виде комбинации цифр и букв

15

16

Заменить выделенный курсивом фрагмент в тексте историческим термином

8

17

Указать правильное соответствие имен

Буквы – характеристика исторической личности (11)

Цифры – имена (15)

Ответ в виде комбинации цифр и букв

11

18

Указать процессы, события и мероприятия, характеризующие то или иное явление в А) экономике, Б) социально-политической сфере, В) внешней политике, в заданный исторический период из представленных (21).

Ответ в виде комбинации цифр и букв.

21

19

Соотнести причины и следствия.

Ответ в виде комбинации цифр и букв.

5

20

Расшифровать аббревиатуры

16

21

Правильное соответствие стран и политических партий

7

22

Знание любопытных исторических фактов

3

23

Работа с Приложением №3

Знание исторических схем, их анализ.

5

24

Решение кроссворда.

23
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconМинистерство Образования Российской Федерации Карельский Государственный...
Характеристика показателей скоростно-силовой подготовленности баскетболистов 12 – 13 лет и школьников, не занимающихся спортом”

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconПрограмма развития государственного автономного образовательного...
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconПрограмма дополнительного профессионального образования
Мерчандайзинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, чей бизнес заключается в реализации товаров...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconПлан работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
По организации дополнительного профессионального образования работников муниципальных образовательных учреждений

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconОб итогах республиканского этапа X всероссийского конкурса авторских...
В целях обновления содержания дополнительного образования детей, повышения роли учреждений дополнительного образования детей в становлении...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин icon«Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования...
Сии состоялся круглый стол «Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях фсин...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconСистема менеджмента качества как инструмент повышения эффективности...
В условиях ухода от аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования, на первый план выходит вопрос диагностики...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников Муниципального...
Треннего трудового распорядка разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации...

Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования Кафедра обществоведческих дисциплин iconКоми республиканский институт развития образования
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница